ПРЕДЕЛ МЕЧТЫ

Достижение справедливой цены сделки купли-продажи бизнеса, которая есть продукт непротивления сторон (простите за невольное цитирование небезызвестного монтёра Мечникова) – довольно сложная проблема Препятствия к её решению, к сожалению, нередко создают сами продавцы.


Большинство владельцев малых и средних компаний убеждены в уникальности и неповторимости своей компании и желают получить от её продажи максимально возможную цену. Мне понятно это стремление, тем более что сумма, полученная сверх стоимости материальных активов – это по сути премия предпринимателю за отданные родному бизнесу годы жизни, физические и моральные силы. Так называемый «предел мечтаний продавца» (по-научному SDP – «the sellers dreams price») чаще всего основывается на эмоциях, а не экономических соображениях.


Может быть, ваши друзья или знакомые, далёкие от бизнеса, сказали, что ваша компания (судя по тем усилиям, которые вы в неё вкладываете), не может стоить меньше определённой суммы. Такое мнение может высказать аудитор или финансовый консультант, никогда не занимавшийся куплей-продажей компаний. Вполне вероятно, что вы сами слышали, что аналогичная компания, была продана за определённую сумму, а вы знаете, что ваш бизнес значительно лучше. В российских условиях мотивацией для назначения предела мечтаний может стать желание «отбить» все вложенные в компанию средства и ещё заработать кругленькую сумму.


При этом упускается из виду, что вложения могли быть произведены без должного маркетинга, учёта рыночной ситуации и конкурентной среды. Очень важно понимать, что слово «предприниматель» означает «того, кто готов принимать на себя риск», а не только того, кто начинает своё дело и просто-напросто хочет ощутить себя собственником и руководить бизнесом.


При назначении цены, по которой ваш бизнес будет предлагаться потенциальным инвесторам, ни в коем случае нельзя руководствоваться исключительно соображениями «предела мечтаний». И если вы изначально предложите рынку нереально завышенную стоимость, не подтверждённую экономически, то рискуете никогда не продать ваш бизнес.


Однажды я был свидетелем, как мои коллеги занимались продажей одного известного ресторана. Поскольку ресторан относился к разряду модных, тусовочных, то его жизненный цикл был значительно короче, чем у заведений с классической концепцией. Мода проходит, тусовка перетекает в более престижные места, и прибыль ресторана падает. Вместо того, чтобы реально оценить эту ситуацию, продавец настаивает на максимальной на тот момент цене (около двух миллионов долларов,) с возможностью её снижения в будущем. В результате за четыре месяца экспозиции стоимость ресторана корректируется шесть раз и доходит до 690 000 долларов, что ниже стоимости его активов. И вот раздаётся звонок от потенциального покупателя, который был одним из первых, кто заинтересовался предложением: «Как же так, мне этот ресторан предлагали за два миллиона долларов, и я чуть было не купил. А теперь, видя, что он не продаётся даже в три раза дешевле, я чувствую себя так, как будто меня пытались обмануть».


Сколько же на самом деле стоит ваша компания? Об этом – в следующих публикациях.

ПРЕДЕЛ МЕЧТЫ Бизнес, Покупка бизнеса, Оценка бизнеса, Длиннопост

Бизнес

2.4K поста32.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.