Православие и раскол

Православие и раскол Война, Духовность, Народ, Православие, Раскол, Русский, Церковь, Длиннопост

ОБРАЩЕНИЕ К ПАТРИАРХУ КИРИЛЛУ, СВЯТЕЙШЕМУ СИНОДУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ЛЮБОМУ, КТО СЧИТАЕТ СЕБЯ ПРАВОСЛАВНЫМ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТОЛП РАЗНОСОРТНЫХ ФАНАТИКОВ)


Мои слова могут показаться резкими, местами даже злыми, однако, говорю их не для того, чтоб кого-то оскорбить или обидеть, пишу обращение, поскольку считаю невозможным не сказать, представляю молчание в этом случае огромным грехом, пишу потому, что это задевает мою душу. Бередит меня, как православного, бередит меня, как русского.


Константинополь вынес свое решение – решение, мягко говоря, очень неприятное, неприятное лично мне ничуть не меньше, чем каждому из огромного множества православных, чем каждому из великого числа русских. Однако... А какой ответ мы, наша Русская Православная Церковь дает? Прекращение молитвенных отношений – понятно и не обсуждается. А запрет на посещение их церквей и храмов, объявление такого посещения греховным – это как? Что из сказанного Иисусом такой визит нарушает? Кому из наших, русских православных святых такой визит противоречит?


Давайте на секундочку отвлечемся от религиозной составляющей, посмотрим на вопрос мирскими, светскими глазами. Тогда, с этого угла зрения, отлично видна прямая аналогия с непозволительной атакой на наши дип.ведомства «исключительными» западными партнерами год назад. Позиция МИДа была шикарна, ее озвучила Мария Владимировна Захарова: «Россия никогда не опустится до истеричной войны с флагами». В итоге, мы если и не полностью выиграли дипломатическую войну (она, очевидно, продолжается, конца и края ей не видно), то одержали очень важную победу, обрели определяющее стратегическое преимущество, издеваться над представителями дип.ведомства этих наших партнеров по всему миру продолжают до сих пор, замена их госсекретаря (поскольку именно под его руководством Госдеп настолько утратил авторитет) – прямое следствие этой нашей линии.


Вернемся к аспекту религии... Что же мы видим в таком ответе? Ту самую «истеричную войну с флагами». Например, Афон – извините, не понимаю, отказываюсь понимать «греховность» его посещения. Нет, безусловно, можно сочинить тысячу формальных причин этой греховности, можно и следовать этим формальным причинам... полностью наплевав на суть. А не это ли Иисус называл фарисейсейством? Для огромного числа наших верующих, если не для абсолютного большинства, Афон – место первостепенной важности, первостатейной святости. Не ведут ли именно такие вердикты к расколу? И не где-то там далеко, в Константинополе с Варфоломеем или в Киеве с Филаретом, а у нас самих, между нами?


И, если вопрос с запретом посещения их церквей, вероятно, временный, то, как по мне, есть вопросы, требующие безотлагательного решения... Вопросы, затягивать с которыми уже просто нельзя... Вопросы, чем быстрее с которыми разберемся, тем скорее снимем с шеи давящий камень... И эти вопросы – касаются именно раскола. Того самого, внутри нас...


Давайте открыто и честно признаем: сегодня русские – это единый многонациональный, многоконфессиональный народ. Мы давно не в семнадцатом веке, формула «русский – значит, православный» давно не работает. В другом и по-другому русскость определяется.Вместе с этим, Православие – это один из главных инструментов эту нашу русскость сотни лет духовно, ментально и культурно ковавший.


Одни из самых цитируемых слов наших дней об этой нашей русскости, за эту нашу русскость: «Работайте, братья!» - сказаны мусульманином Магомедом Нурбагандовым. Тем не менее, сказаны абсолютно в духе нашего, русского, православного понимания святого Александра Невского или даже Сергия Радонежского – абсолютных исторических, духовных, ментальных и культурных авторитетов для каждого русского: православного, атеиста, мусульманина, буддиста, любого другого.


Я уверен, нельзя утратить и обесценить это значение Православия за бездушными фантиками фарисейского формализма, за выцветающими стекляшками в соревновательной гонке главности вероисповеданий между нами...


Уверен, никто в здравом уме и твердой памяти не станет отрицать, что против нас, всего многонационального, многоконфессионального русского народа ведется война – война информационная, война ментальная, война культурная, война духовная... В том числе, и против таких основополагающих стержней нашего народа, как Православие. Решение в Константинополе – один из отголосков этой войны, совсем неединственный.


Но говорить о войне информационной, войне ментальной, войне культурной, войне духовной, при этом молчать о горячей войне против русскости – более чем греховно. Это лукавство не в смысле обмана, это лукавство, в смысле от лукавого. Нельзя не замечать этой войны, цель которой – уничтожить там самое понятие русскости. Не в этническом плане, а в понимании всего того же ментального, культурного и духовного наполнения. Включая и такой основополагающий стержень русскости, как Православие.


