Проект "Алтын" Ч.2
Начало : Проект "Алтын" Ч.1
ПО ЗАКАЗУ КГБ СССР
Шлем PSH-77, в народе Тиг, получил широкое распространение не только за рубежом, но и в странах Варшавского договора.
В Советском Союзе Тиг прошел боевую обкатку ровно сорок лет назад в ходе операции «Шторм-333» в Афганистане.
Вопреки расхожему мнению, при штурме дворца Тадж-Бек на бойцах Группы «А» КГБ СССР, входивших в группу «Гром», были обычные армейские каски. Тигов было всего несколько единиц.
Но и эти несколько шлемов показали себя с лучшей стороны и сыграли определенную роль в закупке Советским Союзом большого количества продукции ТIG-Garant.
В отличие от западных спецподразделений, где титановые забрала не пользовались популярностью, в Группе «А» КГБ СССР во время учебной практики и боевой работы данный атрибут был обязательным.
Исключением, по понятным причинам, было использование Тигов во время плановых командировок в Афганистан.
Именно там на шлемах появились чехлы кустарного производства, изготовленные сотрудниками из подручных материалов: капюшонов КЗС, масксетей, х / б ткани в камуфляже «березка».
Одной из важных задач, стоявших в то время перед инженерами КГБ, была адаптация бронешлемов PSH-77 под отечественную радиосвязь, а конкретно — радиостанции проекта «Ангстрем».
Переделка проводилась в Кучино (город Железнодорожный), в одном из НИИ ведомственного завода КГБ СССР и касалась не только радиосвязи, но и замены подтулейного устройства. Данный проект в Оперативно-техническом управлении КГБ получил шифр «Алтын».
На раннем этапе специалисты КГБ в заводских условиях извлекали двухслойный арамидный подпор, полиуретановую пену, пластиковый каркас фирмы Schuberth, заклёпывали шесть технологических отверстий в месте его крепления к колпаку, удаляли динамик фирмы Peiker и устанавливали заглушку в месте его размещения.
Внутри шлема закрепляли два отечественных динамика ПДМ-1, микрофон и подтулейное устройство, разработанное на базе первого тиговского, в основу которого был заложен вкладыш-амортизатор из пенопласта и демпфер с поролоновым валиком в тканевой оболочке.
В конце 1980-х были разработаны, изготовлены и прошли опробования защитные колодки радиогарнитуры из дюралюминия по типу тиговских.
В отличие от прототипа, помимо защитной колодки, расположенной в затылочной области шлема, появилась боковая с левой стороны, с кнопкой-тангентой в нижней части.
Такое решение было принято для недопущения блокировки канала радиосвязи, путем зажатия тангенты при ранении сотрудника или каких-либо механических воздействиях на неё.
В затылочной колодке располагался штепсельный разъем на 19 пин, к которому шел кабель подключения к радиостанции «Ангстрем СН». На внутренней стороне защитного кожуха наносился семизначный номер, первые две цифры которого были годом выпуска, остальные заводским шифром.
Изменения претерпела и гибкая штанга звуковода.
В отечественной версии ее основа стала более угловатой и выполненной из другого материала.
Там же, в Кучино, производилась покраска бронешлемов по швейцарской технологии в защитный цвет с фактурой шероховатости, известной, как шагрень.
Подводя промежуточный итог, хочу подчеркнуть, что на начальной стадии проект под шифром «Алтын» по факту заключался не в создании отечественного образца, а в переделке и русификации западного, т. к. быстро освоить производство своего бронешлема мы в то время не смогли.
Из Тигов извлекались все детали с иностранной маркировкой и заменялись на советские либо обезличенные западного производства. Весь процесс проводился в НИИ ведомственного завода КГБ.
ПОЯВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ШЛЕМА
Что касается отечественного шлема, то конструкторская документация Национального института авиационных технологий (НИАТ) на прессовую оснастку для штамповки титановых колпаков датируется 1986 годом.
В 1987 году НИАТ совместно с НИИ Стали была разработана технология сборки армейского титанового шлема 6Б6, включающая в том числе обработку цельнотянутой титановой основы и вставку тканевого подпора.
Причём конструкторская документация (КД) на этот шлем имеет номер 03. В конце 1980-х были изготовлены первые образцы 6Б6, но в серию шлем пошел спустя десятилетие.
А вот КД за номером 04, закрепленная за главным объектом нашего исследования — изделием «Комплект 6Б6С», датируется 1991 годом.
Комплект выпускался НИИ Стали и включал в себя титановый колпак толщиной 3 мм, арамидный подпор, забрало (два варианта размеров окна).
Сборку, радиофикацию, установку подтулейного устройства и покраску производили специалисты НИИ КГБ.
Часть деталей и бронестекла в обрезиненной рамке закупались за рубежом. В отличии от PSH-77, забрала к отечественному образцу не штамповались, а гнулись на вальцах, что создавало определенные трудности при подгонке.
Приходилось сначала собирать забрало, затем примерять его на колпак так, чтобы не было затруднений при его движении вдоль шлема, соблюдая все зазоры, и уже затем размечать отверстия на колпаке под фурнитуру.
