18

Про ИТ в РФ

Привет, думал тут чем поделиться и чего есть у меня, озарило - айтишечка же всегда в моде, а я там давно, могу кое-что и рассказать. Кроме того, вдохновил один пикабушник, написавший что на 5 работах получает около 80 тысяч, боюсь его мир перевернется после прочтения. Я работаю много лет в ИТ, работаю на удаленке с Урала, был и в стартапах и в госухе, сейчас финтех. Вкатился сам в ИТ после 30 лет, то есть я тот самый свитчер, вайтишник и т.д. ))

Несколько мыслей о том, что часто обсуждают и вам может быть интересно:

1) есть ли такие зп в ИТ как говорят в рекламах? (В последнее время встречал в сети странных господ, утверждавших, что все это реклама и выдумки, высоких зп в айтишке нет и сотка это потолок) Да, есть, в ИТ по сравнению с многими другими профессиями можно реально быстро выйти на большие суммы, но большие опять же смотря с кем сравнивать. Если с медианной зп по стране (47+ тысяч рублей в месяц), то да - большие. Возьмем условного хирурга, дантиста, пилота -они все могут зарабатывать и больше, вот только им надо учиться очень много и долго, затем интернатура или практика, в общем еще несколько лет они идут к высоким зп. А скажем джуниор-питонист (разаботчик на python) может начать с 30-40 тысяч, через год -полтора удваивает зарплату, да и потом продолжает расти разными темпами, в зависимости от своих навыков и состояния рынка. Этот рост не постоянен и потолок конечно есть, скажем синьор-питонист (лет 5-7) опыта уже может получать 300 и выше, руководитель группы разработчиков из 5 человек - 400+ но выше уже идут менеджерские позиции и чтобы расти надо уже менять свой путь. То есть при прочих равных программист уже через 2-3 года получает хорошие зп, плюс у него удаленка, плюс ДМС, всякие бонусы, компенсации и ИТ-ипотека. Именно потому такой у нас хайп на "войти в айти" и нередко читаем истории как врач/пилот/#{название_профессии} переходит в ИТ.

Я особо подчеркну, что речь о всей РФ, а не только о Москве и Питере, как некоторые думают - высокие зп только в столицах. Ваш покорный слуга работает из маленького городка на Урале, на удаленке еще со времен, когда это не было мейнстримом и о зарплатах выше знаю не понаслышке.

2) а сложно ли вкатиться? Вот тут ложка дегтя: попасть сложно, особенно сейчас, начинающих просто толпы, благодаря хайпу и всяким курсам "как ничего не умея за 2 недели стать разработчиком". Знакомая ХРюша (рекрутер, "кадровик") рассказала, что даже на вакансию синьор разработчика java присылают несколько сотен резюме без опыта, причем некоторые даже не джависты, а питонисты. То есть люди откликаются просто на все. И вот этот сам пороог входа очень высок. Да, после года работы, станет легче, а через 3-5 найти работу будет вообще не проблема, но вот именно начать и заработать первый опыт - сложно. Сложно для всех, не верьте тем, кто говорит что тестировщику или аналитику легче войти, там аналогичная конкуренция из тех же выпускников курсов.

3) а можно мне после 30, 40, 50 лет войти в айти? Так скажем - будет очень не просто. Если вы прочли пункт 2, то понимаете, что с вами будут конкурировать сотни (в буквальном смысле, можете статистику по отзывам на вакансии смотреть) студентов и людей моложе вас. Это конечно не непреодолимое препятствие, я сам через такое проходил, но это означает что вам придется быть лучше и хитрее их. То есть если в ИТ вас влечет только зарпалата, а от программирования, английского и алгоритмов воротит, то мне кажется ничего хорошего не получится. И наоборот - если вы с детства любили математику, чего то там программировали на паскале/бейсике/дельфи и вообще технарь по складу ума, то я бы не отбрасывал ваши шансы.

