Процессоры №1
Всем привет! Не прошло и года, как я доделал этот пост. Перерыв был большой по ряду причин: сессия, работа, выход новых процессоров... Дело совсем не в том, что я ленивая жопа ;)
Итак, в этом посте мы опять в основном рассмотрим теорию, а в следующем уже будем на более конкретных примерах рассматривать, что есть что.
Производитель
На данный момент есть два главных производителя - AMD и Intel. И их сравнение еще более сложная задача, чем сравнение AMD и Nvidia на рынке видеокарт. Процессор выполняет различные задачи, сделать определенный процессор лучшим для всего не получается, поэтому у каждого из них есть свои плюсы и минусы, даже если не смотреть на цену. Кроме того, если видеокарта имеет свою собственную оперативную память, то процессор - нет, он использует ОЗУ, которое вы ему поставите. От этого тоже зависит производительность. Но в целом, можно сказать следующее: выпуская новый процессор, АМД делает 5 шагов, а Интел - маленький шажочек. Но пока АМД выпускает этот процессор, Интел выпустит и перевыпустит уже кучу разных поколений и в итоге может оказаться еще и впереди
Характеристики
Мы рассмотрим следующие параметры: сокет, кэш-память, количество ядер\потоков, частота, множитель, встроенная графика,крайне поверхностно ОЗУ и тепловыделение. Да, процессор имеет значительно больше характеристик, углубляться можно очень много, но пользы от этого будет не много
Сокет
Первое, с чем сталкивается покупатель при выборе процессора - на каком сокете собрать. Если по-простому, то сокет - это разъем процессора. В отличие от видеокарт, процессоры имеют свои разъемы
Это сделано по разным причинам. Если вы попытаетесь вставить процессор с одним сокетом в материнскую плату с другим сокетом, то почти всегда все закончится очень плохо. Есть редкие исключения, о которых расскажу в следующий раз, но это все больше относится к старым платформам
Кэш-память
В процессоре есть до 3 уровней кэша - это такая быстрая память внутри процессора. Существует еще 4 уровень, но в домашних компьютерах он не используется, так как предназначен для многопроцессорных компьютеров.
Итак, 3 уровня памяти. Не будем вдаваться в подробности, почему их 3, зачем именно они нужны и т.д. Главное, чтобы были все 3. Сейчас все лучше и лучше задействованы параллельные вычисления. Кэш 3 уровня очень сильно помогает в этом. При этом, для офисных задач и игр совсем не важен его объем, который обычно меньше 10 мегабайт - вся нужная информация почти всегда умещается там, разница на уровни погрешности
Количество ядер/потоков
Пожалуй, один из самых важных параметров при выборе ЦПУ. Количество ядер либо равно количеству потоков, либо в 2 раза меньше. Достигается это у некоторых процессоров за счет различных хитростей в архитектуре. Количество потоков - сколько максимум команд одновременно может выполнять компьютер. Если будут желающие, более подробно могу рассказать в следующем посте
Частота процессора, множитель
Все знают, что процессор имеет частоту. Но не все знают, что это означает, и, что важно, как она получается. Частота процессор, если по-простому, это сколько операций может сделать процессор в секунду. Посмотрим, из чего она получается. Возьмем Intel Cote i7 7700K:
Он имеет частоту 4.2 ГГц и разблокированный множитель. Сейчас разберем, что это означает:
Есть генератор тактовых частот, есть множитель. Первый генерирует частоты, но довольно скромные, для 7700К это "всего лишь" 100 000 000 Гц, т.е. 100МГц. Затем множитель умножает эти частоты (на 42 для 7700К). Получается 4.2 ГГц.
Таким образом, частота процессора = частота базового генератора х множитель. При этом, эти составляющие могут быть заблокированными или разблокированными. Это позволяет "разогнать" процессор, т.е. повысить его частоту. Мы можем либо увеличивать частоту базового генератор, либо множитель, либо и то, и то вместе. У всех вариантов есть свои плюсы и минусы, правда минусы в прямых руках пропадают :)
Встроенная графика
Сегодня многие процессоры имеют встроенную графику, точнее графическое ядро. Как правило, его хватает для офисных задач и тяжелых игр при низких настройках. В принципе, тут полная аналогия с видеокартами. Есть чип - графическое ядро. Есть оперативная память - ОЗУ. Есть шина - шина :D Главный момент тут в том, что так как ОЗУ может стоять разное, то от этого, пусть не кардинально, зависит производительность встроенной графики. Чем выше частота ОЗУ, тем больше ФПС получится выдать.
ОЗУ
Тут я бы хотел обговорить лишь одну вещь, т.к. саму оперативную память еще не разбирали. В наше время доживает свои дни DDR2 (и еще долго будет доживать), состаривается DDR3, и радуется жизни DDR4. Скажу лишь, что они отличаются частотами (чем выше цифры, тем выше диапазон частот) и "прорезями"
Поэтому сразу замечу - если "прорези" на ОЗУ и в разъеме ну никак не совпадают - не пытайтесь подпилить/просверлить/молотком забить память. Много таких случаев было, везде минимум погибала память.
Тепловыделение (TDP)
Это потребление процессора в ваттах, все как у видеокарт. Казалось бы - взял себе процессор с TDP поменьше, он будет греться меньше. Но надо сказать большое "спасибо" Интелу за их, извиняюсь, сопли под крышкой. Дело в том, что кристалл процессора не прилегает к теплораспределительной крышке процессора. Между ними образовывается свободное пространство, которое надо как-то заполнить. И если АМД стабильно использует припой, то Интел для некоторых моделей нанимает китайцев, которые плюют под крышку. Как итог - процессор от Интел с TDP ~80 Вт может греться сильнее, чем процессор от АМД с TDP ~140 Вт.
Прошу прощения, сегодня я не Васнецов - paint решил похулиганить
Сравнение в интернете
Как ни странно, очень интересная вещь. Если с проф. приложениями все понятно, нужен вам только Photoshop - сможете сравнение в этой программе, то с играми есть некоторые тонкости. Как вы помните, сбалансированная сборка - это где видеокарта нагружена "под завязку". При этом, процессору все равно на качество картинки, это совершенно не его забота. И при сравнении в интернете, вы можете найти диаметрально противоположные тесты - на минимальных и на максимальных настройках. Дело в том, что тест на максимальных настройках - это тест видеокарты. Тест на минимальных настройках - это тест процессор, но в синтетических, неправдоподобных условиях. Из первого варианта мы можем узнать, как ведет себя процессор в нормальной среде - температуры, распределение по потокам в обычной, игровой ситуации. Из второго - сколько кадров он вообще способен выдавать, что важно любителям CS:GO, к примеру. Как по мне, смысл имеет смотреть все вместе, хотя оба лагеря меня сейчас запинают ногами
Ну, на этом все =) Надеюсь, было интересно, и я не перемудрил - переписывал в 3 раз, оказывается черновик удаляется через некоторое время. Следующий пост будет быстрее =)