63

Про Казахстан, самоиндефикацию и свою жизнь1

Родился в 1989-м году в едином тогда еще советском государстве. Когда мне было два с половиной года страны не стало и я оказался в государстве Республика Казахстан. Хоть мне и было всего чуть больше двух лет, я помню что бабушка плакала, говоря что мы отсоединяемся от России (хотя возможно это было позже, так как де факто отсоединение происходило не сразу, а постепенно). По мере взросления я замечал перемены по замещению населения в группе детского сада было полтора казаха (девочка казашка и мальчик метис), в первом классе казахов было человек 5 (20%), заканчивал школу 10 (1/3 класса), в университете 50/50. Если говорить про общественные службы, то русских сотрудников полиции в Караганде я не видел с 2003-го года и примерно с середины 00-х годов русские либо не представлены совсем, либо представлены, но номинально в государственных органах власти. Когда я пошел работать, а работал я на стройке, вначале автомобильных дорог, потом железных, то часто оказывался единственным русским. Особенно работая далеко от крупных городов.

Все вышеописанные вводные я указал именно к теме самоиндефикации. Так как каждый человек себя как-то индефецирует. Если в детстве я понимал что происходит что-то не то, что волнует моих родителей, бабушек, дедушку, но в целом не понимая политические моменты и живя по сути в обществе где культурная среда совпадает, со средой моей семьи еще не замечал дискомфорта. То работая и проживая в Казахстане, особенно за городом уже чувствовал себя чужеродным элементом.

Я ничего не говорю за казахов, по человеческой сути они ничем не отличаются от других, однако чувствовал что в целом меня мягко подталкивали к смене самоиндефикации. Заводя самые разные разговоры, смысл которых вел к тому чтоб перестать быть русским казахстанем, а стать казахстанцем с перспективой что твои потомки когда-нибудь станут казахами.

У самих казахов в памяти свежи ограничения что были в советское время, хотя они не были направлены на местное население, а скорее на глобальную смену хозяйственной деятельности молодого советского государства.

Предистория примерно такова огромные тиерритории были не освоены, были первые попытки освоения в царское время. Основной бум освоения пришелся на 20-е и 30-е когда советское правительство решило произвести промышленное освоение территории и перевести хозяйство на понятную и централизованную коллективную форму. В итоге в 30-х годах по всей республике (да и вообще по союзу) открылись предприятия где работали в основном заключенные, а казахи понесли людские потери, так как не были предрасположены к оседлой хозяйственной деятельности, так еще и при наличии плана лишились скота, хотя были еще и перебежчики, которые откочевали не только со своим скотом. Итог в республике сформировалось 2 мира, городской, где с 1956-го после амнистии заключенных бывшие лагеря стала осваиваивать советская молодежь с РСФСР и УкрССР и др. республик поехавшая за паспортами, квартирами. Люди не ощущали что они в национальной республике, так как в городах практически не сталкивались с корреным населением. Города КазССР зачастую были больше русскими чем города самой РСФСР. Казахи до 1973-го (как и все жители СССР проживающие в колхозах, позже совхозах) года не могли свободно выезжать в города, редкие кто из них могли устроиться в городе, а те кто устраивался проходил руссификацию, до сих пор потомки городских казахов не знают свой этнический язык. Определенная обида, недовольство и желание реваншизма возникло в то время. С развалом СССР национально настроенные силы часто припоминают, советский период как время притеснения, коллективизацию как голодомор казахского народа...

27 лет я жил в стране, где родился русским, казалось бы в своем культурном пространстве, но которое постоянно уменьшалось, я был гражданином страны, в которой я культурно чужой и с каждым годом становлюсь более чужим. В 2016-м я принял решение переехать по программе возвращения соотечественников в Россию. На тот год в программе были приоритетные регионы (восточная Сибирь и Дальний Восток) и все остальные. В консульстве в Астане мне посоветовали выбрать приоритетный регион, так как там меньше отказов, что я и сделал. Теперь 8 лет живу в России, в прекрасном таежном крае в восточной части страны. Конечно здесь многое не идеально, но я понимаю что меня никто не тронет за то что я русский. Я женился у меня прекрасная дочь. В целом я доволен жизнью.