Продолжение поста «Как людей заставляют позориться»12
Расскажу о том, что лежит на поверхности. Даже удивился, когда не увидел этого в комментариях к посту.
Я регулярно пересекаю государственную границу РФ с Казахстаном в силу семейных обстоятельств. Уже 18 лет.
Едет, допустим, автобус. Едет 8-9-12 часов. В автобусе от 20 до 60 сидячих мест. Он междугородний, так что если транспортная компания не совсем дерьмо и ей управляет не последний ублюдок, то стоя там ехать никто не будет.
И вот, все эти люди приезжают на границу. У автобуса есть график и жёстко определённый маршрут, поэтому останавливается он в строго отведенных местах. Как правило, таких мест - от 4 до 10 по дороге, в зависимости от длительности маршрута. Иногда меньше, иногда и больше.
На границе - как повезёт. Если автобус едет из Казахстана в Россию, то скорее всего, досмотр будет достаточно "нестрогий". Люди с паспортами стран вроде Узбекистана имеют куда больше проблем (надо сказать, тут не могу занять чью-либо сторону: в большинстве случаев это те, кто едет работать, у них часто не в порядке документы и так далее).
В среднем автобус проходит границу от 30 минут до 2 часов, смотря по количеству людей внутри, загрузке границы (встречный автобус, наличие свободного персонала, время въезда). У рейсовых автобусов своя отдельная очередь, они обслуживаются вне общей очереди с фурами или обычными автомобилями.
На всех погранпостах, где мне довелось побывать, картина примерно одинаковая. На весь погранпост один-единственный туалет "типа сортира" (С). Очень часто в нём никаких дверей. Летом от него разит метров за двадцать, потому что жара в степи до +40 - это норма. Зимой он обледенелый снаружи и изнутри, и в нём температура окружающей среды. Это всё та же степь, резко-континентальные до -38...-40 нормы. Сходить в него и что-нибудь себе не отморозить для женщины (а женщины являются намного более частыми посетителями отхожих мест в силу общих физиологических особенностей) практически нереально.
Либо вообще нет туалета. Даже такого.
До первого (до выезда) и после второго (после въезда) шлагбаума будет что-то где-то. На заправке, на стоянке дальнобоев, в придорожном кафе. Но это всё не про границу. Потому что когда ты въехал на неё, то ты в режимном объекте: выбежать побыстрее, потому что тебе приспичило, чтобы добежать куда-то на сто метров - не получится.
Если очень повезет, в нейтралке стоит такое же убожество. Если ещё больше повезёт, его откапывают от снега зимой.
Вишенка на тортике: Вонючее дополнение: автомобили стоят на той же границе. Намного дольше, потому что это не рейсовые автобусы. Фуры тоже, но у них своя очередь.
В документах туалеты на границах есть. А фактически - нет. Почему? Потому что их надо обслуживать. Это должна делать частная организация, которая должна участвовать в госзакупках..... я не буду дальше описывать, всем всё понятно. Либо организация есть, но это "не ваше дело", либо её нет, потому что обслуживать туалет на пограничном посту - дело вообще не прибыльное.
Как решает эту проблему государство? Да никак. Езжу 18 лет. За все эти годы от силы раза три видел адекватное, хотя бы с унитазом и смывом, если уж не тёплое, отхожее место на границе, которое очень скоро закрывалось и приходило в негодность.
Меж тем туалет на вокзале, в аэропорту или на границе - это буквально лицо государства. Это то, что видят многие из тех, кто приехал впервые.
Или не видят.
Надеюсь, мораль доносить не обязательно.
Пишу анонимно, ибо не ради рейтинга.