На раннем этапе приходилось даже засверливать плавающие отверстия в боковых стопорах. После подгонки на забрало и колпак наносились парные номера ударными клеймами. Колпак отличался от Тига, как по геометрии, так и по размеру — наш шлем был больше. Но общая концепция, несомненно, была тиговской.
Данному изделию был присвоен заводской шифр «Алтын-Р1».
Шлемы комплектовались ЗИП в картонных коробках из учета одна коробка на 5 шлемов, ТО (техническое описание), ИЭ (инструкция по эксплуатации), паспортом.
Из этого следует — утверждённая конструкторская и технологическая документация НИИ Стали на изготовление изделия «Комплект 6Б6С» (изделие 6Б6С-01»), по которой данный комплект деталей можно было производить и поставлять заказчику относится к 1991 году, а никак не к началу 1980-х.
Понятно, что изначально разрабатывалась конструкция (конфигурация) титанового колпака, штамповая оснастка, отрабатывался технологический процесс штамповки, разрабатывалась технология изготовления тканевых подпоров, выпускались опытные образцы, но в серию шлем пошёл только в 1991 году и то в виде комплекта деталей с последующей сборкой, которая занимала определённый временной промежуток.
Процесс изготовления деталей изделия «Комплект 6Б6С» состоял в следующем: НИИ Стали приобретал титановые листы и рубил их на заготовки, из которых на Дубненском машиностроительном заводе в несколько проходов штамповали колпаки методом глубокой вытяжки-штамповки пластичным пуансоном, на оснастке, изготовленной в Харькове.
Эта технология штамповки позволяла иметь более равномерную толщину при вытяжке колпака. Не было потерь на окалину, как при горячей штамповке, и можно было в одной оснастке штамповать листы разных толщин.
Затем в НИИ Стали колпаки размечали по шаблону, фрезеровали по контуру, сверлили утвержденные в чертежах отверстия.
Также из титановых листов в НИИ Стали изготавливали щитки (забрала) и сверлили в них отверстия под пружину и шарниры. Параллельно собирались тканево-полимерные пакеты, из которых штамповались арамидные подпоры на оснастке Балашихинского литейно-механического завода.
Сборка пакетов для штамповки подпоров производилась путем ручной укладки ткани ТСВМ-ДЖ и полиэтиленовой пленки по схеме, указанной в технологическом процессе производства.
При нагреве пленка размягчалась, проникала в ткань, а после охлаждения опять твердела, скрепляла слои и держала форму подпора.
Преимущество термопластичной технологии в том, что плёнка не проникает в ткань глубоко, поэтому лучше сохраняется подвижность нитей. А это, в свою очередь, повышает бронезащитные свойства ткани по сравнению с арамидными конструкциями, склеенными фенольными смолами.
Количество слоев ткани и пленки в пакете варьировалось от 10+ / –2 до 20+ / –2 в зависимости от толщины титанового колпака (3 мм, 3,5 мм, 4 мм).
В ранней версии подпор представлял из себя сложную композицию, состоящую из трёх составных частей, усиленных двумя пластинами титана толщиной 1,2 мм в затылочной области, где в процессе вытяжки образовывалось утоньшение. Самым слабым местом подпора, соответственно, и шлема в сборе являлась височная область — граница склейки частей подпора.
Комплект принимался военным представительством Министерства обороны, после чего на титане проставляли штампы приемки в виде ромба с цифрами 1144.
Шлем был заявлен по 2-му классу защиты (колпак+арамидный подпор), забрало по 1-му классу защиты.
Приемо-сдаточные испытания (ПСИ) проводились в в / ч 44239 (в испытательном центре «Импульс»).
Из партии для испытаний выделялось три изделия, при этом испытывалось одно изделие (два дополнительных использовались при отрицательных результатах).
Зачетным выстрелом считалось попадание в 20 мм от края и 20 мм между попаданиями (не менее).
Пять зачетных выстрелов по шлему (колпаку) из пистолета ТТ.
Три зачетных выстрела по щитку из пистолета ПМ.
Два зачетных выстрела по бронестеклу из пистолета ПМ.
Из архивных документов НИИ Стали следует: отечественный бронешлем по результатам испытаний превзошел по защитным характеристикам PSH-77 на 10-15 %. Но личный опыт говорит о том, что доверять результатам испытаний можно далеко не всегда.
Как отмечалось выше, слабым местом «Алтынов» из первой партии была височная область.
Соответственно шлем не держал попадание из ТТ (7,62-мм пистолетный патрон 57-Н 134C с пулей Пст) ни в 20 мм, ни в 40 мм от края.
Трехмиллиметровый голый колпак пуля ТТ пробивала уверенно в любом месте с расстояния пяти метров. Глупо предполагать, что соединенные стык в стык резиновым клеем части арамидного подпора обладали бронезащитными характеристиками, способными удержать стальной сердечник.
На основании изучения доступных данных о поставках, было установлено, что поставки деталей «Комплект 6Б6С», начиная с 1991 года, из-за сложных вопросов финансирования и проблем приобретения материалов и комплектующих осуществлялись не так, как планировалось, а с задержками, переносами сроков, доделками-переделками, допоставками-недопоставками.
В среднем, в год выпускалось 100-120 комплектов.