Программы оказания помощи при травме

Как всегда: получаю минусы в комментариях, пишу пост. По мотивам поста о политравме, в котором я заметил, что суматохи в такой ситуации не должно бы быть, если бы у нас обучали, как в таких ситуациях действовать.


Итак, немного истории: в 1976 году в США произошла трагедия, маленькая человеческая трагедия, которую бы никто и не заметил, если бы не то влияние, которое она оказала на обеспечение медицинской помощи при травме почти во всем мире. В феврале 1976 года Джеймс Стайнер, хирург-ортопед, пилотировал небольшой самолет, в котором находилась также его семья. Из-за низкой облачности он потерял ориентацию и врезался в деревья. Жена погибла на месте, трое детей (8, 7 и 3 года) получили черепно-мозговые травмы и были без сознания, у десятилетнего сына была сломана рука, а у самого Джеймса сломаны ребра и лицевые кости. Он смог вытащить детей из обломков самолета, оказал на месте первую помощь, и после этого поспешил к ближайшей дороге за подмогой. Помощь, которую он и его дети получили в близлежащем госпитале, оказалась по качеству хуже той, которую он мог обеспечить непосредственно на том злополучном кукурузном поле.

Это и подтолкнуло его к созданию курса оказания помощи при травме, который получил в США название ATLS (Advanced Trauma Life Support), а в остальном мире лицензирован как EMST (Early Management of Severe Trauma – Раннее оказание помощи при тяжелой травме).


Ежегодно этот курс проходят около 50 тысяч врачей в 63 странах мира. Сам курс обновляется каждые 4 года. А принципы могут быть применены как в деревенской больнице с одним-единственным врачом, так и в многопрофильном хорошо оснащенном центре.


Три основных принципа ATLS:

1. Принимать меры в порядке непосредственной угрозы жизни

2. Отсутствие диагноза не должно замедлять лечение

3. Детальный анамнез не важен.


Из первого принципа собственно и следует алгоритм оказания помощи: непроходимость дыхательных путей убивает раньше, чем невозможность дышать, которая в свою очередь убивает быстрее, чем кровопотеря, а следующей по значимости проблемой является внутричерепное кровотечение. Все действия предпринимаются в порядке ABCDE:

A (Airways and C-spine protection) – Обеспечение проходимости дыхательных путей и стабилизация шейного отдела позвоночника.

B (Breathing) – Обеспечение дыхания.

C (Circulation) – Остановка кровотечения и поддержание объема циркулирующей крови.

D (Disability) – Неврологический статус

E (Exposure and Environment) – Раздеть и согреть.

После этого уже идет вторичный осмотр, выявленный на выявление других повреждений, не угрожающих непосредственно жизни.


Да, все это есть в разных учебниках и алгоритмах, однако курс, во-первых, систематизирует эти знания, во-вторых, соединяет в все единое целое, в-третьих, хорошо усваивается и позволяет врачу не растеряться в случае травмы, даже если он редко имеет с ней дело, независимо от его специальности, даже в трудных условиях.


По собственным впечатлениям, организация помощи при травме в тех местах в России, в которых я ее видел, даже там, где травма не редкость (еще раз, только там, где видел – вовсе не значит, что везде), уступает таковой там, где применяется ATLS/EMST, именно из-за недостатка систематизированного подхода и большей суматохи. И хотя на сегодняшний день нет хороших исследований, демонстрирующих влияние курса на результаты лечения, есть исследования с косвенными положительными результатами (улучшение знаний, навыков, повышение уверенности, и эти положительные результаты сохраняются на протяжении более 6 лет после участия в программе). Я думаю, что прохождение врачами именно отдельного специализированного и стандартизированного курса, пошло бы на пользу и повысило бы качество оказания помощи при травме.


Ну и для тех, кто сомневается, что это важно, данные ВОЗ по смертности от травм.

Программы оказания помощи при травме Медицина, Травма, Врачи, Медицинское образование, Длиннопост