Происхождение домового в славянской мифологии

Происхождение домового является предметом долгих споров и размышлений. Для того чтобы понять, кто он и откуда появляется в домах, рассмотрим наиболее распространенные теории.

Одно из объяснений состоит в том, что домовой представляет собой воплощение духа огня, олицетворяющего домашний очаг. Данная теория нашла подтверждение в народных преданиях нашего и западных славян, где огонь занимает важное место. Обряды, связанные с бадняком и гаданиями по пламени, углям, золе и лучинам, лишний раз подтверждают эту точку зрения. Сначала народ поклонялся самому очагу, но в дальнейшем эти верования смешались с языческой мифологией и нашли воплощение в образе домового.

Происхождение домового в славянской мифологии Домовой, Славянская мифология, Фольклор, Фильмы, Длиннопост

В качестве доказательства этой теории можно привести запись обряда, связанного с переездом молодой семьи в новый дом. В этом обряде свекровь кладет горячие угли в горшок и накрывает его скатертью, после чего обращается к заднему куту, где говорит: "Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье". После этого она отправляется в новый двор с горшком, где встречают дедушку-домового с хлебом и солью у растворенных ворот. Свекровь постукивает в верею и спрашивает: "Рады ли гостям?". Хозяева отвечают с низкими поклонами: "Милости просим, дедушка, на новое место". Затем свекровь идет в избу, ставит горшок на загнетку, трясет скатертью по всем углам, словно выпуская домового, затем высыпает угли в печурку, а горшок разбивают и зарывают ночью под передний угол дома.

Происхождение домового в славянской мифологии Домовой, Славянская мифология, Фольклор, Фильмы, Длиннопост

Эти обряды символизируют перенос углей из старого очага в новый, подтверждая идею "переселения" домового.

Происхождение домового в славянской мифологии Домовой, Славянская мифология, Фольклор, Фильмы, Длиннопост

Итак, можно заключить, что дух-хранитель дома пребывает в очаге и, возможно, является персонифицированным образом огня. Возникает вопрос, почему городские квартиры лишены домовых и почему в городском фольклоре они не встречаются. Можно предположить, что с переездом из деревень в города люди забыли старые верования, так как без очага не может быть и души у дома.

Таким образом, происхождение домового связано с языческим почитанием очага и его связи с огнем. Обряды переезда и переноса углей являются доказательством этой теории и подтверждают, что домовой является духом-хранителем дома. В то же время, его отсутствие в городских квартирах может быть обусловлено забвением и утратой старых верований при переезде из сельской местности в города.

Домового обычно представляли в облике хозяина или хозяйки дома живого или умершего (последнего умершего либо самого старшего человека в семье). Облику присущи некоторые звериные черты, указывающие на его потустороннюю природу: длинные торчком стоящие уши (либо только одно), покрыт шерстью (в цвет волос хозяина дома), длинные когти. Лохматость и косматость домового сулила богатство дому, поэтому у бедняков домовой ходил голый. Одежда домового — зипун или синий кафтан, белая или красная рубаха подпоясана кушаком. Если домовой показывается в чёрном — это предвещает беду.

Происхождение домового в славянской мифологии Домовой, Славянская мифология, Фольклор, Фильмы, Длиннопост

Считается, что домовой — злобная сущность (черт, слуга сатаны). Хотя большинство исследователей все же склоняются к тому, что домовой — добрый дух, но существует и противоположный взгляд, согласно которому он изначально принадлежит к ордам бесов. Его характеризуют по-разному: то он весьма безвредный шутник, то истинный адепт зла, от которого не стоит ожидать ничего хорошего. Домовой представляет собой невидимого, бесплотного и рогатого духа, который обитает в каждом доме, в каждой семье. В отличие от сатаны, он не совершает злодеяний, а только шутит время от времени, и даже оказывает услуги, если полюбит хозяина или хозяйку.

Происхождение домового в славянской мифологии Домовой, Славянская мифология, Фольклор, Фильмы, Длиннопост

В образе человека домовой появляется у себя в доме по ночам. Если полюбит какую-то скотину, то старается ее покормить и ухаживает за ней, а если не полюбит, то наоборот, скотина приникнет и исхудает.

Происхождение домового в славянской мифологии Домовой, Славянская мифология, Фольклор, Фильмы, Длиннопост

Скорее всего такие версии о бесовском происхождении домового появились в более поздние времена, когда все языческие верования, обряды и традиции были отмечены как зло. Ведь культ предков или почитание огня уже не соответствовали новому мировоззрению и представляли собой возвращение к старым верованиям, которые было нельзя совместить с новой верой — кроме как именовать их чем-то «от лукавого».

Происхождение домового в славянской мифологии Домовой, Славянская мифология, Фольклор, Фильмы, Длиннопост

Образ домового и связанные с ним обряды были важной частью повседневной жизни наших предков. Народная память всегда сохраняет только то, что имеет значение и смысл. Значит, все эти традиции также следует воспринимать серьезно. Нам сегодняшним предстоит еще разобраться в них.

Происхождение домового в славянской мифологии Домовой, Славянская мифология, Фольклор, Фильмы, Длиннопост

Одну из таких попыток экранизации образа Домового, опираясь на русский фольклор, предприняли создатели фильма «Домовой», премьера которого состоится 4 апреля 2024 года. Сценарий российского мистического фолк-хоррора построен на глубоком понимании фольклора, поднятии образа домового из культурного пласта и воплощении его на экране в таком виде, в котором он непривычен, т.к. не ассоциируется со всеми любимым, беззаботным и дружелюбным домовенком Кузей, которого, кстати, также можно будет увидеть в кино в конце года. 19 декабря на экраны страны выйдет семейная картина «Домовенок Кузя» по мотивам сказок Татьяны Александровой. Именно эти сказки легли в основу широко известной советской мульт-тетралогии 80-х: «Дом для Кузьки», «Приключения домовенка», «Сказка для Наташи» и «Возвращение домовенка».

Ну очень интересно будет сравнить эти два фильма – про Домового и Домовёнка!

Славянская мифология и сказки

395 постов3.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Пожалуйста, по возможности указывайте авторов или исходники, если пост без тега моё, уважайте чужой труд.

2. Баяны не приветствуются, но если это большая тематическая сборка и баяны занимают не основную часть поста, то допустимо, что бы не рушить целостность.

3. Оскорбления, угрозы, продвижение политических и религиозных взглядов будут караться.

4. Уважайте себя и окружающих.