Прогулка Джоконды в Италию

110 лет тому, 21 августа 1911 года из Лувра была похищена знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Прогулка Джоконды в Италию Мона Лиза, Лувр, Кража, Длиннопост

Картину из музея вынес 30-летний стекольщик Винченцо Перуджа: молодой итальянец незадолго до происшествия устроился в музей сезонным рабочим. Он был стекольщиком и изготовил защитный экран для великого полотна да Винчи. А после, в понедельник, когда в Лувре не было посетителей, проник в зал, снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул из рамы, завернул в куртку и спокойно вышел из музея.

Прогулка Джоконды в Италию Мона Лиза, Лувр, Кража, Длиннопост

О похищении картины писали газеты всего мира.


Великое творение Леонардо да Винчи числилось среди самых разыскиваемых культурных ценностей в течение двух лет. Французская пресса обвиняла немцев в провокации: якобы кайзер приказал украсть «Джоконду», чтобы продемонстрировать слабость Франции. Немецкая пресса в ответ обвиняла французов, стремившихся развязать войну. В процессе расследования полиция на всякий случай арестовала поэта Гийома Аполлинера за его высказывание «я с удовольствием сжег бы Лувр». За компанию в участок вызывали и его приятеля — художника Пабло Пикассо. С настоящим вором тоже беседовали, но преступник выдумал себе приличное алиби и на его счет следствие успокоилось. В числе подозреваемых был также аргентинский коллекционер Эдуардо де Вальфьерно, который незадолго до похищения заказал 6 копий «Моны Лизы». Все копии он продал, выдавая их за украденный оригинал. По некоторым данным, именно он и организовал похищение картины, а Перуджа стал всего лишь исполнителем. Заработав миллионы на подделках, Вальфьерно скрылся – оригинал был ему больше не нужен.


Перуджа перевез похищенную «Мону Лизу» в Италию и хранил ее в ящике под кроватью. Первая же попытка продать картину привела к аресту. Винченцо Перуджа не отрицал своей вины и признался в том, что совершил кражу с единственной целью – восстановление исторической справедливости. Он хотел вернуть итальянцам то, что принадлежало им по праву. И поскольку суд проходил во Флоренции, его аргументы возымели силу: преступника приговорили всего к одному году заключения.


Вновь обретенную «Мону Лизу» с триумфом провезли по крупным итальянским городам, но в январе 1914 года все-таки вернули в Париж на прежнее место.