И... столь же греховно не сказать, уничтожается и растаптывается нечто, выше любой религиозной составляющей. Символ борьбы, один из ее главных смыслов – важнейшее в истории всего человечества, самое святое в нашей русской истории, святое, какой бы национальности человек ни был, к какой бы религии себя не относил – великая Победа. Победа – то, что нас всех всех объединяет, Победа – это нечто самое сильное, самое светлое, нечто непревзойденное... Победа – это то, что сплотит всех нас против любого раскола.


Как мы знаем, 22 июня 1941 г. блюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) выпустил «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», приведу цитату: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины».


А сегодня... Сегодня внятной позиции Церкви мы, к сожалению, не видим... Формально слышно о недопустимости войны внутри одного народа, по факту – многие из священнослужителей, что служат или служили в Донбассе подвержены гласным и негласным гонениям, включая краматорского священника, сюжет про которого в 2014 г. транслировался по всем федеральным каналам. Чтоб не было разночтений, уточню: позиция отдельных (конкретных) представителей Церкви – да, есть; внятной (настолько же, насколько у митрополита Сергия Старгородского, чтоб каждому дураку, типа меня, стало ясно) позиции Русской Православной Церкви – нет.


Напомню... что тогда, в 1941 г., формально (этнически) русские воевали и на стороне Гитлера, причем, некоторые из них – заранее. Напомню, что «русское православное духовенство за рубежом» официально приняло сторону гитлировцев (были преданы анафеме - а сегодня они «свои»), но во истину русские, православные люди выбора перед собой не видели. Я абсолютно уверен в том, что говорю, искренне в этом убежден: дальнейшее промедление, поиск причин того, чтоб не выносить решение, не брать на себя ответственность, обязательно приведет к расколу. Без Варфоломея и Денисенко, без Госдепа и Сороса.


Кстати... о Госдепе и идеологах. Эти слова многие относят господину Бжезинскому, вероятно, действительно были им сказаны: «После победы над коммунизмом нам нужен раскол Православия для дальнейшего распада России». Мощно. И заслуживает внимания – особенно в свете последних событий.


А вместе с этим, мы наблюдаем следующее... Многие (слава Богу, далеко не все) служители Церкви считают своим долгом плюнуть в коммунизм и 74 года нашей истории... Не мы ли сами воплощаем в жизнь заветы бывшего госсекретаря?


Более, чем уверен, что сейчас на меня посыпятся проклятия и рассказы, о том, сколько церквей было закрыто, сколько священников было убито, замучено, посажено, задавлено. Большей частью – незаслуженно (была и другая часть, о которой вспоминать не принято). Прежде чем такие анафемы сыпать, найдите мои слова, где бы я это отрицал – призывал и призываю, совершенно к другому. А если у кого-то не получается мыслить чуть сложнее, чем линейно – возможно, таким людям не следует наставлять нв путь истинный остальных.


Если осуждать какие-то поступки – нельзя забывать и поступках других. Если осуждать какую-то сторону явления – нельзя забывать про это явление в целом. Я – человек православный, я очень болезненно воспринимаю этот исторический факт – репрессии против Православия. Но я, как человек православный, болезненно воспринимаю и факт того, что к моменту Великой Октябрьской Революции значительная духовенства, особенно, та часть, что сверху, мягко говоря, была небезгрешна. Если нужны фамилии – см. здесь: https://vk.com/wall177168718_170942


Если пускаться в поток взаимных претензий, вернее, претензий к самим себе, можно вспомнить, что перед Революцией Церковь была крупнейшим собственником, еще раньше – Церковь совсем не гнушалась крепостного права. Можно вспомнить про ростовщичество в Церкви, можно – про тюрьмы и пыточные. Например – в знаменитых Соловках: задолго до рождения Иосифа Виссарионовича. Можно – и про преследование старообрядцев, и про то, что Православие местами приходило не без «огня и меча». В разных источниках приводятся разные числовые данные, однозначной правды мы сейчас не найдем, однако, и в случае староверцев, и в случае насильственного оправославливания, выражаясь современным языком, это будет называться религиозным геноцидом. В процентном отношении к числу населения тогда – вполне сравнимым, если не превосходящим, к гонениям на Церковь в начале минувшего века.


Повторюсь, это путь в никуда, это претензии к самим себе, и то, и другое, и третье, и пятидесятое, нравится это кому-то или нет, наша история. Ее нельзя переписать или вычеркнуть, ее можно только принять, сделав выводы.


Осуждать грехи, преступления, репрессии (ЛЮБЫЕ!) – можно и нужно. Судить же по ним о явлении в целом – недопустимо. В конце концов, заключали священников в лагеря, расстреливали, ломали церкви –, как и сжигали старообрядцев, пытали в монастырях, рубили язычников – не коммунизм и не Православие, все это делали конкретные люди. Как говорится у нас, православных, «слаб человек». Как говорится у нас, наследников великой коммунистической страны, «у каждой проблемы есть конкретные имя, фамилия и отчество».


