Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности Сгм, Психология, Обучение, Учеба, Целенаправленность, Длиннопост

Задача психолога – научить клиента жить в мире с самим собой. Поэтому нам невозможно обойтись без краеугольных принципов педагогики.

Принцип - это идея, которая выступает не только как знание, но и как программа определенного поведения человека. Мы всегда стремимся к тому, чтобы наши действия соответствовали принципам и идеям, которые мы разделяем. Отклонения от этих программ поведения вызывают неприятные переживания вплоть до чувства вины или горечи неудачи.

Мы выделяем следующие основные принципы:

• целенаправленности и целостности обучения;
• связи обучения с практикой жизни;
• научности;
• систематичности;
• последовательности;
• доступности;
• активности, сознательности, самостоятельности;
• единства индивидуального подхода;
• наглядности (единства абстрактного и конкретного);
• прочности умений и навыков;
• учета возможности непроизвольного, сопутствующего научения, не соответствующего намерениям психолога.

Рассмотрим подробнее первый из принципов - принцип целенаправленности.

Поскольку главным функциональным элементом поведения является цель, вокруг которого организуется все поведение, то целенаправленность деятельности обучения является главным принципом. Следует помнить, что если учить, то следует точно знать чему, какому поведению учить.

Принцип целостности требует, чтобы в любой форме обучения, разрабатываемой и практикуемой психологом, использовались все функциональные элементы учебной деятельности. Цель, ориентировка, выбор программы, оценка усвоения, обратная связь должны выступать как часть целого процесса, и выпячивание одного из элементов нарушает требование принципа. Выпадение из управления обучением любого из этих функциональных элементов дезорганизует работу с клиентом и снижает его действенность.

Реализация этого принципа требует также разработки других функциональных элементов деятельности обучения, органически взаимосвязанных с целью: проверки исходного уровня знаний, определения совокупности действий, направленных на достижение целей и обратной связи, оценки результатов.

Психологу, игнорирующему принцип целенаправленности, следует помнить, что он рискует быть неэффективным и потерять профессиональное лицо.