479

Про ошибки в работе следователя

Все и каждый в чем-то да ошибаются. Даже есть поговорка: "кто не ошибается, тот ничего не делает". Но как и у любого действия у ошибки есть последствия. Иногда они не критичны, если вовремя их заметить, как в случае с технической ошибкой или неправильно сосчитанным сроком. Есть и более критичные, как например не вовремя или неправильно назначенная экспертиза. Исправить эти косяки можно, иногда бывает трудно, но в большинстве случаев все разрешается благополучно. Но бывают ошибки, последствия которых не исправить никак. Расскажу о двух подобных случаях.

Первый произошел несколько лет назад с моим молодым коллегой. Причиной как всегда послужила неопытность и распиздяйство. Именно в таком сочетании. Так вот, коллега (для удобства будем звать его Дима), находился на суточном дежурстве. В ночное время от оперативного дежурного ему поступило сообщение об обнаружении трупа женщины 25 лет, без внешних признаков насильственной смерти, в квартире однако не имеющей документов, и поэтому проходящей как неопознанная, не смотря на то, что в квартире находился молодой человек с которым она встречалась. На месте уже находился участковый, с которым Дима созвонился. Участковый честно доложил, что телесных повреждений на трупе не видит, со слов ее парня, покойная пришла к нему домой, где ей стало плохо, после чего она потеряла сознание, тот вызвал "скорую", которая впоследствии и констатировала смерть до прибытия. Дима решил ехать, однако в виду позднего времени суток, решил не докладывать ответственному от руководства, оформить на скорую руку и вернуться домой дальше спать. К сожалению я не знаю почему на место не выезжал никто из "убойного", хотя обычно на они на такие заявки реагируют. Приехал Дима в квартиру, на скорую руку написал протокол, даже не осмотрев толком труп. В общем отработал на крепкий кол, даже с учетом того, что труп по его мнению не криминальный. Дима ни в чем не сомневался, поэтому не вызывал на место судебного медика и криминалиста, чтобы не тратить время. А зря. Все действо происходило в пятницу, поэтому вскрытие, как и доклад Димы по прошедшим суткам, перенеслись на понедельник.

Утром понедельника нашему начальнику позвонили из морга и сообщили, что Димина мадам скончалась от разрыва внутренних органов, вызванных тупой травмой живота, нанесенной предметом с ограниченной травмирующей поверхностью. Если по русски, девушку забили до смерти. И вот тут и понеслась пизда по кочкам. Естественно первым делом поехали за парнем покойной. Задержали. Да вот косяк, Дима с места ничего не изымал. Ни одежду, ни срезы ногтевых пластин от трупа. Ни камеры. Короче ничего. А хату за выходные пацан вылизал. Титаническими усилиями нашего и убойного отдела, уголовное дело все-таки смогли организовать, хотя и не лучшим образом.

Итог. Минус заготовка для следователя - Диму уволили. Минус несколько суток сна и отдыха у полутора десятка человек. И куча других проблем, которых не возникло бы при штатной работе отдела.

Второй. Произошёл со мной. Я работал второй или третий год. В понедельник шеф мне расписал несколько материалов с выходных, ибо заявок было многовато. Два по трупам и один по факту развратных действий в отношении малолетнего. Кратко, суть такова: двое братьев 13 и 11 лет в очередной раз сбежали из дома, после чего оказались в нашем районе (проживают с матерью в соседнем). Оба имеют проблемы в развитии, обучаются в специальной коррекционной школе. К вечеру, братья знакомятся с молодым человеком 16 лет от роду (пускай будет Олег). В ходе разговора братья сообщают Олегу, что домой идти не хотят, а переночевать им негде. Олег предлагает братьям переночевать у его друга Валеры. Они соглашаются. Валерой оказывается ранее не судимый, тридцативосьмилетний мужчина, в квартире у которого братья и ночуют вместе с Олегом. Олег, кстати из полной семьи, учащийся колледжа, на хорошем счету. Так вот, утром Олег и старший из братьев уходят, а Валера и младший остаются в квартире. Валера в лучших педофильских традициях лезет к младшему в трусы и целоваться, тот в силу особенностей развития не очень понимает происходящее, и никакой реакции от него не следует. Установить был ли сексуальный контакт в какой либо форме мне не удалось. Через какое-то время Валера тоже покидает квартиру, закрывая ее снаружи, при этом у младшего из братьев нет возможности открыть дверь изнутри. Через какое-то время возвращается старший, один, и пытается попасть в квартиру, но не может. Переговариваясь через дверь, братья решают, что младший  вылезет в окно, благо первый этаж. Старший разбил снаружи окно, а младший полез. Бдительные соседи вызывают полицию, которая достаточно оперативно приезжает на место и успевает поймать обоих мальчишек. Вызванивают Валеру, маму мальчишек, всех везут в отдел. В отделе младший рассказывает обо всем, на место выезжает дежурный следователь, однако в ходе беседы с Валерой и братьями в историю с поцелуями, никто особо не верит. Все спускают на тормозах. На месте меня не было поэтому я не знаю почему приняты были именно такие решения.

