Про руническую магию (часть 1)
Длиннопост о рунах и рунической магии. Что как и почему. Только наука и никакого "опиума для народа")
Всем привет! Когда-то у меня было сообщество в контакте, где я публиковал всякие интересности из истории раннего средневековья. Но читателей там не особо много, а популяризировать историю и развеивать исторические мифы я люблю, поэтому решил попробовать написать что-то и тут, может кому будет интересно. Статейка длинная, поэтому в двух частях. Но писать я стараюсь без заморочек, чтобы чтение было таки приятным, а то напряжения ума вам и на работе хватает)
В кратце про себя (чтобы как-то попытаться придать статье чуть-чуть веса) - историей я занимаюсь давно, долгое время увлекался исторической реконструкцией, но с годами осел за пыльными книжками о древней Скандинавии - это моя любимая тематика. Занимался древней культурой, фольклором, языком, даже немного прикладным творчеством по теме. Читаю и говорю на древне-скандинавском языке (оказалось он не такой уж сложный). Знаю саги, руны и всякое такое. Я не профессор исторических наук, но за этот кусок истории могу сказать - было интересно, вроде разобрался) Так что делюсь и с вами.
Конкретно эту статью решил написать после того, как в последнее время как-то уж слишком часто мне стала попадаться на глаза всевозможная реклама магических услуг. А конкретно - рунической магии (привет контекстная реклама - гуглишь исторические материалы, а тебе в ответ магию). В интернете вообще полно сообществ, статей, товаров и прочего контента, связанного с рунами и всем этим делом. В общем, как я понял, явление пустило уже довольно глубокие корни, и вероятно даже среди читающих эту статью есть те, кто этим интересуется. Поэтому первым делом и решил запилить ликбез по рунам и как они связаны с магией (и связаны ли вообще). В общем, поехали.
Тут должна быть мрачная заставка с тучами, воронами, драккаром и вот этим вот всем)
Итак, говоря о викингах и древней Скандинавии, обойти тему рун невозможно. Они буквально повсюду и являются одной из ярких составляющих этой древней культуры. Мы до сих пор очень любим их, делаем себе татуировки с рунами, рисуем их в артах, наносим на предметы и…
... даже используем в быту. А вы никогда не задумывались откуда вообще взялся символ «стрелка»? По одной из теорий - это руна Тайваз, которая так внезапно прижилась в нашем современном мире. Предположительно она изображает быка (видимо "вид сверху", прямая линия - тело, угол - растопыренные рога). Так что, направление нам до сих пор указывает древне-германский бегущий бык. Куда бежит бык, туда мы и едем. Хотя, конечно, это лишь одна из версий происхождения этого символа.
И конечно же, вокруг рун, еще со времен средневековья, родилось множество теорий об их оккультном значении и магическом смысле, которые живут и процветают по сей день (что само по себе странно в 21 веке, но это мое мнение). И в последние годы всевозможных «рунических магов» предлагающих вам предсказать судьбу по рунам, сделать оберег или прочим магическим образом изменить вашу судьбу (желательно за деньги!) стало как-то особенно много. Но что же на самом деле мы знаем о рунах? А еще более - что мы знаем о рунической магии? Сегодня мы пройдемся по голым фактам и немного проясним этот вопрос.
Итак, что нам достоверно известно о рунах?
Руны - это символы, образующие систему архаической письменности, созданной и используемой германскими племенами в период с 2го по примерно 12ый века нашей эры, после чего они были окончательно вытеснены латинизированным средневековым алфавитом и более практически не использовались (официально считается, что уже и в 11 веке их особо не рисовали). Тут стоит подчеркнуть, что жители Скандинавии во все времена относились именно к германской культуре (если кто не знает). И первые руны появились именно на территории варварской Европы, а уже после перекочевали в Скандинавию и много куда еще. Так что рушим первый миф - нет - руны придумали не викинги.
