Пугающе правдоподобный. Мнение о фильме Заражение (2011)
Трейлер фильма на русском языке.
Приветствую вас, читатели! Приветствуется обсуждение, если эта тема вас затронула (личный опыт, другие фильмы, сериалы или просто желание высказаться). Приятного чтения и всего наилучшего!
Чем опасны вирусы? Они смертоносны? Конечно! Против них трудно найти вакцину? Бывает и такое (нынешняя ситуация — яркий тому пример). Но самая главная опасность вирусов, по моему мнению, состоит в том, что они невидимы. Подобно электрическому току, они могут находиться везде и всюду, а вы их и не заметите. Любой поручень в автобусе или метро, дверная ручка, вещи или продукты в магазине — все это может быть смертельно опасно в период пандемии. Также добавляет проблем инкубационный период и то, что кто-то может и не заразиться, но быть носителем этого вируса. Еще ситуация может осложниться тем, что человек, переболев, может не приобрести иммунитета против этой заразы. К чему я веду, спросите вы? А к тому, что все, ну или почти все, эти вопросы освещены в фильме Стивена Содерберга. К тому же режиссер отлично показал накал обстановки в обществе во время пандемии. Об этом фильме я узнал из новостей — кинопоиск несколько раз упоминал что многие люди вспомнили этот фильм из-за пугающей правдоподобности, другие телеграм каналы устраивали разборы этого фильма, поэтому я и решил его посмотреть. И знаете что? Пожалуй я соглашусь с теми, кто говорит об этом фильме то, что он опередил свое время и стал чуть ли не пророческим.
В данном посте я попробую максимально дистанцироваться от политики, сплетен и конспирологии, и объективно оценить фильм, попутно сравнив увиденное с нашей сегодняшней жизнью. В тексте могут быть (и будут, без этого никак) сюжетные спойлеры, поэтому будьте осторожны, если вы еще не посмотрели этот фильм, но заинтересовались им. Приступим!
Итак, фильм начинается с того, что нам поочередно показывают несколько заболевших людей в разных крупных городах планеты (не забыв при этом указать численность населения в них, чтобы мы смогли оценить будущие масштабы пандемии). Пока что они никак не связаны, но ухудшение их состояния налицо — потеря ориентации, приступы, сильный кашель, обморок и, в итоге, смерть. Летальность вируса и коэффициент передачи от человека к человеку очень высоки, а инкубационный период и проявление симптомов происходит с невероятной скоростью. На лицо смертоносный вирус и новая пандемия. Но власти не торопятся объявлять карантин и вообще принимать какие-либо меры, потому что «как мы закроем целый город?». В данной ситуации промедление смерти подобно, что и показано в фильме — количество зараженных увеличивается в геометрической прогрессии, а люди уже начинают задавать неудобные вопросы. Назревает паника.
В итоге, конечно, город все равно закрыли, но какой ценой… Людей хоронят в братских могилах, совсем близко к городу. В результате ученым все-таки удалось сначала получить модель вируса, а потом и синтезировать вакцину. Примечательно то, что все действовали сообща и разными методами, но в итоге пришли к положительному результату.
А теперь попробуем связать события фильма и нашу реальность. Впервые случай заражения коронавирусом зарегистрировали 31 декабря 2019 года в Китае. Власти сразу же стали действовать жестко — закрыли целую провинцию на карантин, людей не выпускали из своих квартир, пресекались любые попытки раздуть масштабы эпидемии во избежание паранойи у населения. Некоторые страны осудили такой подход, дескать он слишком бесчеловечный. Но в итоге им самим пришлось поступить точно также, только масштабы эпидемии стали в разы больше, а экономическая ситуация в разы хуже.
Также стоит отметить особо тех уникумов, которые пытаются нажиться на горе других людей. В фильме это тоже четко и правдиво показано. Блогер-журналист (он сам себя так позиционирует) сначала попытался раздуть масштабы болезни, а потом и вовсе притворился больным, чтобы рекламировать и продавать липовое лекарство. К счастью, этого злодея все же остановили, но подгадить людям (были и летальные случаи) и властям он все же успел. Вот и в нашей реальности существует множество мошенников, которые пользуются сложной ситуацией. Причем, что самое противное, эти люди сами же и нагнетают обстановку, чтобы другие уже не мыслили адекватно и делали все, чтобы спастись. Это, кстати, еще одна тема, которая поднималась в фильме. Массовые беспорядки, грабежи, мародерство, убийства на почве нехватки еды, опустошенные полки магазинов, когда еще ничего серьезного не произошло — все это происходит и в нашей реальности, но хорошо, что не в тех масштабах.
Отдельной строкой хочу отметить тех врачей, вирусологов и других работников сферы здравоохранения, которые на передовой борются с вирусом, каждый день рискуя своей жизнью. Они такие же люди и также могут заразиться. Они, ради ускорения клинических испытаний вакцины, проводят тесты на себе, спасая миллионы жизней. Бывают, что и они тоже проявляют слабость, используя преимущества своего положения. Герой Лоренса Фишберна сначала предупредил свою жену до объявления карантина, чтобы та смога уехать из города, а потом обманом получил вакцину для ребенка одного из своих сотрудников. Поступок весьма добрый, но в случае с женой ему пришлось сначала оправдываться перед журналистом (так как жена не смогла не рассказать своей подруге, а та своей), а потом и вовсе давать показания перед комиссией. Так что тут палка о двух концах, как говорится.
Еще одна ситуация, которая была обыграна в кино, и я думаю, что она имеет место быть и в реальности, — это похищение людей ради того, чтобы получить вакцину как можно скорее. В фильме нам показали небольшую китайскую деревню, в которую пришел вирус. Как вы могли догадаться, спасать этих людей если кто и собирался, то в очень отдаленном будущем, когда будет уже слишком поздно. Поэтому один из жителей идет на отчаянные меры — похищает одного из врачей, чтобы получить лекарство. Но их перехитрили и дали вместо заветного антидота пустышки. Печальная история.
