Продолжение поста «Анализ известных сказок, и их литературная перекличка с другими произведениями. Часть первая»

2. "Синяя Борода"

(Иллюстрация предположительно Ирэн Хоррорс):

Продолжение поста «Анализ известных сказок, и их литературная перекличка с другими произведениями. Часть первая» Сказка, Синяя борода, Аленький цветочек, Красавица и чудовище, Амур и Психея, Длиннопост

Сюжет этой сказки вам с детства знаком. Наивная молодая девушка выходит замуж за аристократа довольно-таки почтенного возраста с отталкивающей внешностью и синей бородой впридачу, которая многим бросалась в глаза.

Кроме того, у него УЖЕ было до нее несколько жён, но все они пропали без вести/умерли, и никто не знал, что с ними стало.

Странно, что никто не стал проводить более детального расследования, чтобы их найти!

Но юную леди это даже не встревожило, люди сыграли новую свадьбу, и через некоторое время Синяя Борода решил отлучиться.

Он позволил девушке осмотреться в замке, и даже дал ей ключи от всех комнат.

Но лишь в одну из них ( в иной версии - в подвал), он строго-настрого запретил заходить под угрозой смерти.

Но любопытство девушки берет над ней верх, и она застает прежних жён Синей Бороды мертвыми.

И почему он не додумался, спросите вы, избавиться от улик за столько времени? Зачем ему так глупо себя подставлять? А если бы девица была не одна?!

Вскоре Синяя Борода возвращается, и девушку с потрохами выдает волшебный ключ, нечаянно уроненный ею в лужу крови.

Синяя Борода, пребывая в ярости от того, что девица нарушила приказ, угрожает ей расправой, и лишь своевременное вмешательство ее братьев спасает глупышку от верной смерти.

Чему сказка может научить детей? Что не стоит быть любопытной и доверять незнакомцам?

Рассмотрим символический смысл этой сказки.
Итак, на первый взгляд нам кажется, что это - страшилка о кровожадном маньяке.

Вот перед Вами несколько символов:

1. Синий цвет: Негативная символика синего исходит из близости этого цвета к черному, то есть цвету смерти и зла.

Кроме того, синий цвет — антипод красного и желтого, символов жизни, радости и цветения.

В Китае это - цвет злобных демонических существ (Мифы древнего Китая), в Японии — цвет злодеев и дьяволиц (театр Кабуки).
В мусульманской Индии — цвет печали, траура.

В теле человека синий и голубой хороши только как цвет глаз.

Там же, где синий неуместен, он обозначает порок, наркоманию, болезненное состояние от холода, голода, боли.

В средневековой Европе выражение «синяя юбка» означала принадлежность женщины к первой древнейшей профессии.

2. Борода: Длина бороды показатель мудрости, знаком мужской зрелости, символ власти.

В ряде стран борода — это знак траура: ее отпускают после смерти близкого человека.

3. Ключ: - то, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь" (Толковый словарь Ожегова).

Запертое, запретное, недоступное неизменно манит каждого человека, заставляя искать способы получить желаемое, и для этого ему так необходим ключ.

Ключ - символ тайны, которую нужно разгадать. Ключ - символ открытий. Ключ - символ обладания чем-либо.

Владея ключом от объекта, мы, таким образом, показываем, что безраздельно владеем им. Ключ не дает носителю забыть про обет молчания, который он взял на себя при нанесении.

4. Тайная комната: символ женского любопытства, всегда смертельного для ее обладательницы.

В таких комнатах нет окон и всего одна дверь, через которую можно войти и не выйти.

Закрытое, лишённое окон помещение, согласно Фразеру, означает девственность и других форм «некоммуникативности».

5. Погреб или подвал - означают внутренний мир человека, его прошлое, то, что скрыто от посторонних глаз, или то, что он старается забыть или скрыть.

Спускаться в подвал - значит, пытаться разобраться в себе или своих чувствах, ища иногда ответы на свои вопросы в прошлом.

Стараться выйти из подвала означает, что вы хотите найти причину своих неудач, но не можете.

Если героя заперли в подвале, то он попал в ловушку или в зависимость от других людей.

6. Восьмая жена: восемь - Парное, женское и пассивное число.

Следуя за семеркой — совершенным числом, означает новое начало, восстановление (утраченного).

Как симметричная цифра, представляющая собой повернутый знак бесконечности - Символ неизменной (предначертанной) Судьбы.

В астрологии относится к планете Сатурну, которую называют планетой Судьбы.

Продолжение поста «Анализ известных сказок, и их литературная перекличка с другими произведениями. Часть первая» Сказка, Синяя борода, Аленький цветочек, Красавица и чудовище, Амур и Психея, Длиннопост

Неизбежная кара и возмездие в том случае, если равновесие будет нарушено и нравственные основания окажутся поколебленными.