Тут же стоит сказать - нет, никаких славянских рун никогда не существовало (про это любят писать некоторые сообщества родноверов). Ну давайте сразу разберемся и с этим мифом, чтобы больше к этому не возвращаться. В действительности сохранился десяток упоминаний о том, что в дохристианскую эпоху, до изобретения кириллицы (9-10 век), славяне что-то там чертили и делали разные надписи. Но археологические находки до «кириллических» времен содержат алфавиты каких угодно народов - иврит, скандинавские руны, тюркские и арабские письмена, однако ничего оригинально - русского в них нет. Так что, если какие-то руны у славян и существовали, то до нас они точно не дошли. А все находки говорят лишь о том, что до изобретения кириллицы наши предки пользовались чужой письменностью, в зависимости от места своего проживания (на юге - заимствованный у Хазар иврит - хазары были иудеями, если вы не знали, на востоке - тюркский и арабский алфавиты, заимствованные у половцев и булгар соответственно, а на северо-западе - собственно, скандинавские руны, которые нам завезли в том числе Рюрик и сотоварищи). Что в целом и понятно - зачем изобретать велосипед, когда вот оно все уже есть - бери и пользуй. Почему появилась кириллица - тема отдельная. А германские руны и правда нередко находят на артефактах на территории бывшей древней Руси. Это в целом не удивительно, ввиду достаточно сильного культурного сращивания со скандинавскими переселенцами, которое длилось несколько веков подряд. На севере Руси скандинавы довольно часто селились, как переселенцы, владели собственностью и вступали в браки и союзы со славянскими родами (то есть Рюрик взялся там неспроста), что в целом оставило свой след на нашей культуре и оставило кучу разного барахла в нашей родной земле, которое мы до сих пор и выкапываем, находя на этих вещах все те же германские руны. Но, сегодня речь не об этом (как-нибудь может посвящу отношениям славян и скандинавов отдельную статью, если вам будет интересно). Сторонники же существования именно славянских рун, чаще всего апеллируют к так называемой «книге Велеса» (не буду останавливаться - погуглите кому не лень). Но и эту лавочку мы сразу прикроем - книга была признана фальсификацией еще в 19 веке и не содержит в себе ничего, что было бы хоть как-то подтверждено фольклором или археологией. На этом, думаю, тему славянских рун можно закрыть - их нет. Так что вернемся к тем что есть - к германским.
Существует несколько теорий о происхождении рун.
Первая теория говорит о том, что германские племена готов (нет, это такие древние варвары, а не мрачные ребята в черном, слушающие тяжелую музыку), жившие вдоль побережья Черного моря, подглядели идею у соседей - греков. Подглядели саму концепцию письма, как такового. И начали тоже пытаться «рисовать звуки». Этим можно объяснить тот факт, что некоторые руны напоминают буквы греческого или латинского алфавита (R например). К слову, могли подглядеть и у римлян. У кого именно стащили ценную мысль - история умалчивает.
Сам же процесс «руносочинения», скорее всего, выглядел классическим для любого прото-письма образом - люди рисовали схематичные картинки, которые у них ассоциировались с теми или иными звуками. Если вглядеться в руны, к слову, как и в азиатские иероглифы, вы увидите образы - людей в различных позах, животных, дома, элементы природы и т.п. Иногда такие «картинки» изображали позы ритуальных танцев (есть даже мнения, что с этого все и началось). Потом это все упрощалось, банально для ускорения начертания, простоты запоминания и просто в следствии общечеловеческой лени. Избыточные элементы исчезали, формируя более менее окончательные варианты букв и нате вам пожалуйста - первый рунический алфавит, или - футарк (про футарки ниже поговорим отдельно).
Вторая теория утверждает примерно тоже самое, но отсылается к более ранним временам и источникам - к этрускам - латинским племенам, жившим на севере Италии. То есть, германцы могли начать копировать именно их примитивную письменность. То есть руны придумали этруски. Но этрусков перебили и ассимилировали римляне. Поэтому руны остались, а этрусская письменность - нет, ее заменила латинская римская. А сами руны благополучно были спасены и приняты в дело германцами.
Смотрели ученые и в сторону Азии. Существуют руны, схожие по начертанию с древним финикийским и аравийским алфавитами. Но эта теория не находит много сторонников, поскольку с восточными народами германцы во времена становления своей письменности контактировали крайне мало и скорее всего это чистое совпадение.
