Про творческий ступор и методы выпада из него

Многим из нас знакомо такое выражение как «муки творчества». Однако, откуда взялся такой печальный прецедент? Творчество по умолчанию процесс приятный, связанный с самовыражением и развитием, иначе человекам он был бы совершенно неинтересен. В какой момент созидание превращается в муку, и наступает «творческий запор»?


Сам по себе арт-блок — формулировка новая, утащенная из этих ваших интернетов с появлением LJ и прочих твиттеров. Урбанистический словарик даже приводит в качестве примера диалог между художником и подписчиком, дескать, где работы, Лебовски? Ах, у меня арт-блок, я совершенно ничего не могу из себя выдавить! Ситуация совершенно трагикомическая, т.к., несмотря на то, что звучит этот ответ надуманно, творческий ступор действительно был, есть и будет. Проявления его похожи на локализованную депрессию, когда можешь заниматься всем, чем угодно, кроме самого главного — творить.


Однако, причин у этого печального состояния может быть целая масса. И для того, чтобы в них разобраться, нам придется вооружиться лопатой и пройтись по местам собачих захоронений.


Холм первый. Органическая причина — усталость и творческий спад.

Про творческий ступор и методы выпада из него Художество, Творчество, Артблок, Ступор, Психология, Рисование, Длиннопост

Полагаю, для человека читающего и интересующегося тем, что происходит в мире, будет очевидно, что многие процессы цикличны. Ежегодное поведение деревьев, их расцвет, плодоношение и засыпание немногим отличаются от того, как функционируют люди. Единственное, наша жизнь насыщена кратковременными, но очень интенсивными циклами. Когда тот или иной процесс тянется дольше положенного, психологи потихоньку начинают перешептываться о патологии. Творчество — не исключение. Ничто не берется из ниоткуда, и для того, что бы изваять нечто «эндакое» необходима энергия. Когда голова набита идеями, что тот мешок, но воплощать их нет сил, речь чаще всего идет о банальной усталости. Психологически вы готовы творить до бесконечности, физиологически вам нужен тайм-аут и подзарядка. Циклы креативного подъема, пика и спада чередуются очень часто и поводом для переживаний совершенно не являются.


Холм второй. Дефицит идей или «эффект пустой головы».

Про творческий ступор и методы выпада из него Художество, Творчество, Артблок, Ступор, Психология, Рисование, Длиннопост

Человек может отточить превосходные техники в любой области творчества. Но, создавая ту или иную работу, он будет ощущать, что повторяется или же что в том, что он производит, не хватает «божественной искры». В таком случае обычно говорят «нет вдохновения». Здесь я, тем не менее, хочу сказать следующее: само слово «вдохновение» подразумевает наличие третьего, мистического лица, которое стимулирует человеческую фантазию. Но мы просто назовем это состояние дефицитом идей. Фантазия человека работает зачастую точно так же, как и физические навыки. Ей необходима энергия и подпитка извне. Нередко упадок сил и «пустая голова» накладываются друг на друга, и не сразу можно понять, просто ли человек устал делать однотипные вещи, либо же они однотипны из-за того, что золотой источник его фантазии из фонтана стал ручейком (окончательно фантазия никогда никогда не уходит, если речь не идет о тяжелых патологиях).


Холм третий. Страх и проблемы мотивации.

Про творческий ступор и методы выпада из него Художество, Творчество, Артблок, Ступор, Психология, Рисование, Длиннопост

В прошлой статье уже поднимался извечный вопрос: «А зачем я это делаю?», который вполне может послужить причиной арт-блока. Также гуськом за ним тянется целая вереница страхов: «Я никогда не смогу освоить то-то и то-то/добиться определенных высот/стать популярным/привнести в искусство что-то новое.». В такие моменты стоит вспомнить слова Оскара Уайльда, одного из самых знатных литературных троллей: «Любое искусство бесполезно». Часто творчество мотивируется извне, стимулируемое эффектом обезьянки, повторяющей за более развитым собратом. В этом нет совершенно ничего плохого, однако, в определенный момент необходима смена мотивации, иначе человек замыкается в однообразном, повторяющемся действии. Или — достигнув определенных высот, встает перед вопросом: «Я теперь как Юзернейм. Что дальше?». А здесь от творческого кризиса до кризиса личности — рукой подать, настолько сильно все переплетено в наших светлых головах.

NB: Лучшая мотивация (так уж сложилось эволюционно) — необходимость, поэтому у художников "на зарплате", как правило, сильнее фокус. Иногда, оглядываясь на свои работы за определенный стрессовый период, удивляешься, как за такой короткий срок умудрился выполнить такие объемы. Правда, в этой ситуации есть огромный риск перегореть в итоге по всем «трем фронтам», и тогда придется заживлять и глаз, и почку, и правую пяточку.


