Работа с творческими коллективами в балете. Часть 3/4

Автор Толмачев Андрей Валерьевич


Начало:

Работа с творческими коллективами в балете. Часть 1/4

Работа с творческими коллективами в балете. Часть 2/4

Работа с творческими коллективами в балете. Часть 3/4 Балет, Коллектив, Искусство, Видео, Длиннопост

Приемы / принципы создания балета по М.М. Фокину

Первое правило нового балета «Не составлять комбинаций из готовых и установившихся танцевальных движений, а создавать в каждом случае новую форму, соответствующую сюжету, форму наиболее выразительную, способную изобразить эпоху и характер представляемого народа» [1].


Второе правило состоит в том, что танец и жест не имеют смысла в балете, если они не служат для выражения драматического действия, и не должны употребляться как чисто дивертисментные или развлекательные, не связанные с замыслом всего балета.


Третье правило заключается в том, что новый балет допускает употребление условного жеста только там, где этого требует стиль балета, и во всех другихих случаях стремится заменить жесты рук пантомимной игрой всего тела Человек может и должен быть выразительным с головы до ног.


Четвёртое правило предполагает выразительность групп и танцевальных ансамблей. В старом балете исполнителей располагали в группы только с декоративной целью, и балетмейстер не заботился о выражении какого-либо чувства этими группами персонажей или ансамблевыми танцами. Новый балет, напротив, развивает принцип выразительности, идет от выразительности одной фигуры к выразительности группы фигур и к выразительности массового танца толпы.


Пятое правило состоит в союзе танца с другими искусствами. Новый балет, отказываясь быть рабом как музыки, так и сценического оформления и признавая союз с другими искусствами только при условии полного равенства, предоставляет полную свободу как художнику-декоратору, так и музыканту.


Таковы главные правила нового балета. Если его идеалы ещё полностью не осознаны, его цели, по меньшей мере, заявлены достаточно ясно, чтобы разделить не только публику и прессу, но также членов петербургской балетной труппы на две противостоящие друг другу группы и чтобы привести к образованию того Русского балета, который посещает все зарубежные страны и часто ошибочно принимается за традиционный русский балет, всё ещё продолжающий существовать в Москве и Петербурге [2].


Когда я сочинял античный греческий балет, я изучал искусство древней Греции; когда я ставил «Золотого петушка», я изучал старинные русские лубочные картинки; и когда я ставил «Шехеразаду», «Клеопатру», «Видение розы» и половецкие пляски в «Князе Игоре», в каждом случае я использовал различные материалы, соответствующие данному балету«.


Дилетантизм вместо мастерства в искусстве по М.М. Фокину

Как бы воображение такого «музыканта» ни было воспламенено, он бессилен будет выразить, что чувствует, или, точнее, будет выражать это чувство в уродливой форме. А такой метод обучения танцу практикуется и называется Creative dance. Никакой контроль над линией, движением, позой при этом немыслим. Все заменяется «свободным импульсом», и единственный результат — усвоение плохих привычек. Я не говорю здесь об отдельных артистах. Я говорю о принципе, о методе.


Что вышло бы, если бы композиторы-модернисты — Дебюсси, Равель, Стравинский, Прокофьев, давшие так много нового в музыке, вместо того, чтобы использовать наследие предшественников, вздумали бы начать всё сначала? Никто из них не сочинил свою новую теорию музыки. Они хорошо ознакомились с искусством прошлого, и это дало им возможность создавать будущее. искусство.


Представители немецкого танца, отрицая балет, берут от него наиболее избитые, надоевшие па и исполняют их в самом скудном виде.


Доверчивая публика принимает всё это за величайшее мастерство. Но не только публика. Это случается и с критиками.


Стремление к неясности, к туману — первый признак, что здесь нет искусства. Такой-то композитор или художник может быть непонятен для меня. Это совсем не значит, что он плох. Но если в своем искусстве он хочет быть непонятным, то он не художник, не композитор. Такое желание противно природе искусства [3].


Если во все времена красота была идеалом человека, то данное течение все красивое считает сладким, о грации говорит с презрительной гримасой а само впадает постоянно в слащавость. Если здоровое развитие тела было одной из задач танца, то в настоящее время не только танец, но и гимнастика, на которой он основан, «не имеет гигиенических или атлетических целей». Культ красоты связан со здоровым развитием тела. Прежде для искусства танца отбирались наиболее совершенно сложенные тела. Они, по мере возможности, гармонично развивались и таким образом действительно делались инструментом танца.


Точно так же, как отвергают технику танца только потому, что не имеют возможности её осилить, модернисты отвергают красоту, как нечто ненужное и устарелое, только потому, что не могут её продемонстрировать ни в своих движениях, ни в своем телосложении. Отсюда — уродство как принцип, как величайшее достижение.


Итак, красота, грация, здоровое нормальное физическое развитие — всё отвергается. А во имя чего? Во имя «необычного». Это — главная цель немецкого танца: дать «что-нибудь необыкновенное», а это «необыкновенное» у всех выходит одинаково...« [4].


После Октябрьской революции Фокин покидает Россию, надеясь вернуться в будущем, но этого так и не произошло. Работая в США, балетмейстер выражает свою тоску по родине, создавая постановки на музыку русских композиторов — Н. А. Римского- Корсакова («Русские праздники»), А. П. Бородина («Громовая птица»), П. И. Чайковского («Веселящиеся боги»), С.В. Рахманинова («Паганини»), Его последний балет — «Русский солдат» на музыку С. С. Прокофьева — был связан с событиями Великой Отечественной войны, с тревогой за судьбу родной страны.


М. Фокин умер в 1942 году, по легенде в последние минуты жизни он расспрашивал о событиях под Сталинградом [5].


Вы можете в комментариях поправить Автора, если он не прав!


Окончание будет опубликовано в понедельник 13 сентября


+ Ваши дополнительные возможности

ВИДЕО: ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ СЕМЕЙ

Список источников:

1. Приемы / принципы создания балета по М.М. Фокину // https://vikent.ru/enc/4832/

2. Фокин М.М., Пять принципов / Против течения. Воспоминания балетмейстера, Л., «Искусство», 1981 г., с. 312-313.

3. Дилетантизм вместо мастерства в искусстве по М.М. Фокину // https://vikent.ru/enc/4831/

4. Фокин М.М., Против течения. Воспоминания балетмейстера, Л., «Искусство», 1981 г., с. 211-215. 5. Михаил Фокин / Театральные сезоны // https://musicseasons.org/mixail-fokin/

Читатели VIKENT.RU

1.3K постов159 подписчиков