Есть и пара-тройка куда более замороченных теорий и оттого еще менее популярных, например изыскания немецких нацистов, утверждавших куда более древнее присхождение рун. Но их мы пока упоминать не будем - оставим самое вкусное на последок.
Сами же жители древней скандинавии, разумеется, имели собственное мнение на вопрос о происхождении рун. Это мнение дошло до нас, благодаря фольклору. Вот например выдержка из дошедшего до нас произведения «Речи высокого». Там верховный бог Один поучает людей как жить (интересное произведение, можем как-нибудь разобрать его отдельно).
Знаю, висел я,
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем.
Посвященный Одину,
В жертву себе же (да, он сам себя принес в жертву себе)
На дереве том (дерево тут - это знаменитый Иггдрасиль).
Чьи корни сокрыты
В недрах неведомых
Никто не питал. Никто не поил меня,
Взирая на землю,
Поднял я руны,
Стеная их поднял, —
И с дерева рухнул.
В общем, Один принес сам себя в жертву самому же себе, и в награду за это получил руны, как нечто, открывающее путь к познанию мироздания. Примерно так. Это яркий посыл древне-скандинавской философии о том, что ничего ценного даром не дается (до этого Один ради знаний еще и глаз отдал, но это другая история).
Футарки
Руны принято разделять на три так называемых «футарка» или, по простому «алфавита». Деление на футарки связано с тем, что с прошествием веков состав рун в германском алфавите менялся, его упрощали или отдельные племена меняли его под особенности своего диалекта в месте своего проживания. Так что, на самом деле, футарков было больше чем три, просто остальные имели слишком малый ареал или период использования, поэтому в «большую» классификацию их не включают.
Старший (или древний) футарк (2-8 век)
Младший (или поздний) футарк (8-11 век)
Как видите, рун в нем стало значительно меньше с 24 до 16и (произошла оптимизация и многие руны или просто повыкидывали за ненадобностью или свели к одному символу). А еще локализация рун по региону стала более ярко выражена. К этому времени свои футарки были уже много где. И если допустить существование славянских рун, то вероятно это был футарк местной скандинавской даиспоры, где-нибудь в Новгороде, который кто-то из местных взял и поиспользовал.
Англо - саксонский (англо-фризский) футарк (5-11 век)
Он охватил большой регион в который входила Британия и побережье Ламанша (Север современной Франции и Голландии), поэтому его выделяют отдельно, а еще, в отличие от младшего футарка, в Британии руны не претерпели такой сильной оптимизации и их осталось целых 30. Англичане всегда были замороченными консерваторами. Хотя, откуда в англии взялись руны - точно неизвестно. Скорее всего они были там еще со времен, когда Англия стала Англией, а именно - была завоевана племенами Англов и Саксов (которые внезапно были германцами, то есть - вырезали руны). Или их повторно завезли скандинавы, которые долгое время кошмарили всю Британию и окрестности (Дублин основали викинги). Но суть в том, что руны в Британии использовали довольно долго и не только пришлые завоеватели, но и местные, даже несмотря на господство христианской церкви.
Проблема древней письменности
В общем, как и писал выше - футарков было куда больше, порядка десятка (в том числе и тот самый готский, от которого возможно произошли остальные), и это только те, которые ученые смогли хоть как-то собрать в кучки, иначе говоря, классифицировать.
Но и помимо футарков существовало огромное количество вариантов написания рун, которые встречаются на археологических находках, и в этом кроется проблема древне-германского алфавита - в отсутствии стандартизации.
Сегодня мы используем единую систему символов нашего алфавита. Потому что все мы учимся в школе по одинаковой программе изучения языка и по одним учебникам. Мы обменялись этими знаниями еще много веков назад и выработали единую систему символов и правил написания слов, удобную для всех. В древне-германском мире никаких школ и договоренностей по этому поводу, само собой, не было. Поэтому вы могли писать одну руну одним образом, а ваш товарищ из деревни за холмом - вырезал ее совершенно по другому. И ему было плевать, что в вашей деревне она рисуется иначе, ведь его отец и дед вырезали так как он, и он будет делать это так же. Но, при этом, вы все равно смогли бы прочитать его каракули, просто потому что, если вы всмотритесь в символы, то поймете что их не так уж много и даже с учетом вариативности их начертания, вы сможете, как минимум, догадаться, какой звук там нарисован.
