Продолжение поста «О будущем дистанционного обучения»3

Третья, последняя часть по дистанционному обучению, здесь  первая и вторая части.


Третья и последняя часть касается условий, которые необходимо выполнить, чтобы дистанционное обучение вообще работало. Ситуация, которую наблюдаем сейчас с дистанционным обучением, это совсем не то, о чем я хотел писать. Сейчас на деле ситуация, которую никто заранее не продумывал и все, чем народ недоволен, это именно результаты непродуманных телодвижений органов управления образованием. К переходу на другой принцип обучения и соответствующие планы действий в аварийных ситуациях и при стихийных бедствиях готовятся заранее. Когда потоп уже начался, строить арку поздновато. Это не критика российской власти, это просто констатация факта, поскольку в других странах, в том числе в США, происходит точно то же самое.


Принципы


Если мы понимаем, что переходить на дистанционное обучение, частично или полностью, все-таки придется, то необходимо начать с установления основных принципов, таких как доступность, справедливость, равноправие и так далее. В дистанционном обучении задействованы, как минимум, следующие заинтересованные стороны: ученик, учитель/лектор, семья/родители, школа (провайдер обучения), государство, общество. Надо рассмотреть, как такой вид обучения выглядит с точки зрения каждой заинтересованной стороны и выработать позицию, приемлемую для всех, иначе положительных результатов не будет.


Начнем с того, что в условиях достаточного финансирования технические проблемы обеспечения процесса дистанционного обучения не существуют. Их надо искать в других сферах, начиная с юридической.


То, что меня всегда возмущало, это утверждение государством принципов, которые на самом деле не соблюдаются или невозможны для выполнения, и в итоге получается организованное лицемерие. Конституция говорит о том, что основные права, такие как образование, здравоохранение и так далее, равны для всех граждан страны и доступны всем, а получается, что у жителей Москвы эти права равнее и доступнее, чем у жителей Баргузинского района Прибайкалья. Неравноправность относится не только к проживанию на определенной территории, но и к принадлежности определенному сословию общества. Это плохо, поскольку стандарты оказания государственных услуг, таких как образование или здравоохранение, не должны зависеть от места проживания, или финансовой способности граждан.


Если мы говорим о том, что основное образование должно быть бесплатно и доступно, то оно должно быть бесплатно и доступно во всех своих проявлениях. Если вводится дистанционное обучение, тогда возможность купить ребенку качественный компьютер, обеспечить качественный доступ к интернету, обеспечить у себя дома условия для дистанционной учебы (например, отдельная комната для ученика) — все это не должно влиять на возможность получить качественное и бесплатное обучение. В итоге получается, что, в целях выполнения конституционных прав граждан, общество от государства, как своего исполнительного органа, требует обеспечить каждому ребенку :

• бесплатный компьютер,

• бесплатный и качественный интернет,

• другие условия, для участия в дистанционном обучении,

• решения для тех, которые, по разным причинам, не могут включиться в дистанционное обучение.


Подчеркиваю, что я  имею в виду один компьютер на ребенка, не на семью — у каждого должен быть свой компьютер. В любом другом случае нарушается принцип социальной справедливости и массовое дистанционное обучение теряет смысл.


Тем, у которых этот перечень вызывает усмешку, я скажу, что школы в США именно так делают, вам дают Chromebook на бесплатное пользование, если от вас требуют участвовать в дистанционном обучении. Касательно интернета, он и там не бесплатный, но я думаю, что в не так далеком будущем право на связь будет признано одним из таких прав человека, как и образование, и что интернет станет бесплатным для граждан, наподобие бесплатного городского транспорта в некоторых городах.


Насколько доступность дистанционного обучения и создание условий может быть проблематичным, свидетельствуют данные о том, что семьи с низкими доходами более склонны полагаться на смартфоны для доступа в Интернет, чем на компьютеры, и дети в этих семьях могут быть не в состоянии использовать более сложное учебное программное обеспечение, для которого требуется планшет или компьютер. А если несколько детей в семье, и братья и сестры пытаются выполнять свои школьные задания с помощью одного мобильного телефона, что тогда? Как обеспечить, чтобы дети из неблагополучных семей не отставали в учебе? При этом 20%-30% учеников из таких семей могут вообще не иметь доступа к интернету.


Наставники


Следующий вопрос касается наставников. По оценкам моих курсантов (взрослые), я неплохой наставник, но мои материалы не приспособлены к чтению дистанционных лекций. Сейчас мне их приходится переделывать и адаптировать на дистанционное обучение, и я уже месяц ломаю голову как это лучше сделать. Сколько наставников на данный момент и в близком будущем смогут это правильно сделать? При этом я считаю себя достаточно продвинутым в части ИТ, я же сам поднимаю свой сервер и ПО и понимаю, что коммуникационная и обучающая платформа это не одно и то же. На слайдах у меня минимум текста, в основном это схемы, ментальные карты и графики. На коммуникационной платформе типа Zoom я могу показать ту же презентацию, которую показываю и при очном обучении, поскольку я ее сопровождаю голосом. А вот на обучающей платформе, типа Moodle, так нельзя делать, выложенную презентацию не поймут, поэтому курс должен быть организован совершенно по-другому. Кто и как обучит наставников разрабатывать материалы для специальных обучающих платформ, не для скайпа или Zoom-a?


