Понять или прогнать? Как работать со сложными подчиненными

Разбираемся с экспертами карьерного центра Практикума, что делать, если с сотрудниками сложно наладить отношения, а еще сложнее — быть их руководителем.

Понять или прогнать? Как работать со сложными подчиненными Профессия, IT, Начальство, Классный руководитель, Руководитель, Команда, Эффективный менеджер, Длиннопост, Блоги компаний


Как понять, что перед вами действительно сложный сотрудник

Если коротко, ему сложно работать с командой, а команде сложно работать с ним. Если подробнее, он как правило:

Остро реагирует на обратную связь, поэтому отрицательный фидбек занимает у вас много времени и сил, а после него, вы почти всегда слышите множество причин, почему сделать по-другому было невозможно.

Пренебрегает временем и силами команды — опаздывает или пропускает рабочие встречи, врывается со своими задачами и считает их более срочными.

— Преуменьшает заслуги других. Часто говорит о сложности своих задач, подчеркивая, что только он один может с ними справиться. Всё, что делают его коллеги, не так важно.

— Постоянно жалуется и вечно недоволен. В рабочих разговорах или за чашкой кофе часто рассказывает вам о своих проблемах на работе или в личной жизни.

— Ищет проблемы в других. В рабочих процессах он пытается найти виновных и перекинуть ответственность на внешние обстоятельства. Манипулирует, используя это как главной рычаг воздействия в коммуникации.

Что делать и как работать со сложным сотрудником

Понять или прогнать? Как работать со сложными подчиненными Профессия, IT, Начальство, Классный руководитель, Руководитель, Команда, Эффективный менеджер, Длиннопост, Блоги компаний

1. Самое важное — выдохнуть.

Лучше решать проблему с холодным рассудком. Разложите все примеры некорректного на ваш взгляд поведения на три составляющие. Что произошло, как вы это восприняли и что это для вас значит. Это поможет объективно взглянуть на ситуацию и разобраться, что делать дальше.

3. Попробуйте всё таки понять, что движет Васей

В этом может помочь «Золотой круг» из книги Саймона Синека «Начни с почему». Идея «Золотого круга», по замыслу автора, должна помочь предпринимателям изменить представление о своих услугах и товарах. Обычно мы начинаем с того, чтобы решить, что и как будем делать. А потом пытаемся оправдать свои действия перед собой и другими и рассказать почему. Синек предлагает начать с причин. Он уверен, люди покупают не то, что делают предприниматели, а причину, по которой они это делают. В конечном итоге, Cенек выделяет три типа причин того или иного поведения.

Теперь разберемся, как это может быть связано со сложным сотрудником.

Личные причины — связаны с глубинными переживаниями сотрудника. Например, у него могут быть проблемы в семье. Или это черты его характера: неумение слышать других людей, отсутствие эмпатии, неуверенность в себе.

Системные причины — возникают на уровне организации. То есть процессы в компании могут быть выстроены так, что сотрудник не может себя проявить иначе. Например, перед ним стоит очень высокий KPI или постоянно горящие и срочные дедлайны, поэтому он нервничает и ведёт себя жёстко.

Культурные причины — связаны с тем, как устроено неформальное общение в компании. Как другие сотрудники реагирует на его выходки? Поощряют ли они его или делают замечания? Может быть, так ведёт себя и другие участники команды?

Если вы видите, что системные и культурные причины движут сотрудником в большей степени, не спешите его увольнять — попробуйте сперва изменить его окружение. А если понимаете, что проблема в личных причинах, попробуйте еще чуть глубже понять коллегу.

4. Постарайтесь понять, какая потребность не закрыта у сотрудника

– Потребность в автономии

Многие сотрудники хотят быть самостоятельными и принимать решения в одиночку. Если в решении задач сотруднику не хватает автономии, то он может саботировать дедлайны, скрывать часть информации по проекту, потому что хочет чувствовать, что только он контролирует процесс.

– Потребность в принадлежности

У людей есть потребность принадлежать к какой-то группе, команде или к коллективу — это помогает чувствовать свою важность. Если человеку не хватает «чувства единения», то он, скорее всего, будет проявлять себя как сложный сотрудник: стараться быть очень активным, перебивать других коллег на встречах, обращать внимание только на себя и свои успехи —  это происходит потому, что он не чувствует сопричастности к команде.

– Потребность в компетентности

Это нормально, если сотрудник хочет динамично развиваться, расти в карьерном треке и получить повышение. Если эта потребность не реализуется или реализуется в меньшей степени, у сотрудника могут проявляться сложные черты.

Как выстроить общение со сложным сотрудником

Понять или прогнать? Как работать со сложными подчиненными Профессия, IT, Начальство, Классный руководитель, Руководитель, Команда, Эффективный менеджер, Длиннопост, Блоги компаний

1. Фокусируйтесь на людях, а не на процессах

Руководитель должен работать в первую очередь с командой — фокусироваться на системе и решать только те проблемы сложных сотрудников, которые затрудняют работу в коллективе.

2. Не забывайте давать конструктивную обратную связь

Как показывают данные последних исследований, правильная обратная связь повышает личную производительность на 17% и помогает выстроить коммуникацию с разными сотрудниками в команде. Самая большая ошибка, которую допускают при обратной связи — перейти на личности. Избегайте фраз в духе «ответственные сотрудники так не поступают», «ваша команда слишком медленная в этом квартале». Помните, что вы оцениваете действия сотрудника, а не его личность.

Подробнее о том, как давать обратную связь, мы рассказывали в этом посте.

3. Помните об интересах сотрудника

Если вы понимаете интересы членов команды, то можете распределять задачи таким образом, чтобы сотруднику было интересно развиваться и у него не пропадала мотивация. Помните о потребностях сотрудника и старайтесь закрыть их.

4. Увольнение

Если совсем не получается наладить взаимодействие, то лучше честно это проговорить и договориться о расставании. Подробнее о том, как проводить сложные разговоры с командой, мы рассказывали в этом посте.

Выводы о сложных подчиненных

Не все сложные сотрудники такие по своей натуре, к этому их могут толкать разные причины. Руководителю важно уметь их распознать и решить, как расставлять приоритеты команды. А также работать с ожиданиями сотрудников, давать и принимать обратную связь, настраивать регулярный менеджмент, управлять изменениями, системно развивать команду и выстраивать культуру.

Если вы сомневаетесь в этих навыках и хотите их прокачать, пройдите «Курс по управлению командой». Вместе с опытным руководителем вы разберёте сложности, которые возникают в работе, и совместно найдёте решения. Потренируетесь решать типичные кейсы из жизни руководителя, получите обратную связь и узнаете, как другие справляются с похожими ситуациями. В курсе нет длинных видеолекций — всю информацию и практические задания мы собрали в интерактивном учебнике.

А если вам кажется, что менеджмент больше не для вас, пройдите бесплатный тест по профориентации, чтобы понять, стоит ли менять направление в работе и в чём ваши слабые и сильные стороны.

Реклама. ООО «Яндекс»

Пожалуйста, соблюдайте правила общения в блогах компаний