Так это и работало - все рисовали руны как хотели, но вполне догадывались о значении «чужих» рун, в виду общей геометрической схожести или, как минимум, по положению в знакомом слове. И эта проблема существовала не только в древне-германском мире. Античный греческий алфавит, к примеру, претерпел те же этапы становления. И были времена, когда образованный афинянин, глядя на надпись в македонском храме, щурясь и матерясь, с трудом пытался понять что там написано, хотя устную речь друг друга они вполне понимали.
Так что, если кто-то утверждает, что хорошо знает руны, вы можете легко впереть его вопросом - а которые? Ведь даже жители древней германии знали только «свои» местные руны и редко - руны соседнего племени с которым общались. Остальные они могли разве что прочитать "по догадке".
Проблема вариативности алфавита объясняется не только отсутствием централизованного обучения. К слову, победила эту проблему средневековая христианская церковь, когда при монастырях были открыты школы, где обучали латыни и местной письменности по церковному стандарту. Крепкий гвоздь в гроб зарождения единой системы письма в древне-германском мире вколачивал именно обособленный образ жизни древних людей. В ту пору в тех краях мало кто путешествовал и, если вы простой крестьянин из деревни, то в ней вы скорее всего и умерли бы. За свою жизнь, в лучшем случае, вы могли побывать в паре соседних деревень и крупном городе - региональном центре, по случаю какого-нибудь важного праздника. Понятное дело, что при такой жизни вы использовали бы только свой местный набор рун и писали их своим, привычным именно в вашей деревне, способом. При этом в соседней деревне были свои традиции и там писали по другому. И все это никак не мешало вам жить. Играла роль и география. Покрытая лесами Германия и изрезанная горами и водоемами Скандинавия - это не самое простое место для частых путешествий между поселениями, а сами поселения нередко находились на приличном расстоянии друг от друга. Так что «чужие» руны вы видели не так уж часто, не говоря уже о выработке общей формы написания (а зачем?). Сидеть дома древних людей заставлял и холодный северный климат, сложная криминогенная обстановка, да и попросту отсутствие необходимости в каких-то перемещения дальше вашего рабочего места и дома соседа-собутыльника.
«Но как же прославленные традиции мореходства викингов, набеги, торговля, которыми они славились?» - скажете вы. Все это конечно было, но далеко не в тех объемах, которые требовались для полноценного культурного обмена и формирования общепринятых систем письма. К тому же люди, которые отправлялись в набеги или торговые\дипломатические миссии (а от общего числа жителей древних поселений, таких было не так уж много), вовсе не преследовали цели учиться чужому письму или учить кого-то своему (католические миссионеры появились сильно позже). В этом попросту не было необходимости. Они ехали убивать и грабить, а если надо было с кем-то поторговать\договориться\весело выпить - устной речи было вполне достаточно. Так что в целом никто этим вопросом всерьез не занимался, просто потому что не было нужды.
Именно отсутствие необходимости, в виду образа жизни, тормозило развитие рун в полноценную централизованную систему письменности. Посудите сами - фольклор передавался из поколения в поколение через устные рассказы (дошедшие до нас Саги были записаны уже латинским алфавитом в 12+ веке). Как и законы, которые распространялись большей частью устно (был конечно найден свод законов, написанный рунами, но это крайне редкое исключение). Бюрократия в древне-германском мире отсутствовала полностью, археология говорит что никаких административных записей в этой части света не велось (в отличие от тех же римлян, оставивших нам тонны бюрократии), так что писать попросту было особо нечего и незачем.
