Про СТМ вообще и горошек в частности(длиннотекст)

Здрасте всем. Не знаю насколько это будет интересно, но на волне обсуждения всевозможных горошков, мне показалось, что многие не совсем верно понимают механику работы современного крупного ритейла, поэтому я решил написать, в меру своих возможностей и знаний - что такое стм и как оно делается, когда делается по уму, а не через опу.

Я работаю в одной маленькой, но гордой сетке, на федеральном уровне динозаврам типа пятерок мы не конкуренты, но у себя в регионе наши 1500(примерно) магазинов вполне конкурентоспособны. И, естественно, мы тоже делаем стм, так как сейчас это делают все.

Структура иерархии и работы в сетках может незначительно отличатся, но в любой из них есть товарисчи под названием - категорийные менеджеры. И если пропустить никому не интересные этапы различных согласований и обсуждений, то процесс создания продукта выглядит примерно следующим образом: менеджер получает задание, для простоты возьмем одно - создать пельмени хорошего качества под стм. Пока маркетологи и рекламщики рожают собственный бренд, категорийник выходит на связь с пятью, скажем, заводами и говорит - Пацаны, у нас новый тендер! Кто слепит самые понтовые пельмени по самой адекватной цене - тот будет кроме своего бренда еще пятьсот тонн в месяц нам СТМ лепить и на этом зарабатывать дополнительно!

Заводы отправляют образцы продукции, расписывая состав и себестоимость, с указанием, в том числе, и трудозатрат, и логистики, и даже, иногда, собственной маржи. В сети собирается так называемый Ассортиментный Комитет и пробует данную продукцию. Далее сценариев возможно несколько, но мы возьмем самый незатейливый:

Продукция двух заводов пролетает, продукция трех заводов всех устраивает. Эти три завода идут на тендер где их рассматривает и давит уже Тендерный Комитет, выбивая из них каждую лишнюю копейку. В результате сеть получает наилучшее из возможных соотношение цена качество. Сценариев бывает много но итог всегда либо такой, либо - тендер срывается и объявляется заново, и так до тех пор пока не придут к результату номер один. Вот и все. Для того чтобы все вышло именно так нужно в общем то немного - люди в ассортиментом комитете должны разбираться в продукте и в процесс создания не должны быть вовлечены коррупционные схемы. В этом случае вполне можно получить продукты идентичного качества, сделанные на одном заводе, но пельмени "Мега Бренд" будут в полтора раза дороже пельменей с никому неизвестным названием.


П.С Самый отстойный горошек делается из восстановленного, это когда сухой размачивают и консервируют.