Так что же делать?

Про творческий ступор и методы выпада из него Художество, Творчество, Артблок, Ступор, Психология, Рисование, Длиннопост

Главный девиз «Гида автостопщика по галактике» - не паниковать! Достаточно взять в руки лопа... ручку и листочек. И либо расписать для себя текущую ситуацию по трем пунктам: устал-не устал, есть идеи-нет идей, есть страхи и какие, либо даже проговорить это с самим собой у зеркала, имитируя живой диалог.

Как только анамнез собран, можно выписывать самому себе рекомендации:


Причина первая - «Я устал физически/эмоционально»


Здесь все довольно просто, благо «техник» отдыха — великое множество. Начиная от банальной прогулки по городу, в ходе которой важно абстрагироваться и, к примеру, наблюдать за тем, что происходит вокруг. Горячий чай, любимый сериал, бодрящая гимнастика, да и просто полуденный сон после вкусного обеда — и можно снова будет браться за работу. Главное — не «заотдыхаться», когда процесс переходит в откровенную прокрастинацию (это, как правило, означает, что есть другие причины вашей «усталости»).


Если же вам приелись какие-то техники, попробуйте нечто для себя радикально новое — рисовать пятнами, шить или писать левой рукой, творчествовать в совершенно новом окружении или, к примеру, начать вязать (да, это относится к людям обоих полов, мне встречался парень, виртуозно вяжущий амигуруми) или гравировать (да, барышни, я смотрю на вас, почему бы не освоить «неженское» ремесло?).


Причина вторая - «У меня нет идей»


С полем идей все немного сложнее, потому как корни этой проблемы уходят в область бессознательного (Карл Юнг вам в помощь, если хотите погрузиться в проблему «с головой»). Наиболее простыми рекомендациями будут:


* не старайтесь быть сверхоригинальными; личное идейное поле нарабатывается со временем, все понемногу подглядывают у всех, опять же, ничего не берется из ниоткуда (главное — не скатиться в откровенный плагиат);


* покопайтесь в своих старых записях/набросках: там наверняка будет что-нибудь стоящее; есть также упражнение «сделай это же снова», которое даст вам прекрасный срез того, насколько ушли вперед ваши способности и образное мышление;


* интернет изобилует правополушарными упражнениями, которые чисто механически подстегнут вашу фантазию;


* радикально смените тему — если вы никогда не рисовали космических пиратов, нарисуйте уже, в конце концов, космических пиратов!


* для того, кто ощущает в своей голове совсем уж звенящую пустоту, существуют интернет рулетки «нарисуй/сотвори вот это+вот в таком виде» (реквесты на пикабу — замечательная альтернатива);


* музыка очень сильно влияет на настроение и идеи; послушайте что-то новое для себя, откажитесь от депрессивных треков, про то, что мир-боль, да и просто можете отключить все и насладиться тишиной;


Причина третья - «Мне не хватает мотивации/Я боюсь/Мне лень»


Любая из этих причин упирается в волю. Сам себя не замотивируешь — никто не замотивирует, когда это касается взрослых людей (ребенка гораздо проще зацепить через бессознательное, у него нет таких толстых защитных слоев, как у большинства из нас). Главное помнить — творчество это, в первую очередь, отдушина, и только потом — инструмент для почесывания вашего эго. Исчезнет целительная/развлекательная составляющая созидания — пиши пропало. Страхи преодолеваются самыми разными способами, но, к примеру, в рисовании все просто: боишься рисовать пейзажи — рисуй пейзажи! Так или иначе ты выйдешь на уровень «глаза боятся, а руки делают». Алан Уоттс говорил о том, что в жизни всегда должен присутствовать элемент игры, иначе все превращается в тяжкий, безотрадный труд. Творчество — сложная, но все же, игра, нужно всегда сохранять в себе некую влюбленность в то, что ты делаешь.


Что же касается лени, то это — личная битва каждого, никто не пропишет вам целебных таблеток (нет, возможно, пропишет по 200 мг звездюлина ежедневно, но мы же все — взрослые люди, а не летающие ежики). Не прикрывайте арт-блоком банальную тюленью болезнь.


Ни один эпизод творческого ступора не может длиться вечно,особенно если вникнуть в его причины. Будьте готовы перестрадать это время, посидеть немного на скамейке запасных, и снова войти в игру. Спасибо за внимание и творческих всем успехов!