В виду всех этих причин становление общих правил письма протекало очень медленно. Но потихоньку протекало. И в футарках раннего средневековья схожестей в написании символов уже гораздо больше, чем в вариантах прото-письменности Германии, времен римских завоеваний. Так что, вероятность появления общего для германского мира рунического алфавита все же была и рано или поздно он бы появился (только представьте рекламу Икеи или Мерседеса в рунах). Но вместе с принятием христианства, сначала на территории Германии, а затем и Скандинавии, руны окончально были вытеснены латинскими буквами. Просто потому, что главным источником бюрократии и централизованного обучения письму была христианская церковь, которая, как вы знаете, использовала латынь. Ее алфавит и адаптировали под германские и скандинавские языки, чтобы применять на новокрещенных территориях, породив в том числе и древне-скандинавский латинизированный алфавит, на котором уже и были записаны Эдды и прочие литературные источники тех времен. Этот же алфавит с небольшой правкой, по сей день, и используют в Икее и всей прилагающейся к ней Скандинавии.
Использование рун
Но, вернемся к рунам. У каждой руны есть свое имя. Но это в общем-то не удивительно, традиция давать символам алфавита свое название проистекает из обыкновенной необходимости как-то называть их в разговоре и это само по себе не несет никакого мистического смысла. Помним Аз, Буки, Веди и т.д. из кириллицы - это просто название букв. В рунах же это - Ансуз, Беркана, Вуньо и пр. Эти названия могут быть ассоциированы с какими-то вещами или божествами. И скорее всего они выбраны потому, что слово-ассоциация начинается именно с этой буквы. (Помните как учили буквы в детском саду? С - слон, Т - тапок, К - конвертируемая валюта и т.д.) Так их проще запомнить, только и всего.
Для изучения рун население использовало устный фольклор - стихи или песни, содержащие все названия рун. Достаточно было ребенку выучить стишок и он уже знал все руны по порядку (АБВГДейка для юных викингов). А позже и рисовать их учился. Черточки - это не сложно, когда ты знаешь сколько всего букв и как они звучат. Так что да, как и на Руси, довольно большая часть языческого германского мира скорее всего умела читать и писать. Ситуация изменилась после крещения, когда латинский алфавит стал господствовать в официальных документах и переписках, то есть изучался практически только знатью и церковными деятелями, а руны (более народная форма письма) были забыты а местами и вовсе запрещены, как элемент языческого прошлого.
И как вполне народный способ "рисовать звуки" использовались руны в весьма бытовых целях - иногда ими делали короткие надписи на вещах, для красоты или же для придания вещи какого-то более глубокого смысла, вроде «Из этого рога пьет только Хорик, тронешь - отправлю в хельхейм»
Вот например костяной гребень с острова Фюн в Дании, на котором рунами написано «Harja».Скорее всего это имя или кличка хозяйки вещи. Возможно, девушка подписала его, чтобы легко доказать чей это гребень, когда вредная сестра попытается его украсть.
Иногда вещам давали имена. Во многих анимистических (верящих в духов) обществах древности считалось, что вещь можно «одухотворить», наделить ее своей волей и заключить в нее какую-то живую сущность. Для этого вещи нередко давали имя и обращались с ней, как с живой. Так мы знаем множество поименованных мечей, кубков и прочего барахла, фигурирующего в сагах.
К слову, мы до сих пор используем эту традицию, давая имена своим игрушкам в детстве. Да, называя плюшевую кошечку ласковым именем, ваш ребенок практически исполняет древний языческий ритуал и наделяет предмет духом, с которым он может играть, общаться и дружить. И ребенок делает это - разговаривает с игрушкой, кормит ее, укладывает спать, а потеряв, искренне расстраивается и на ваше предложение купить другую, иногда отвечает отказом, потому что именно эта вещь была для него подобием «духовного» товарища. Была важна ее суть и содержание, а не форма, которую вы предлагает заменить на новую… Вас сейчас наверное передернуло)) Но ладно вам, на самом деле надо понимать, что наши далекие предки так же жили в воображаемом мире, как и наши дети сейчас. И привычка заводить воображаемых друзей никуда не исчезла. Но по факту, эту едва заметную традицию «одухотворения» мы унаследовали именно из языческих времен. Как это связано с рунами? Да очень просто - рунами на вещах писали их имя (или имя духа этой вещи). Так что Harja, на картинке выше, может быть и не именем хозяйки, а именем духа этого гребня. И не исключено, что причесываясь, девушка разговаривала с этим духом, делилась с ним секретами, просила совета или помощи, ну или попросту - не чувствовала себя одинокой, проводя вечера в ожиданиях своего супруга, отправившегося в поход пару лет назад.