В течение этого месяца я участвовал как лектор в двух мероприятиях дистанционного обучения и остался крайне недоволен. Запустить презентацию можно, но это все, что мне позволили сделать. Когда идет обучение в реальном классе, я по одному проектору показываю фильм, по другому — презентацию и еще есть интерактивная доска. А здесь только экран и если его разрешение 1900х1200, это по каналу уже не проходит. И еще как участник процесса я сам не приспособлен вести дистанционные уроки, мне не хватает постоянной обратной связи со слушателями.


Понятно, что каждая технология накладывает свои ограничения, я здесь говорю о том, что для новой технологии требуется наставник нового профиля, а это значит, что их надо специально обучать. Погуглите ˇ»тренинг тренеров», информации море.


Наставляемые


Следующий вопрос касается организации оценки знаний. В первом посте я уже указывал, что сдавать экзамены и оценивать знания учеников может быть проблематичным, поскольку у них больше возможностей для обмана. Основной вопрос в том, что мы хотим на самом деле, быть уверенным, что ученик реально освоил знания, или чтобы он правильно заполнил тест? В первом случае, нам надо оценить, как ученик думает, а во время дистанционного урока это проблематично, во втором - мы просто посчитаем балы. Для первого требуется диалог и время, при большом количестве учеников это вряд ли возможно. Второе проще, но тогда возвращаемся к вопросам моего предыдущего поста — чему школа должна учить?


Тут есть одно преимущество, к которому надо готовиться психологически, юридически и этически. Если ученик не успевает освоить материал по какому-то предмету, его запросто можно будет перевести в группу таких же, как и он, и обучать эту группу отдельно, что в реальном классе нереально.


Родители


Вопрос организации занятий на дому тоже очень важный. Это в американских обеспеченных семьях у каждого ребенка своя комната, а здесь, если у человека квартира, это зачастую двухкомнатная малогабаритка на всю семью. Два или три ученика на дистанционном обучении, причем все на одном компьютере и в одно и то же время, это даже не стоит рассматривать как возможность.


Маленькие дети, ученики начальных классов, требуют большого контроля со стороны взрослых, им нужна помощь в обучении в Интернете - много помощи. Одно дело когда ребенок пришел в класс и может физически дотронуться до своих одноклассников, совершенно другое, когда твои друзья на экране, но около тебя никого нет. Сам себя ребенок не заставит сидеть.


И самим родителям может понадобиться помощь с компьютером, входом в приложение, чтением инструкций, щелчком в нужном месте, вводом ответов и выполнением задания. В моей фирме я ставлю ПО всем сотрудникам и устраняю проблемы с оборудованием, поскольку их технические знания никакие. Что сказать про среднестатистического родителя? Когда читаешь некоторые жуткие истории про безответственных родителях, возникает вопрос, а сколько их вообще адекватных, желающих помочь своему ребенку, знать и уметь это делать и располагать временем для этого?


Помогать детям и в то же самое время самому работать на дому будет трудно даже самому опытному и умелому взрослому — а по мере распространения коронавируса это будет очень вероятный сценарий. Родители, которые продолжают работать вне дома, когда школы закрыты, должны будут организовать уход за детьми, а как это сделать и из каких ресурсов оплачивать совсем непонятно.


И последнее, то что я озвучил в предыдущих постах - я не считаю, что школы должны заниматься социальным обеспечением, но они все-таки выполняют важную социальную функцию и дают детям больше, чем просто академические знания.


Когда школы закрыты, дети теряют важный социальный элемент своей жизни. А семьи, особенно те, кто работает и не может легко скорректировать свое расписание, с большим трудом обеспечивают уход за ребенком пока родители на работе. Печально, но факт — многим детям бесплатное или доступное питание, которое получают в школе, очень важно, как важны и внеклассные мероприятия во время работы родителей (продленка).


Заключение


Дистанционное обучение здесь, оно никуда не денется, напротив, количество таких мероприятий будет только расти. Новая эпидемия не за горами, а может так случится, что и текущая займет еще два года, как первая испанка. Поэтому, школам, лекторам и ученикам надо приспосабливаться под дистанционное обучение.


Чтобы все это работало, надо выполнить ряд условий. Некоторые из них я выложил в своих сообщениях. Кому все это может быть интересно/полезно? Мне трудно сказать, сайт же развлекательный и я не писал ни для того, чтобы информировать минобр, ни для того, чтобы критиковать кого бы то ни было. Если у кого-то все-таки хватит сил на прочтение, если кто-нибудь все-таки задумается над будущим образования с применением дистанционного обучения, я буду считать, что цель достигнута.

Лига образования

4.9K поста22K подписчика

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:


ДЛЯ АВТОРОВ:


Приветствуются:

-уважение к читателю и открытость

-желание учиться

Не рекомендуются:

-публикация недостоверной информации


ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Приветствуются:

-конструктивные дискуссии на тему постов

Не рекомендуются:

-личные оскорбления и провокации

-неподкрепленные фактами утверждения


В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)