В морали сказки, на первый взгляд, осуждается любопытство, но у меня создалось впечатление, что остаться в неведении было бы худшим решением.

Трупы-то из подвала муженёк убирать не собирался.

А провокацию устроил такую, что сложно было бы устоять открыть злосчастную дверь.

Волшебный ключик, с которого крови не смыть; категоричный запрет, привлекший внимание к заветной каморке, возвращение из поездки "по делам" минимум на 6 недель в тот же вечер - что это как не ловушка убийцы для жертвы, проверка на вшивость?

Если бы прошла проверку супруга, оказалась бы покорной, то в том браке родились бы детишки, которые не преминули бы нарушить запрет.

Семейного счастья такое послушание вряд ли бы принесло, как я думаю.

Ещё интересным моментом показался ключик, который выдавал проступок женщины пятнышком крови, волшебный, с одной стороны кровь стираешь, на другой она проступает.

Это же отличная иллюстрация того, что нет действий без последствий.

Нельзя просто влезть куда-то из любопытства, а потом вернуться в объятия иллюзий.

Придётся либо получить не самые лучшие последствия (в сказке Шарля Перро - быть зарезанной), либо искать выход из ситуации, учиться незнакомому юной дворяночке искусству спасаться (тянуть время во время предсмертной молитвы, привлекать союзников - "сестра Анна", использовать те возможности, что есть: "братья обещали зайти навестить", можно изловчится подать им знак скакать к замку быстрее, а у безжалостного убийцы можно выторговать 7 минут отсрочки для нужд религии.

Наследница Синей Бороды, купившая должности капитанов братцам (драгуну и мушкетёру), и устроившая удачные браки себе и сестре - это уже не простодушная девочка, из-за вкусного угощения решившая, что не столь уж страшен заросший сосед.

Кого символизирует Синяя борода?

Мощную и таинственную силу, в которой много тоски и печали, мало тепла и огня. Семейство ищет такую силу, поскольку само очень ослабло.

О слабости говорит молчание матери и отца, молчание сестёр и братьев, когда их сестра выходит замуж.

Отношения младшей дочери с сёстрой и братьями ближе, чем с отцом и матерью. Почему?

Отношения младшей дочери явно ближе с братьями и сестрой, поскольку именно они приезжают к ней в гости, а потом защищают её от смерти.

Родители же просто молчаливые персонажи, ничего не решающие.

Если обратиться к теории «заботливой альфы», то можно подумать, что родители далеки от детей, и дети выстраивают отношения привязанности с ровесниками, то есть друг с другом.

Родители далеки от детей и не торопятся передавать свои знания о жизни, а может они уже и сами их утеряли.

Такое ощущение, что речь идёт о бедном, вырождающемся роде, ищущем силу обновления для себя.

Они настолько обеднели и стали неразборчивы, что не замечают у этой силы её ужасающей стороны, а даже если и замечают, то молчат.

Почему тогда никто не спросил хозяина бороды о происхождении её цвета?

Видимо, их внутреннее зрение очень хорошо чувствует ужас синевы этой бороды, но им настолько важно решить свои задачи, что они предпочитают как бы не знать природу синевы бороды.

Можно предположить и другой вариант: они слишком сдержаны, «хорошо воспитаны» и это хорошее воспитание не позволяет им быть по- настоящему сильными и устойчивыми до наивности, которая, собственно, и даёт возможность задавать глупые или беспардонные вопросы.

Но возникают и другие вопросы:

Почему мать этих девушек едет вместе с дочерьми в замок жениха, который, кроме ужаса ничего не вызывает?
Почему никто не напоминает об ужасности Синей Бороды младшей дочери?
Почему именно младшая дочь выходит замуж за ужасного претендента?

Здесь можно только предполагать. И есть несколько версий:

Первая. Матери во что бы то ни стало нужно заполучить этого жениха.

Ей безразлично, кто выйдет замуж за этого человека из её дочек, важно, что кто-нибудь из дочерей или покинет дом, чтобы не быть обузой, или возьмёт эту необузданную силу и приручит её и за счёт этого семья станет сильнее, а может быть ужас Синей бороды скроет какое-то проклятие их рода?

Вторая. Мать настолько онемела от рутины и безрадостности своей жизни, что не замечает никаких сигналов опасности — её душа омертвела и интуиция давно погребена под ворохом многих лет жизни без надежды.

Важно, что она безучастно смотрит на замужество дочери, или с молчаливым согласием.

Когда мать ведёт себя таким образом, у неё при любом исходе появляется выгода.

