1574

Про собачек, прикармывателей и последствия аварии на ЧАЭС

В далёком 2007 я, обучаясь на экологическом факультете РУДН на кафедре радиоэкологии вместе с научруком и ещё одним одногруппником решили сгонять в Чернобыль. Тогда ещё организовывались экскурсии одним широкоизвестным в узких кругах сайтом.

Чтобы совместить приятное с полезным, мы решили и погулять по Припяти с Чернобылем и пообщаться с местными учёными, которые там продолжали битву с тьмой незнания и грызли жиденький гранит финансирования.
Учёные за рюмочками чая щедро делились информацией, кое-что скидывали на флешки, показывали графики, трофеи, рассказывали о перипетиях научной деятельности в Зоне Отчуждения посреди радиационного загрязнения. В общем-то, на бакалаврскую работу мне бы хватило и минут 20 разговоров, но мы провели там пару дней. Нагребя узкоспециализированной информации.

Так, ближе к теме. Работа моя по итогу называлась "Динамика биоразнообразия в 30км зоне отчуждения Чернобыльской АЭС". Если тезисно, то смертность от радиации намного меньше у диких животных, чем от иных техногенных факторов. Начиная с раздавленных на дороге мышек заканчивая инсектицидами и прочим. Более того, отсутствие техногенных шумов положительно влияет на повышение рождаемости. Для примера. Приплод мыши-полёвки в Московской области 4-5 мышат, 3 из которых гибнут до того как оставят потомство. А в Зоне - 7-8 мышат. 1 с летальными мутациями гибнет сразу, ещё один гибнет от лучевой болезни. Остальные, как правило, успевают оставить потомство. И вот такой вот экспоненциальный бум рождаемости дал самую высокую плотность диких животных на такой большой территории в сравнении со всей Европой (в России с лесами в европейской части я думаю, такой учет просто не ведется).

Ну а теперь к мякотке заголовка. На что я, любитель всяких постапокалипсисов, обратил внимание - там НЕ БЫЛО бродячих собак. Совсем. Абсолютно. Кошки - были. Драненькие, мохнатые, дикие (намного более дикие, чем живущие у нас в подвалах), но были. А собаку я встретил одну-единственную на привязи у дома биолога местного. Разумеется, про это я не мог не спросить.

Бродячие стаи были ещё в советское время, когда жителей ещё оставалось хоть какое-то количество: то прикормят, то стая на мусорке пасётся доедая объедки. В 90х на всей территории оставалось две стаи собак по 6 и 10 особей. С крупными вожаками-полуволками. А уже к нулевым годам 21го века и их перестали встречать, предположили, что стаи погибли в одну из зим. Как выяснилось, в степной (даже не средней!) полосе бродячие собаки без человека не выживают, даже если диких животных (которых там реальный бум, даже лошадей Пржевальского было два табуна) в достаточном количестве. Поддерживать себя какое-то время, да, могут, а вот успешно занять экологическую нишу там не смогли.

По сути, их нишу заняли кошки. За счёт засадного типа охоты, они смогли себя обеспечивать пропитанием и жили в заброшенных домах.

Ну и просто, к фактам интересным. Кальций в костях многих животных заменился на Стронций, за счёт чего у грызунов снизилась твёрдость костей и их скелетики "светятся" гораздо ощутимее окружающей среды. Но в целом, за десятки поколений, многие дикие животные вполне успешно адаптировались к повышенному радиационному фону и не испытывают уже никакого особого дискомфорта. Так же, как ни странно, радиация перестала так сильно вызывать мутации как у первых поколений.