Про то, как делать хорошие фото

UPD Картинок нет и не будет. Букв действительно много.


Вступление

Сегодня я закончила давать мини-экспресс-онлайн-курс повышения фотомастерства. Совершенно добровольный и бесплатный. Было целых два желающих повысить. Он получился лаконичным и недобрым. И чтобы оно не пропадало, я выложу его сюда прямо целиком. Вдруг еще кому пригодится... все таки нажитое непосильным трудом. Итак начнем:


Три кита фото и видео искусства.


Самое главное, что нужно держать в голове, если хотите снимать хорошо, а не как попало


Идея, Экспозиция и Композиция


1. Идея. Что вы хотите сказать миру. Исходя из этого начинаете строить ваш кадр

2. Экспозиция. Следим за освещенностью. Это обязательно. Даже если вы сделаете уникальный и гениальный снимок, его придется выбросить в мусорку, если он будет фатально пересвечен или провально темным.

3. Композиция. Камера видит не так, как человек. Надо учиться смотреть и видеть, что нам попадает в видоискатель или на экран предпросмотра.


Разберем первого кита. Идея. Или содержание кадра


С самого начала съемки, а лучше заранее, надо определиться: что снимаем и зачем.

Например, идем снимать птиц, берем телеобъектив, репортажку в тесном помещении - широкоугольный. Это по технике.

По содержанию. Если снимаем пейзаж, следим чтобы, например люди или отсутствовали или красиво вписались.

Если например хотим снять портрет, то и обращаем внимание на то, что должно быть на портрете: поза, фон, освещение..

Даже если просто мимоходом захотелось щелкнуть прикольного кота, все равно стоит подумать, как это должно выглядеть в конечном итоге и подумать над техникой исполнения снимка.

Еще момент - принимаем во внимание конечный результат: где окажется ваш снимок - напечатанный в рамке, или только на экране гаджетов. От этого зависят требования к качеству

Я поехала снимать пеликанов и аистов возле Бейт Шеана. Взяла все необходимое, отсняла, перекинула фотки на комп и всплакнула. Каким-то неведомым образом в настройках фотоаппарата было выставлено минимальное качество. Все фотки были мелкие и с ними было ничего уже не сделать.


Тему композиции разберем на самых типичных и распространенных ошибках


Первая ошибка больше относится к содержанию, чем к композиции. По поводу нее скажу: не стреляйте в спину, это невыгодный и неинтересный ракурс в большинстве случаев.

Вторая - та, что сразу выдает низкий уровень теоретической и практической подготовки: заваленный горизонт. Горизонт должен быть горизонтальным всегда, кроме того случая, когда вы сознательно используете прием "Голландский угол". И туда же - вертикали должны быть вертикальными. Если у вас широкоугольный объектив разваливает ваши вертикальные линии - столбы, углы домов и прочее - и вы не можете или не хотите их выпрямить постобработкой, то по крайней мере, сделайте их симметричными.

Еще одна неприятная ошибка в композиции - мусор на заднем плане. Фотографируя что-то красивое или интересное можно забыть посмотреть вокруг и за этот объект. Но камера зафиксирует все: помойку, зевающего или жующего человека, гадящую собаку, неприличную надпись... и ваш кадр будет испорчен. Кстати, не только сзади, например, сняли что-то в толпе, и в кадр попала чья-то рука или лысина... Обращайте внимание на все, что может попасть в кадр

Мимо фокуса: бывает камера не сфокусировалась на объекте и он получился размытым, а резкость ушла на что-то сзади или впереди. Это брак, бывает с каждым, просто выкиньте в мусорку.

Я не хочу иллюстрировать выше- и ниженаписанное примерами, думаю и без этого все достаточно понятно.

А теперь скажу, как еще можно отличить фотографа с недостаточной теоретической подготовкой: он не умеет располагать объекты в кадре. Это или объект посередине кадра иногда с пустотой сверху на полкадра, или, в особо тяжелых случаях, просто хаос: стрелял и промахнулся. Делайте красиво, делайте грамотно.


Про правило третей самостоятельно почитайте, например,  здесь

Это несложно, но очень повышает качество фотографий.

К ошибкам композиции относится расчлененка - когда краем кадра режутся части тела: руки, ноги, головы.

Не знаю, как сейчас, лет 10 назад это был популярный прием в женском портрете у некоторых довольно грамотных фотографов.