В случае отрицательного исхода: «вообще-то, я тебе ни разу не посоветовала выходить за него замуж», в случае положительного исхода: «какое счастье, что несмотря на мои подозрения всё обернулось так хорошо».

Молчание Матери означает её неспособность нести ответственность за выбор дочери.

Если обратиться к истории и почитать наследственное право Франции, то становится очевидным, что мать подталкивает дочь к браку без согласия родителей, как бы помимо их воли.

Сказка писалась в 17 -м веке. По наследственному праву, если дети выходили замуж без разрешения родителей, то родители в любой момент могли лишить их наследства.

Хотя, и без этих условий младшей дочери по наследству должно было достаться нечто вроде кота на манер сказки «Кот в сапогах» (о ней будет следующая статья📰).

И это открывает нам причины молчаливого согласия всех родных младшей девушки на её брак с Синей бородой, и причину её выбора, хотя сигналы об опасности есть, они никуда не исчезают.

Почему именно младшая дочь выходит замуж за чудовищного человека.

В этом можно увидеть две причины. Самому младшему ребёнку доставалось меньше всего наследства, их часто так и называли — поскрёбыши.

И при этом именно младшие несли на себе нагрузку исцеления рода.

Если посмотреть статистику семейной терапии, часто именно младшие часто болеют, тем самым давая через болезни оздоровиться всей семье.

Или же они чудаковатые, странные, приковывающие к себе внимание и дающие родителям возможность быть далёкими друг от друга.

Зачем Синяя Борода наказывает жене пригласить подруг?

Представим, что Синяя Борода уезжает и оставляет молодую жену одну.

Что получится? Жена погрузится в свои мысли, ощущения и изучение окружающего, у неё появится субъектность и самостоятельность.

Чего доброго, проснётся интуиция, тревога, и она умчится от него что есть мочи. Ему это не нужно.

Ему нужно усыпить бдительность. Поэтому он и предлагает пригласить подруг.

Но зачем же тогда он даёт жене ключ от комнаты, которую ни за что нельзя открывать?

А он хочет проверить её уважение. Он играет в одну и ту же игру: ни одной женщине доверять нельзя.

Но довериться же хочется, поэтому он уже который раз женится, причём на тех, чья интуиция спит, а потом снова и снова проверяет своих жён на уважение к чужой тайне.

Игра беспроигрышна: он снова нашёл ту, доверять которой нельзя.

Что означает текущая кровь на ключе и на одежде молодой женщине?

Исход сил. Она настолько поражена увиденным, настолько парализована страхом, что из неё постоянно вытекают силы.

Силы настолько покидают её, что на защиту и оборону не остаётся ничего.

Это как у зайцев: она почти упала замертво от страха, но всё же не упала, продолжая сохранять приличия и даже видимость достоинства.

Эти нормы из разряда «леди не двигаются».

Какое достойное поведение может быть, если тебе грозит неминуемая смерть?

Но на поддержание культурных норм уходят последние силы женщины.

Так часто бывает в случае изнасилования. Ради сохранения лица, женщина часто соглашается на многое, думая, что ничего страшного не происходит — ведь она не ранена, не побита, её раны невидимы.

Но они настолько сильны, что реально текущая кровь унесла бы меньше сил, более того, если кровь течёт по-настоящему, то тело активно защищается, ужасаясь не ситуации, а самой близости смерти.

Стремление сохранить лицо не даёт даже возможности просить о помощи, молить о помощи, иначе ведь и муж может прознать об активности позиции жены, а значит ускориться в реализации своих замыслов.

Это - страх, паралич души, стереотипность поведения и представлений о жизни.

Если выйти за их пределы, то можно повести себя парадоксальным образом, и злодей не устоит перед парадоксом и может перестать быть злодеем.

Вообще послание сказки однозначно: злодей не может быть не-злодеем.

Но у сказки есть и оборотная сторона — погружаясь в такой мир, ты лишаешь себя шанса на выздоровление, на новые открытия.

Ты можешь только уместиться в «прокрустово ложе», иначе тебе отрубят либо ноги, либо голову.

В сказке есть несколько моментов, которые можно расценить как шанс к изменениям.

1. Женщина уже вышла замуж за С.Б.
Тогда ей стоит стать подлинной женой и хозяйкой, перестать спать в своих снах наяву.

И увидеть синеву бороды, спросить мужа о её происхождении и принять мужа таким, как он есть, уважать его тайны и стать ему под стать.

И тогда, в тайной комнате, возможно будет не 7 трупов, а например, 7 клюшек для гольфа — тайной страсти мужа, ну или ещё какие мужские тайные трофеи.

2. Не лезть без спроса в тайник, уважать мужа, и быть всё время начеку, слушать свою интуицию, и действовать в соответствии с нею, а не со своим любопытством.