4) а нужен ли английский язык? Да, нужен, если вы не идете программистом 1С. В остальных случаях он необходим хотя бы на уровне чтения. Все потому, что большая часть документации не переведена, переводы книг выходят поздно. Короче все вокруг от логов, сообщений об ошибках, до новой статьи о фишках в питоне будет на английском. Тот кто его знает полчает выигрыш в сравнении с другими кандидатами.

5) Курсы. Держись от них подальше, если это не что-то бесплатное со степика и т.п.

Наверное так кратенько для начала, если будут вопросы и интерес могу рассказывать дальше, благо - тема богатая.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Я бы все же отметил, что важны еще базовые академические знания. Что толку со специалиста, который не знает хотя бы чем вероятность отличается от мат. ожидания? Или не может сравнить эффективность двух алгоритмов даже при нормальном распределении входных данных? Я уже молчу о понимании того, когда достаточно MILP, а когда нужен MIQCP. Или когда лучше использовать дробное интегрирование, а не целочисленное. Это я к тому, что для того чтобы через 5-7 лет претендовать на 300+, надо или до этих лет иметь хорошую академическую базу, или иметь широчайший кругозор в инфраструктуре.

И самое главное, на что я хотел бы обратить внимание тех, кто хочет ворваться в IT. Тут надо учиться постоянно. IT cфера развивается так быстро, что даже за пять лет без регулярного самообучения можно оказаться никому не нужным. Тот же Python все больше превращается в средство протипирования и клей между библиотеками на компилируемых языках, но все реже его пытаются использовать в продуктивных высоконагруженных системах.

раскрыть ветку (39)
8
что важны еще базовые академические знания.

Я б вот тут возразил. Вааще не важны. ИТ-шечка очень широка. От сайто строительства до SCADA систем, где академические знания вообще не важны.

раскрыть ветку (8)

Возражать, конечно можно, но выше речь шла о Python, который для перечисленного Вами мало пригоден, а используется, преимущественно, для анализа данных, ML и оптимизационных задач.

Ну и даже для "сайто строительства до SCADA систем" без базовых академических знаний, как будете эффективность алгоритмов сравнивать? Про SCADA вообще перл. Там как раз сейчас сплошь временные серии, их оценка, фильтрация, сглаживание, восстановление пропусков, прогнозирование - короче то, что уже указал выше, включая фильтры Калмана, ARFIMA и нейронные сети.

раскрыть ветку (7)
3
но выше речь шла о Python

А ещё выше речь про ИТ как-таковую, не надо натягивать python на всю ИТ.

Про SCADA

SCADA они же тоже разные бывают, может для управления ядерным реактором и нужны нейронные сети, а для районного теплоузла избыточны.

раскрыть ветку (6)

Не согласен, так как внедрял и в ТГК-2, и в Камчатскэнерго. Те же нейронные сети позволяют снизить расход топлива. Да, немного, процентов на 5. Но даже в рамках районного теплоузла за год - это уже миллионы.

раскрыть ветку (5)
1
так как внедрял и в ТГК-2, и в Камчатскэнерго.

Что внедряли-то? Нейронные сети? Или SCADA?

Ээээ, может дело в терминологии? Зачем вообще в SCADA, да и  вообще в промавтоматике, нейронные сети? В моём понимании, да и гугл подсказывает, "нейронные сети", грубо говоря в двух словах, это возможность компьютеру самообучаться. В SCADA-систему же заложен строгий алгоритм действий, по которым она должна действовать в зависимости от внешних сигналов-датчиков, никакой самодеятельности и уж тем более "самообучения". Итак, признавайтесь, зачем в SCADA Камчатсэнерго вы внедрили нейронные сети? Чтобы они энергию налево не сливали?

раскрыть ветку (4)

"Зачем вообще в SCADA, да и вообще в промавтоматике, нейронные сети?"

Для прогнозирования показаний датчиков, необходимости технического обслуживания и аномалий. Сложно было просто в поисковике набрать "scada neural network"?

