Принципы активности, сознательности, самостоятельности

Принципы активности, сознательности, самостоятельности Сгм, Психология, Активность, Самостоятельность, Сознательность

Каждого нашего нового клиента мы встречаем, как учитель встречает ученика на пороге школы. Вместе нам предстоит путь обучения, чтобы человек мог в дальнейшем самостоятельно справляться с жизненными задачами. И в этом психолог сродни педагогу.

Активность, самостоятельность и сознательность - это три стороны деятельности обучения, способствующие повышению его эффективности.

Любая учебная деятельность в значительной степени зависит от силы ее мотивации. Умение педагога вызывать желание учиться является основой эффективности учения. Однако применение этого принципа требует не только использования уже существующей мотивации, но и воспитания соответствующих мотивов в деятельности.

Необходимым условием научения, то есть становления новых психических структур, является действие в условиях эмоционального подкрепления, которое возможно только в ситуации активности самой личности, удовлетворяющей свои потребности в учебной ситуации. Поэтому реализация принципа активности требует использования этих потребностей в умело создаваемых соответствующих ситуациях "подкрепления". Так, если человеку нравится что-то делать, то исполнение такой работы вызывает глубокое удовлетворение, которое выступает как эмоциональное подкрепление, способствующее научению.

Принцип активности требует повышения интереса к изучению. В психологии и педагогике средством повышения познавательной мотивации является метод создания проблемных ситуаций. Когда возникла проблема, которая требует разрешения самостоятельными усилиями ума, то происходит повышение познавательного интереса. Удовлетворение, которое испытывает человек, решая самостоятельно свои проблемы, вызывает эмоциональное подкрепление. Таким образом, пациенты сами должны научиться культивировать у себя интерес к тем предметам, которые наиболее значимы для них.

Психологу же стоит помнить, что интерес клиента к упражнению зависит не столько от "интересности", "занимательности" его самого, сколько от его мастерства, от его умения опереться на уже имеющиеся знания, навыки и интересы, от его способности убедить клиента в важности, жизненной необходимости изучаемого материала, от умения сочетать доказательность с эмоциональностью.

Хотя активность и самостоятельность почти тождественные понятия, но следует различать активность, которая стимулируется другим человеком, и активность, возникающую вследствие внутренней стимуляции человеком самого себя. Последняя происходит за счет работы самосознания, самооценки, включения системы ценностей личности. Самостоятельность является личностной чертой. Зависимый же человек не доверяет самому себе и нуждается во внешнем управлении. Таким образом, способность саморегуляции необходима для успешного научения.