Нечего нам делить на сегодняшний день... Нечего друг другу противопоставлять... Для многих близки и Православие, и советские, коммунистические идеалы одновременно. Для многих – одно из двух. Пропагандируя подобное разделение, противопоставление – мы раскалываем общество.


Выше говорил, что Православие – одна из основополагающих моральных, ментальных, культурных, духовных основ нашего народа. Одна, но не единственная. Нельзя отрицать, что еще одной, столь же важной, является то самое советское, коммунистическое прошлое. Нельзя ставить людей перед выбором, что для них важнее. Нельзя проклинать Ленина на каждый церковный праздник. А что в ответ? Проклятие и отрицание Православия сегодня каждым, кто Ильича уважает? А если человеку, как, например, лично мне, как и миллионам других, близки и Владимир Ильич, и Православие? Нам верить в Бога где-то про себя, без Церкви? Не это ли диктуемый раскол? А как быть тем, для кого одна из основ ближе – навсегда отталкивать основу другую? Гнать тех, кто возлагает цветы к памятнику Вождя из храмов, когда они сами в эти стремятся, но от Ленина точно не откажутся? Это ли не раскол?


И Православие, и коммунизм заложили в нас что-то сильное, светлое, великое. Основы, вошедшие к сегодняшнему дню на ментальном уровне – т.е., те основы, которые и определяют нас, как единый народ. Будем говорить честно: и Православие, и коммунизм, в силу конкретных людей, их несущих, приводили к такому, что очень хочется забыть, но забывать нельзя. И не менее честно ответим: и Православие, и коммунизм дали намного больше, несравнимо больше хорошее – и материально, и духовно, и ментально. Об этом же (правда другими словами) говорил и Президент.


Дед моей знакомой, православный священник, отбывал срок именно по этой причине – в конце 30х – начале 40х. При этом он – убежденный сталинист, по словам этой же моей знакомой. Думаю, подобные примеры может вспомнить каждый. А можно – вспомнить православного святого, патриарха Тихона – и то, что он назвал Владимира Ильича, цитирую, «освободителем русского народа», и его письмо по поводу смерти Вождя. Разве не он пример для подражания – мудрейший, истинно русский, истинно православный человек?


Но есть и другие примеры... Прошлой зимой видел отрывок передачи, к моему ужасу, по телеканалу «Звезда»: там некий представитель Церкви (подошел позже, чем были озвучены имя и сан) комментировал события Великой Отечественной. По его мнению, герои Красной армии шли в бой не с красной звездой, а с христианским крестом, не с Лениным и Сталиным в душе, а с Иисусом. Вот как подобное можно вообще комментировать? Мы ведь на Луне живем, каждый из нас, слава Богу, и читал, и слышал, и видел тех Героев...


Говорить такое, так врать – абсолютно то же самое, что делают фанатики из числа атеистов, например, приписывая слова Хрущева: «Гагарин там Бога не видел», самому Юрию Алексеевичу. А сам Юрий Алексеевич – один из величайших символов русского человека вообще, хранил в душе и Православие, и коммунизм. На одном из последних публичных выступлений Гагарин призвал восстановить Храм Христа Спасителя и вернуть его церкви. Этот факт задокументирован кинохроникой. Факт того, что Юрий Алексеевич был коммунистом, человек в здравом уме и твердой памяти отрицать также не может. Можно вспомнить замечательного поэта – Владимира Семеновича Высоцкого: о его отношении к Православию не раз говорится в стихах; а в анкете, которую он заполнял не задолго до ухода, назвал Ленина (вместе с Гарибальди) величайшим из людей. Можно вспомнить тысячи других примеров... Это оспаривать не только глупо – оспаривать это, бороться с этим просто невозможно, это тоже можно только принять, сделав выводы.


В Великую Отечественную герои величайшей Победы в истории всего человечества, творцы самого святого для каждого русского, носили кресты, носили иконы, обращались к Православию. А кто-то – к мусульманству. Ничуть не меньшее число героев были партийными, огромное количество, миллионы героев писали заявления о вступлении в партию. Всесоюзную Коммунистическую Партию (большевиков) – если кто-то подзабыл. И умирали, и побеждали с Христом на губах, с Христом в душе. И умирали, и побеждали с Лениным и Сталиным на губах, с Лениным и Сталиным в душе. Интересно послушать, что по мнению того священнослужителя перед смертью сказала Зоя Космодемьянская. Нет, ошибаюсь, не интересно – противно. И инсинуировать на тему «что она могла сказать» не буду.


К чему я это все?... Призываю перестать спекулировать исторически изжившими себя обидами, призываю к христианскому, православному, русскому взаимному прощению. Я призываю тех, кто для нас представлен, как проповедники, носители, олицетворяющие главные моральные, духовные, ментальные ориентиры и ценности не противостоять друг другу, а объединяться. Не привносить раскол в наше общество, а напротив, искать точки соприкосновения, поддерживать друг друга, питая силой (прежде всего нравственной и духовной) наш великий народ. Если только желают такими ориентирами для нас остаться.


С уважением, Денис Синий. Православный. Беспартийный.