"она должна действовать в зависимости от внешних сигналов-датчиков, никакой самодеятельности"

Наоборот, она должна прогнозировать изменение нагрузки на систему. Инертность энергетических систем грандиозная. Чем точнее прогноз, тем меньше топлива улетит в трубу. Еще десять лет назад обходились ПИД регулированием, сейчас - нейронные сети.

раскрыть ветку (3)
0

О! Что-то новенькое для меня. Назови, пожалуйста, SCADA систему с нейросетью, поизучаю возможности. Может пригодится.

раскрыть ветку (2)
0

Мог бы еще чисто программные решения перечислить, с которыми работал и некоторые даже проектировал, но так как это все же плагины заказной разработки клиентов к SCADA, возможности сильно о них распространятся у меня нет. Тот же ЕвроХим или Россети могут сильно обидится. А терять клиентов не хочу.

0
3

Знания базовые академические практически не важны. У меня никаких базовых академических знаний не было, но умудрился как то до Амазона добраться и получать намного больше чем 300+ и я понятия не имею что значат эти

когда достаточно MILP, а когда нужен MIQCP.

По поводу

что даже за пять лет без регулярного самообучения можно оказаться никому не нужным
Тоже херня. Тот же Бигтех не проверяет знания языков или библиотек. Проверяют алгоритмы, дизайн и софт скиллы. А это со временем особо не меняется
раскрыть ветку (23)

Есть такие варианты. Потому я и писал "или до этих лет иметь хорошую академическую базу, или иметь широчайший кругозор в инфраструктуре". DevOps вполне может обходиться без базовых академических знаний. Да и DBA впрочем тоже. Но суммарный объем знаний, которых они должны иметь - не меньше, а часто больше, чем у разработчика с базовыми академическими знаниями.

Ну а то, что Вы в Амазон программируете на Python и при этом даже понятия не имеете об оптимизационных алгоритмах, говорит явно не в Вашу пользу. Или Вы просто лжете.

"не проверяет знания языков или библиотек. Проверяют алгоритмы"

И вдруг сразу себе противоречите, так как это и есть базовые академические знания. MOLP и MIQCP - это как раз алгоритмы оптимизации )

"это со временем особо не меняется"

А вот это уже смешно. Я даже не стану говорить про ML, где каждый год что-то меняется. Тут даже с сортировками регулярно новые алгоритмы. Лишь в прошлом году в LLVM внедрили новый.

Кроме того, имелась ввиду и инфраструктура. Всего десять лет назад не было ни ClickHouse, ни gRPC, ни Spark, ни k8s. А о них на собеседованиях очень даже спрашивают.

раскрыть ветку (22)
2

Что-то у вас какая то каша в голове если честно.

Ну а то, что Вы в Амазон программируете на Python и при этом даже понятия не имеете об оптимизационных алгоритмах, говорит явно не в Вашу пользу. Или Вы просто лжете.

Это говорит только то что эти ваши алгоритмы мне в работе не нужны. Еще я в работе использую TypeScript и Java. Но когда я пришел в Амазон я на этих языках ни разу не писал

И вдруг сразу себе противоречите, так как это и есть базовые академические знания. MOLP и MIQCP - это как раз алгоритмы оптимизации )

На собеседованиях нужно решать алгоритмические задачки, никто вас не спрашивает об алгоритмах, тем более о каких то специфических типа тех которые вы указали. Это не базовые академические знания

А вот это уже смешно. Я даже не стану говорить про ML, где каждый год что-то меняется

При чем тут вообще ML? )) По вашему на собседованиях в Амазон алгоритмы ML спрашивают?) Нда

Кроме того, имелась ввиду и инфраструктура. Всего десять лет назад не было ни ClickHouse, ни gRPC, ни Spark, ни k8s. А о них на собеседованиях очень даже спрашивают.
Понятия не имею что это. В Амазоне это не нужно.