Отрезать полголовы, чтобы показать крупный план груди. Если это не сделано специально, это ошибка композиции, если специально, то просто гадость как по мне

Если по шее проходит контрастный объект -спинка кресла, или, как часто бывает, горизонт, то возникают неприятные ассоциации с топором палача или гильотиной. Если посередине головы, тоже ничего хорошего.

Или из головы торчит фонарный столб или делает больно край стены проходящий через голову сзади

Еще момент: свободное место в кадре лучше оставлять в направлении движения, или если портрет - в направлении взгляда.

В принципе, и центральная композиция может использоваться для статических снимков, часто этот прием применяют для съемки объектов с отражением, например.

Это так же как с Голландским углом.

Но всегда видно, когда ошибка, а когда творческий подход.

Смотрели фильм Александр Невский? В нем очень странные построения кадров. Мне не понравилось.

Идет войско, снизу кадр обрезан по самое немогу, а сверху три четверти экрана, если не больше, пустое белое небо.

В телефонах стоят камеры с широкоугольным объективами. Поэтому надо помнить мантру: "ширик злой" Он делает из нормальных людей микроцефалов, питекантропов и толстых карликов. Валит вертикали и искажает перспективу и пропорции архитектуры и предметов. Следите за дистанцией и ракурсом.


Экспозиция


Фото с пересветом уже не спасти никак и бороться с ним постфактум никак невозможно. Поэтому старайтесь избегать всеми способами. Лучше пусть будет чуть темновато, постобработка вытащит. Но только чуть. Если снимок вышел слишком темным, при обработке его вылезут артефакты, и его путь только в мусорку

Когда фотографируете против света получается засветка в виде мутной белесой дымки. Плюс в кадре появляются блики. Иногда это брак, а иногда художественный прием, зависит от задумки автора.

Вообще против света снимать конечно можно, но сложно. И лицо на портете против света получится слишком темное, а такого быть не должно, если только фотографируемый не негр.

Еще один недостаток кадра против света - белое небо. Это некрасиво. Брекетинг (в пейзажной съемке например) или съемка с дополнительной подсветкой (портрет на фоне заката например) вам поможет.

Еще свет может доставить такую неприятность, как некрасивые тени на лице в портретной съемке. Допустим вы хотите сфотографировать кого-то в кружевной тени дерева. Если у вас нет с собой отражателя и вспышки с рассеивателем, то лучше не надо и пытаться. На выходе будет страшный ужас

Глубокая тень от носа превратит любого в бабу ягу.

Снимаемые люди на ярком солнце превращаются в сморщенных безглазых чудиков с замученной улыбкой

Так что следим не только за объектами и фоном, но и за светом и тенями.


Бонус. Как нельзя снимать людей. Будут повторы


1 Нельзя снимать людей, если они этого не хотят.

2 Детей и животных нельзя снимать со вспышкой. Это очень вредно для глаз

3 Не делайте портрет со вспышкой в лоб - получится гадость

4 Не снимайте людей, когда они едят. Исключение, если человек позирует с едой в тарелке, на вилке\ложке, но не во рту - получится гадость

5 Если вы снимаете в движении, например танец, и поза на фото получилась некрасивая, так бывает, или зевнул\моргнул\чихнул... в мусорку этот кадр. Вообще старайтесь представить при съемке, понравится ли фото фотографируемым, и понравилось бы вам, если вас так сфотографировали

6 И повторяю - не стреляйте в спину

7 Еще повторяю - следите за тенями и бликами на лице

8 Не ампутируйте конечности и не делайте трепанацию черепа.

9 Портрету человека в темных очках или с закрытыми глазами в большинстве случаев место в мусорке


Про видеосъемку в принципе все то же самое. Единственно - мое дополнение: тише едешь, лучше видно. Не торопитесь при движениях камерой и смене сцен. Лучше пусть будет немного затянуто, чем дискомфорт от мелькания


Послесловие


В чем разница между профессиональным фотографом и фотографом-любителем сейчас? Потому что раньше это было по-другому. А сейчас любитель любит фотографировать, а профи любит деньги. И 90% профессиональных снимков сейчас - это жуткая халтура, кич и качество ниже плинтуса. Это по моим наблюдениям.

Просто откройте почти любой свадебный альбом или фотосессию и взгляните сквозь призму того, о чем я писала.

И на этой грустной ноте курс мы закончим. Не будьте такими бяками. Удачных вам снимков