И последняя ситуация из фильма, о которой я хотел бы вам рассказать, это то, что неукоснительное соблюдение карантина приносит свои плоды. Дочери героя Мэтта Дэймона пришлось около полугода просидеть в своем доме, реально общаясь лишь с отцом и виртуально с друзьями, потому что рисковать и выходить на улицу было слишком опасно. Но чего стоят полгода изоляции по сравнению с тем, что она осталась живой и здоровой?! Вот и сейчас всем нам стоит затянуть пояса потуже, собрать всю волю в кулак и просидеть этот месяц в изоляции (условной, конечно, ведь общаться с друзьями и родными можно по сети). Вообще, это очень распространенная практика — карантин и изоляция, которая корнями уходит вглубь веков. Да даже сейчас изоляция является одним из самых действенных способов ограничить развитие вируса и взять его под контроль, нового ничего не изобрели в этом плане.
Ну и по мелочи — в фильме показаны идентификационные браслеты (привет, смс-пропуск). Кстати, виноватой, в итоге, оказалась летучая мышь (совпадение? Не думаю), притом вообще случайно, так что доля иронии в этой ситуации все-таки есть…
Так что же мы имеем в итоге? Как вы сами могли заметить, все (или почти все) показано реалистично, достоверно и без прикрас (ну, думаю по большому счету все так).Поэтому я отнес бы этот фильм скорее к документальным с небольшой щепоткой художественности, хотя и снят он без особых медицинских подробностей (но частично они есть).
Теперь перейдем к художественной составляющей. Она тут есть, как ни странно. Но актерам, как мне кажется, разгуляться особо не дают. Потому что фильм не об этом, не об эмоциях, не о горечи утраты или болезненных муках скорби. Он о том, что ждет мир в такой ситуации. Герою Дэймона, например, не сопереживаешь, хотя он и потерял очень многое. Есть, конечно, моменты когда он старается играть драматическую роль, но это крохи по сравнению с хронометражем фильма. Зато героя Джуда Лоу ненавидишь искренне и незамутненно. Вот он сыграл на отлично, раскрыл подонка во всей красе. Фишберн также играет на уровне, но по сравнению с той же «Матрицей» раскрывается его талант не полностью. Героиня Кейт Уинслет, тот самый врач, который работал на передовой и обидно, по-глупому погиб, вызывает и сочувствие, и сожаление, наверное, одна из немногих в этом фильме кто может выдавить из вас слезу. Еще есть Марион Котийяр, но ее роль как-то прошла мимо меня, хотя для сюжета она имеет некоторую ценность (именно она смогла найти связь между первыми заболевшими и то место, откуда стал распространяться вирус). Поэтому мне понятны не очень высокие оценки зрителей (6,49 на кинопоиске, хотя процент положительных рецензий 72 и 6,7 баллов на ИМДБ) и рецензии в духе «я ждал крутого экшена/сильной драмы/больше действий в кадре». Стивен Содерберг снял отличную историю о жизни людей в период пандемии смертоносного вируса и буднях медицинских работников, но в ней захватывающих моментов, головокружительных твистов или сильной драмы. Это фильм о жизни, причем до страшного правдоподобный, а она зачастую бывает банальной и серой, но нельзя ведь поэтому от нее отказываться?
Те люди, которые так или иначе знакомы с ситуацией в мире скажут мне «А что нового или необычного ты нам сейчас рассказал?» и будут правы, я думаю. А тот, кто скурпулезно следит за новостями, вообще может рассказать мне много нового (допускаю и такое, с большой долей вероятности, потому что я читаю сводки не каждый день). Но целью этого блога было, во-первых, рассказать людям о хорошем и правдоподобном фильме, а во-вторых, я хотел поделиться своим личным мнением после просмотра. То, как я его вижу и воспринимаю, ведь эта тема сейчас достаточно актуальна и серьезна, несмотря на всю свою мрачность.
Интересные факты.
- В качестве рекламной акции канадское отделение кинокомпании «Warner Bros. Pictures» заказало две огромные чашки Петри и установило их в витрине торгового центра в Торонто. За несколько дней бактерии и грибки в них выросли и образовали название фильма и знаки биологической опасности.
- В творческом коллективе фильма очень много актёров, которые были номинированы или даже получили премию «Оскар». Это Марион Котийяр (награда за лучшую женскую роль в фильме «Жизнь в розовом цвете» в 2008 году), Мэтт Дэймон (лучший сценарий за фильм «Умница Уилл Хантинг» в 1998 году), Лоренс Фишбёрн (номинация в категории «лучший актёр» за работу в фильме «На что способна любовь» в 1994 году), Эллиотт Гулд (номинация в категории «лучший актёр» в работу в фильме «Боб и Кэрол, Тэд и Элис» в 1970 году), Джон Хоукс (номинация в категории «лучший актёр» в фильме «Зимняя кость» в 2011 году), Джуд Лоу (номинирован дважды), Гвинет Пэлтроу (премия за лучшую женскую роль в фильме «Влюблённый Шекспир» в 1999 году) и Кейт Уинслет (награда за лучшую женскую роль в фильме «Чтец» в 2009 году).
- Консультант фильма доктор Йен Липкин, профессор эпидемиологии из Школы управления здравоохранения им. Мейлмана при Колумбийском университете, заявил, что описанный в фильме вирус напоминает вирус Нипах, который был впервые выявлен в Малайзии в конце 1990-х годов во время вспышки заболевания среди фермеров-свиноводов.
Небольшой позитиватор)
Всё о кино
23.3K постов60.2K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.