Вот видите, вашими знаниями я не обладаю, а зарплата намного выше. Может и не нужны ваши знания чтоб хорошо в айти зарабатывать?)

раскрыть ветку (21)
0

"а зарплата намного выше"

)))))))))

0

"я в работе использую TypeScript и Java"

И как Вы можете выбрать оптимальный алгоритм? Я так понял, что Вы даже для нормального распределения не умеете это делать, только для белого шума.

"На собеседованиях нужно решать алгоритмические задачки"

Нормальная алгоритмическая задача: выберете наиболее оптимальный алгоритм для известного биномиального распределения входных данных. Что не так?

"В Амазоне это не нужно."

Врать нехорошо. Все перечисленное не только используется в Амазон, но еще и дорабатывается её разработчиками. Разве что вместо яндексовской ClickHouse продвигается собственная Redshift.

раскрыть ветку (19)
1
"я в работе использую TypeScript и Java"
И как Вы можете выбрать оптимальный алгоритм? Я так понял, что Вы даже для нормального распределения не умеете это делать, только для белого шума.

Зачем мне все это?))))

Нормальная алгоритмическая задача: выберете наиболее оптимальный алгоритм для известного биномиального распределения входных данных. Что не так?
Такое не спрашивают на собеседованиях в бигтех, так что опять мимо ))
Врать нехорошо. Все перечисленное не только используется в Амазон, но еще и дорабатывается её разработчиками. Разве что вместо яндексовской ClickHouse продвигается собственная Redshift
Используется и нужно знать чтоб попасть это разные вещи. Я до Амазона синьором на с++ low latency системы разрабатывал. Теперь в Амазоне совершенно другим занимаюсь. Амазон нанимает без знаний и дает полгода на обучение всему что нужно.

Все знания о которых вы рассказывает абсолютно не нужны чтоб попасть в Амазон

раскрыть ветку (18)
0

"Зачем мне все это?))))"

Вот и ключевая фраза! А зачем разработчик, который не только не может, но даже не хочет выбирать оптимальный алгоритм для решения очередной задачи? ))))

"синьором на с++ low latency"

Врать не хорошо. Не умея и не желая выбрать оптимальный алгоритм таким заниматься невозможно. Точнее заниматься можно, но результаты такие никому не нужны. Так как при соответствующих распределениях входных данных производительность может различаться на порядок. Мне изрядно пришлось разрабатывать на C/С++ в свое время для высоконагруженных систем и знаю о чем говорю. Даже на ассемблерные вставки приходилось сваливаться в наиболее критичных местах.

раскрыть ветку (17)
2
зачем разработчик, который не только не может, но даже не хочет

Бредятина то какая. Как связано то, что я не люблю программирование с тем, что я делаю свою работу не эффективно?)

Врать не хорошо. Не умея и не желая выбрать оптимальный алгоритм таким заниматься невозможно.
Мда нет слов

раскрыть ветку (16)
0

Почему не эффективно? Строго по постановке без всякой инициативы и творчества. Как средненький мидл. У меня таких не мало. Для того, чтобы болеть за результат и два часа обсуждать с аналитиком, как можно решить задачу оптимальней, надо свое дело любить. Потому что списать потом эти два часа в таймшите, не факт, что удастся.

раскрыть ветку (15)
0

У вас видимо мало опыта в крупных проектах, где много рутины. Те кто любят программирование на таких проектах быстро выгорают. А я этим и отличаюсь, я делаю свое работу качественно в любой задаче. И моя нелюбовь к программированию никак не связана с инициативой. Поэтому и расту быстрее тех кто любит программирование

раскрыть ветку (14)
1

Я уже одному тут писал, могу повторить:

Хорошо, мой опыт успешных проектов (только длительностью свыше года). Сбербанк, ВГТРК, Союзконтракт, Уралмаш, McDonalds, P&G, ТВЦ, Bunge, РАО ЕС Восток, РФПИ, СУЭК, НТК.