Руны вырезали на украшениях и амулетах, часто это были имена богов, которые наносили, чтобы придать вещам особый религиозный смысл. Мы до сих пор делаем то же самое, но уже в христианской традиции, нося с собой маленькие иконы, на которых нередко написаны имена святых.
Но более всего мы знаем руны по такому явлению, как «рунные камни». Это, как вы догадались, камни (как правило довольно большие) на которых были вырезаны рунические тексты. Именно благодаря им, в основном, ученые вообще смогли отследить становление древне-германской письменности. И не удивительно, камни куда менее подвластны тлетворному влиянию времени.
Вырезать руны в куске камня это то еще занятие, если у вас нет современного электро-инструмента, так что занимались этим, когда кому-то прям вот очень сильно хотелось увековечить какое-то событие, мысль или же обратится к людям или богам (видимо, считалось, что устное обращение боги могут не услышать, а уж целый камень с воззванием рано или поздно точно заметят).
Нередко рунные камни вырезали женщины, прося богов уберечь от опасности мужа или сына, отправившегося в поход. Часто к богам или людям обращались и по другим поводам..
Вот тут, к примеру, читателя просят отомстить за Вемуда, сына Варина, павшего в битве. Месть, как мы знаем из Саг, для древних скандинавов вообще имела особую важность. Что и заметно - сколько же времени он это вырезал? Даже узор добавить не поленился…
Читаются руны, как правило, слева направо, как мы и привыкли, но четкого правила по этому поводу не существовало. Поэтому встречались находки, где руны писались справа налево, сверху вниз, по кругу, по загибулине и во многих других вариантах. Или вообще черти как (просто взгляните на камень на картинке). Чтобы как-то отделить слова или предложения друг от друга в этом нескончаемом потоке черточек, обычно, между ними ставили какой-нибудь элемент узора- круг, точку, двоеточие, три точки вертикально или крест, как на примере выше (да, маленькие крестики там - это просто «пробелы» между предложениями). Никаких других правил пунктуации не существовало.
Вот, в общем-то и все, что нам достоверно известно о рунах. Как видите, тут нет ни слова о магии. И сколько бы вы не гуглили, вы ничего об этом не найдете среди серьезных источников, отсылающих к археологии или фольклору. Просто потому, что никаких упоминаний о магическом смысле рун, относящихся ко временам викингов, до нас, как минимум, не дошло.
Разумеется, жители древней Скандинавии верили в магию. Это, как мы и говорили выше, свойственно любому анимистическому обществу. И руны, как письменность, конечно же использовались и в этой сфере жизни. Но стоит четко очертить их роль. Они использовались как алфавит, с помощью которого вы могли написать заклинание или, имеющее особую силу, имя божества. Помним об особой роли имен в анимизме - хочешь поселить в вещь дух - дай ему имя и начерти его на вещи, если же напишешь на вещи имя бога - вложишь в нее часть его силы или свяжешь с его энергией. В это верили.
Использование рун в заклинаниях равносильно тому, как мы используем кириллицу для написания молитв или подписей на иконах. Надписи и молитвы имеют религиозный смысл, буквы, которыми они написаны - нет. Теми же буквами вы пишите нехорошее слово на стенах в подъезде (это кстати тоже древняя языческая традиция)). Тоже самое правило применимо и к рунам. Заклинания относятся к магии, буквы, которыми они написаны - нет.
Косвенно это подтверждается в Сагах - дошедших до нас древне-скандинавских сказаниях и легендах. В широко известной (в кругах любителей) Саге об Эгиле можно вспомнить эпизод, где главный герой - викинг Эгил попал в некрасивую ситуацию, устроив поножовщину в присутствии конунга Эрика Кровавого топора (причем прирезал друга его жены). Люди Эрика, естественно, попытались его убить. Тогда Эгил спасся бегством и, доплыв до маленького островка, принялся создавать проклятие в адрес Эрика (то есть занялся самой что ни на есть магией!). Он воткнул палку в камни, насадил на нее отрубленную лошадиную голову и написал на палке рунами всякие пакости, обращаясь к потусторонним сущностям, требуя от них досрочного импичмента избранного конунга. Как мы видим, тут руны используются не сами по себе, как магический символ, а именно как средство написания заклятия. И текст заклятия в саге присутствует, так что там было именно заклинание, а не просто магические руны.