Итак материал поступает мне. Я решаю начать с опроса братьев, но тут же сталкиваюсь с огромной проблемой. В воскресенье они опять убежали из дома и мать не знает где они. Решаю зайти с другой стороны. Звоню инспекторам ПДН, прошу список всех поднадзорных, кто мог бы тереться около Валериной квартиры (на словах была информация, что к Валере ходят дети, много и часто). Ну а дальше нудный обход что-то порядка полусотни ребят разных возрастов. Опять же куча трудностей с поисками. Почти две недели я забив на все дела метался по району. В итоге удалось найти и пообщаться с некоторыми мальчиками. В итоге не под протокол, несколько ребят указывают, что да, Валера любит маленьких мальчиков, отнюдь не отеческой любовью, а в попу. Мальчиков ему в основном приводит Олег, и, по слухам, Валера ему за это платит. Под протокол все отвечают: "ниче не знаю, меня там не было". Решаю пойти путем наименьшего сопротивления и колоть Олега. Вызываю родителей Олега и его самого. Специально вызываю и маму и папу. Первые двадцать минут шугаю родителей, объясняю все перспективы и перетягиваю на свою сторону. Зовем Олега. Начинаю беседу и... полное фиаско. Парень не колется вообще. Ни в какую. Такое впечатление, что он отсидел лет 25 и все это время играет в глухом "отрицалове".  Просто не пробивной. Ни слезы матери, ни угрозы отца, ни моя суровость не работают. Пацану все пофигу. Ответы односложные: "нет, не был, не знаю". Что делал у Валеры толком не объясняет, но и не врет. На прямой вопрос что делал у Валеры ответил: "просто общались". И практически на все вопросы вот такие ответы. Выгнал маму и папу, сменил тактику, результат такой же. На контакт не идет. Все отрицает. Ну выхода нет, пишу протокол как есть, со всеми его "нет, не знаю, не был", и отпускаю. Решаю зайти с третьей стороны. Иду к шефу, прошу разрешения возбудить уголовное дело как есть, фактически по беспределу. Под это дело вынести хату Валеры, зайти в гости к Олегу, получить доступ к социальным сетям и прочему. В общем ко всему тому, чего я без уголовного делать не смогу. Шеф отказывает. Мол ищи хоть что-то кроме объяснений пацана. И тут происходит фаталити. Приходит мама братьев и просит проверку прекратить, пишет заявление о том, что к Валере претензий не имеет. Свое решение мотивирует тем, что не хочет таскаться по кабинетам и вообще вот это все. Не хочет вести парней на экспертизу (до этого я назначил им психолого-психиатрическую экспертизу), да и парни мол тоже ничего не хотят. На уговоры не поддается, часа четыре ее пытал. И срок кончается. День или два оставалось. Мой отказ в ВУД, при ее "встречке" не отменили бы даже в прокуратуре. Делать нечего, отказал, сдал в архив. Пытался потом искать других потерпевших, но наталкивался на отказ. Дальше затянули дела, и я эту историю отпустил.

Через три или четыре года история получила продолжение. Я вышел из отпуска и поэтому случаю решили попить пивка вечером. Сидели в кабинете у одного коллеги, а за его компьютером работал стажер. Пока пили стажер задавал всякие вопросы, по работе, и тут я услышал знакомое имя, не помню, в каком контексте, но я переспросил. Стажер назвал ФИО и год рождения и я вспомнил Валеру. Спросил, а чем он отличился? На что коллега сказал, мол хлопнули недавно педофила, что-то порядка 10 потерпевших уже есть, плюс куча детского порно и всякое такое. Ну я и расстроил коллегу, говорю мол сейчас тебе еще одного потерпевшего предоставлю. Достал флэшку, скинул ему материал в электронке. Коллега конечно расстроился. На утро пошли к шефу, нашли тот старый материал в архиве, довозбудили эпизод.  Дело шеф мне передавать не стал, однако разрешил допросить Олега. Вызвал я его опять. Колол по всякому, и так крутил и эдак. Опять все отрицал. Даже то что Валера педофил. Коллега пошел колоть Валеру в СИЗО, Валера тоже не колется на предмет соучастия Олега, хотя признает эпизод с братьями. На очной ставке тоже по нулям. Не доказать ничего. Переписки ничего не дали. Да и непонятно, сколько телефонов и симок они поменяли за эти годы, тогда еще закона Яровой не было, сотовые операторы хранили переписки не больше полугода-года. Соцсети тоже по нулям, по той же причине. Короче все проебано, фиаско полное, Олег до сих пор на свободе.


Не знаю в чем конкретно я ошибся, не мне наверное об этом судить, но где-то сильно проебался, раз Олег до сих пор гуляет на свободе.


Следователь по не особо важным делам.