3. Если уж влезла в тайник, нужно из последних сил бежать из страшного места, забывать про лицо и отстаивать себя: с топором ли, ружьём или просто гневным лицом, а может хитростью, если достанет на это сил.

Но мы об этом уже не узнаем, хотя и подобные истории есть.

Одно очевидно — если перед тобой хищник — беги или кричи о помощи.

Что обозначает богатое наследство оставшееся после мужа?

Это обещание выигрыша для младшей дочки из семьи, обещание богатого наследства, если ты претерпишь все страдания.

Но оно иллюзорно. Это скорее утешение для бедных Золушек.

И не нужно на него надеяться. Вернее можно получить не богатое наследство, а топором по шее или ярмо на всю жизнь, ярмо психологической травмы или ярмо беспросветного замужества за хищником.

Из того и другого можно выпутаться, но это уже другая сказка.

Возможно, мой разбор примитивен, но я не думаю, что сюжеты были более глубоки.

Уж больно прост посыл этой сказки, как у Золушки: терпи, и будет тебе счастье.

Это не смирение, а самое настоящее рабство.

А вот если бы женщина высвободила свою самость, то мог бы появиться ещё один вариант сказки «Красавица и чудовище» или её русский вариант «Аленький цветочек».

Которые, в свою очередь, основаны на древнегреческом мифе об Амуре и Психее.

Напомним вам его сюжет:

Психее, самой красивой женщине в мире, завидуют не только богиня любви, но и ее семья.

Оракул, в свою очередь, требует, чтобы ее отправили на вершину горы и выдали замуж за зверя-убийцу.

Посланный Афродитой, чтобы уничтожить ее, Амур влюбляется в Психею и улетает с ней в свой замок.

Там ей предписано никогда не пытаться увидеть лицо своего мужа, который навещает ее и занимается с ней любовью в темноте ночи.

В конце концов, Психея хочет видеть своих сестер, которые ревниво требуют, чтобы она попыталась выяснить личность своего мужа.

Этой ночью Психея обнаруживает, что ее муж Амур, вопреки словам завистливых сестер, красавец.

Психея нечаянно ранит бога любви, сына Афродиты, горячим воском от свечи.

Разъяренный, он летит на небеса и оставляет ее изгнанной из своего замка.

В попытке искупления Психея ищет храм Афродиты и предлагает себя в качестве рабыни.

Богиня любви и красоты ставит перед психикой четыре невыполнимые задачи.

Во-первых, ей приказано сортировать через большой холм смешанных зерен.

К сожалению, многие муравьи помогают ей в выполнении этой задачи.

Далее ей приказано добыть шерсть опасной золотой овцы.

Речной бог помогает Психее и велит ей собирать клочья шерсти с колючих кустов неподалеку.

Затем Афродита просит воды из расщелины, находящейся высоко за пределами досягаемости смертных.
Орел собирает воду для Психеи.

Далее, от Психеи требуется искать какую-то красоту у Персефоны, царицы подземного мира.

Пытаясь покончить с собой, чтобы попасть в подземный мир, Психея поднимается на огромную башню и готовится броситься вниз.

Башня говорит и учит Психею путям подземного мира.

Психея извлекает красавицу из шкатулки и, надеясь получить одобрение мужа, открывает шкатулку, чтобы немного ею воспользоваться.

Она впадает в кому. Амур спасает ее и молит Зевса, чтобы она стала бессмертной.

Психее была дарована амброзия, и они навсегда соединены.

Эта история является самой известной из тех, что рассказываются в "Золотом осле" ("Метаморфозах" Овидия), и часто появляется в более поздней литературе или упоминается непосредственно в ней.

Но вернёмся к Синей Бороде.

Существует несколько сказок, похожих по сюжету на историю о Синей Бороде.

Это, в свою очередь, "Белый Голубь" Гастона Могара, "Жених-разбойник" и "Птица Фитчера" (или "Птица ) Братьев Гримм, "Как Дьявол женился на трёх сёстрах" Томаса Фредерика Крейна и норвежская народная сказка "Старая Дама и ее курица".

Во всех этих произведениях присутствует мотив запретной комнаты. Первая сказка про Белого Голубя является фактическим пересказом известной истории Шарля Перро, только вместо "сестрицы Анны" героиню выручает Голубь.

Да и Синяя Борода там не человек, а традиционный сказочный великан.

Три другие сказки тесно переплетаются ещё и с сюжетом русской народной сказки "Маша и медведь", только вместо Медведя в качестве антагониста выступают сверхъестественные существа - Дьявол, Тролль, Колдун, и вместо короба с пирожками они то и дело несут то сундуки с сокровищами, то мешок с припасами со спрятанной внутри девушкой, которая их обманывает.