Второй эпизод из той же саги повествует о попытке отравления Эгила, когда на пиру ему поднесли отравленный рог. Эгил вырезал на нем руны ножом, после чего рог раскололся, вылив отравленную жидкость на землю, тем самым спася Эгилу жизнь. Казалось бы, этот эпизод уже можно притянуть к «магии рун», ведь по тексту саги Эгил начертил руны и свершилось чудо. Но, здесь стоит заметить, что в древне-скандинавском языке нет слова «писать». Вообще. Потому что викинги не писали в известном нам семантическом значении этого слова. У них не было ни бумаги, ни чернил. Руны они в основном вырезали. На камне, дереве, кости и т.д. Поэтому для обозначения письма в языке использовалось словосочетание runa rista - «резать руны». Это словосочетание и использовано в данном эпизоде саги об Эгиле. То есть нам просто говорят, что Эгил что-то написал на роге, после чего запустилась защитная магия и спасла ему жизнь. Написал он, понятное дело, заклинание, а не просто «вырезал руны» как можно подумать, прочитав эпизод дословно. И подобных примеров в сагах предестаточно.
Гальдрставы
Отдельно можно поговорить и о гальдрставах, как об очень ярком примере северной магии. Гальдрстав (гальдр - заклинание, став - дощечка) - это вроде рунических рисунков, содержащих заклинание. Иногда в виде конкретного символа, иногда в виде группы знаков.
Выглядят они вот так. Перед вами «гальдрбок», или дословно - книга магии. Которая и содержит гальдрставы - магические "доски".
«Ну вот же оно!»- скажете вы, - «Руническая магия!». В целом то да, но есть нюанс.
Во-первых, к рунам эти знаки не имеют никакого отношения. Это не записанные рунами заклинания, которые можно прочитать, это просто символы. В них нет «букв» (рун). Приложенный же к ним текст написан либо на латыни, либо и чаще всего - на исландском языке, но уже латинизированным алфавитом.
А во-вторых (хотя с этого стоило начать) - вся эта красота написана в 16-19 веке. Когда не только о рунах, но и о викингах все уже давно позабыли. Именно к этому периоду относятся все найденные гальдрбоки.
Да, "Шлем ужаса" (это вон та большая "снежинка" на картинке выше, если вы ее вдруг узнали) тоже к викингам не имеет никакого отношения. Если вы сделали себе такую татуировку, поздравляю, но вы не викинг, вы исландский мистик века 17го)) Знаменитый вегвизир, как и прочие "снежинки" относится к этой же истории. Но о символах и их связи с древней скандинавией мы как-нибудь поговори отдельно. Пока хватит и того, что руны тут совсем непричем.
Гальдрбоки представляли из себя сборники «бытовой магии», в которых были смешаны христианские и старые северные представления о потустороннем мире и приведены способы взаимодействия с ним. Имели ли они отсылку к древнескандинавскому язычеству - да и очень большую. Были ли в них руны - нет. В них встречаются похожие на руны символы, но ни к одному известному футарку они не относятся.
Гальдрбоки существовали только в одном месте на планете - в Исландии. И больше нигде. Видимо поэтому до их создателей не добралась церковь и не обвинила их в колдовстве - лень было плыть через не самое приятное Северное море. Широкого распространения они не получили, хотя их появление скорее всего вызвано поднявшимся в Европе интересом к мистике (ну помните все эти спиритические сеансы с досками, поддельные фотографии призраков и тому подобное - все это части одного тренда на «потустороннее», устойчиво процветавшего в те времена). Так что гальдрставы тоже отметаем - это хоть и магия, но вовсе не древняя магия рун.
Так откуда же тогда взялась руническая магия? Ее нет в археологии, ее нет в фольклоре, ее нет даже в трудах более поздних оккультных деятелей. Так где же ее источник? Откуда взялась она сама и более того - мода на этот экзотический оккультизм. Об этом читайте во второй части моей статьи. Тут, извините, в количество символов не влез)