Если любишь программировать и глубоко погружаешься в проблемную часть, то очень быстро на любом проекте на тебя начинают переводить те задачи, которые кто-то или не смог решить, или решил неудовлетворительно. И это очень интересно. Да, рутины, в среднем, половина, но другая половина явно перевешивает.

Сейчас делаю пилот по переходу с REST на gRPC (микросервисов - под сотню). На прототипе получили прирост производительности почти на два порядка. Рутины - процентов 10, так как делаем автоматическую миграцию с Open API (Swagger) на gRPC. Руками на Java, C# и Python допиливаются только те места, где востребована потоковая передача. Да и там многое автоматизировали рефлексией.

раскрыть ветку (13)
0

Базовые знания не важны. Точно так же, как и желание развиваться все время. Точно так же, как и знание английского. Точно так же, как и дохера всего, о чем любят писать.

Во-первых, и - не только разрабы.

Во-вторых, разрабы не только пишут симмулятор космических полётов, бигдаты, блокчейны и другие умные слова.

В-третьих, несмотря на дефицит мидлов и сеньоров, далеко не всегда нужны данные квалификации, особенно сеньоры. Зачастую будет один сеньор на 5 мидлов, заодно пачку джунов и этого будет хватать с лихвой.

С учётом размера ЗП, половине входунов хватит залететь в ИТ и стагнироваться в джунах, а некоторые работодатели рады будут таким не амбициозныйм кадрам. Да, придётся поискать такое место, но обычно галеры подойдут идеально

раскрыть ветку (3)
0

На галерах джун или через год-два мидл, или опять безработный. Потому что даже там джун убыточен. Слишком много времени на менторство уходит. У Вас лично есть опыт выращивания мидлов из джунов? А у меня есть. Руководил отделом разработки у интегратора лет 7. Больше не выдержал.

А без базовых академических знаний мидлом не стать. И тем более не стать, если не учиться все время. Даже для того, чтобы выбрать алгоритм сортировки, а не вызывать, как джун, один и тот же метод всегда (Timsort в Java, Introsort в C++, QuickSort в .Net и т.п.), уже надо понимать, хотя бы что такое дисперсия и распределение. Это только в теории бывает белый шум. А на практике, распределение и исходный порядок очень от него далеки.

Само собой упрощаю, так как чаще речь идет о выборе из намного более сложных алгоритмов, чем примитивная сортировка.

раскрыть ветку (2)
0

У меня есть опыт работы джуном со стороны галеры, а так же знание, сколько за такого джуна платят. Если этого джуна смогут впаривать заказчику, все будут крайне счастливы

раскрыть ветку (1)
0

Ни разу не видел и не слышал о том, чтобы джуна дали заказчику без присмотра мидла. Я даже не могу себе представить, какие задачи джун самостоятельно сможет решать. Мидл, физически, больше чем за парой джунов не присмотрит. Чаще поручают только одного, на которого уходит 15-30% времени. А еще есть синьор, который будет 5-10% времени тратить на комментирования PR каждого джуна. Их, блин, много, так как джунам длительных задач не дают. Я уже оставлю за скобками трудозатраты архитектора и тимлида, которым разгребать то, что просочилось таки мимо синьора в PR. Потому что тогда уже точно в убыток уйдем.

0

да, про постоянное обучение это я упустил, соглашусь на 100%, просто так вскочить на подножку поезда мало -надо удержаться. Про академические знания, с одной стороны вы правы и минусом они точно не будут, с другой стороны я немало повидал тех, кто ими не обладая вполне комфортно себя чувствовали. ИТ же большое, это не только разработка и аналитика, есть проджект-менеджеры, хехехехе

раскрыть ветку (1)
0

Ну я тоже указал "или иметь широчайший кругозор в инфраструктуре". Но тут даже не знаю что проще. Подучить математику на уровне среднего третьекурсника технического ВУЗа или гордо идти сразу в сторону DevOps, PM или DBA.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку