Пост 4. Про клятву Гиппократа
Глубокоуважаемые друзья, перед вами — исторический контент. Всё, что здесь написано, — чистая правда. Всё, что вы не сможете проверить, — составлено по секретным документам.
«Клянусь Аполлоном-врачом, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями…»
Так начинается один из самых знаменитых текстов в истории медицины — клятва Гиппократа, который:
Изучают историки.
Упоминается в фильмах и сериалах.
Гиппократ не писал.
Считается, что эта клятва была написана последователями великого врача намного позже его смерти, а до наших дней она дошла в сборнике «Corpus Hippocraticum» — «Собрание трудов Гиппократа», к которому Гиппократ также не имеет прямого отношения. 🤷♂️
Но почему так?
Всё дело в величии Гиппократа. Этот учёный муж прославился при жизни и приобрёл мифический статус после смерти.
Он выделил медицину в отдельную науку, ловким хирургическим движением отделив её от философии, и настаивал в своих трудах на том, что болезни происходят не от божественного вмешательства, но от вполне конкретных причин.
Идея для своего времени более чем прорывная, и, по иронии, позднее самого Гиппократа станут считать прямым потомком бога Асклепия.
Влияние древнегреческого врача было так велико, что его имя добавляли к различным сборникам просто для солидности. Вот и в III–II веках до н. э. в Александрийской библиотеке собранные медицинские тексты было решено объединить под одним брендом — так появился «Corpus Hippocraticum».
Среди множества работ в этом сборнике была и некая «клятва врачей», не имеющая авторства и гласившая, что лечить можно абсолютно всё, но только не «каменную болезнь».
Насчёт того, чем является этот загадочный недуг, имеются разные мнения, но самая распространённая теория гласит, что это мочекаменная болезнь, а запрет, вероятно, связан с тем, что попытки оперировать таких пациентов (да и любых других) в условиях крайней античности приводили к преждевременной отправке греков по реке Стикс.
Другими интересными деталями клятвы являются:
прямой запрет на аборты (не будем упоминать методы спартанцев);
кастовость: «…наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому».
По прошествии времени христианские монахи, которые стали правопреемниками (если вы понимаете, о чём я) античных учений, в своей клятве врача заменили каноничный греческий пантеон на лаконичное «Бог» и пересмотрели взгляды на хирургию, хотя разделение на «настоящих врачей» и «цирюльников-брадобреев», занимающихся хирургией, останется на долгие столетия.
Со временем количество научных трудов увеличивалось, и античный врач, как будто в подтверждение своего божественного происхождения, становился автором всё большего числа медицинских трактатов. Переписывание их из источника в источник понемногу привело к появлению знакомого названия — «клятва Гиппократа».
Именно так на рубеже XVIII–XIX веков именовался обет, который принимали на себя европейские врачи.
Сейчас на основании клятвы Гиппократа в каждой стране принят собственный вариант текста — с поправками на религию и политическую обстановку.
В нашей стране действует «Клятва российского врача», и хотя наш ответ древним грекам является куда более современным и актуальным документом, всё же он имеет общую гуманистическую основу, прошедшую путь в несколько тысячелетий.
В связи с чем я от всего сердца поздравляю всех, давших клятву, с праздником, а всем, кто не является медицинским работником, — спасибо, что читаете!


