Помощь с теорией музыки #6

Сегодня поговорим о септаккордах и всяких.


Мы помним из третьей карточки про трезвучия - аккорды из трёх нот.

Они звучат чётко, хорошо, и вообще являются кирпичиками композиции.


Но что, если мы хотим придать определённые нотки в нашу музыку? Что, если мы не хотим идеального консонанса, и хотим добавить какой-то "изъян" в звук. Здесь нам на помощь (и не только они, но сейчас о них) приходят септаккорды, нонаккорды и иже.


Что это такое? Помните, трезвучия состоят из малой и/или большой терций.

Что расположение терций в аккорде меняет звучание аккорда, его окрас.

Если мы добавим ещё одну терцию, чтобы у нас был аккорд из четырёх нот - то у нас получится септаккорд (он обозначается цифрой 7 у ноты). Септаккордом аккорд называется, потому что интервал между первым и последним звуком - септима. Например септаккорд от до мажор (C7) состоит из нот C-E-G-B. Вспомните, что C-E-G - это обычный до мажор. Ещё заметьте, что между соль и си (G и B) - терция, а между до и си (C и B) - септима.


Сейчас немного комбинаторики:

Если у нас есть выбор из нескольких вариантов (n), которые могут повторяться, то формула всех возможных размещений по k позициям = n^k.

Для трезвучия у нас выбор из двух терций - малой и большой - и две позиции. Получается 2^2 = 4 варианта: М3+М3 (уменьшенный), М3+Б3 (минор), Б3+М3 (мажор) и Б3+Б3 (увеличенный).

В септаккорде мы добавляем ещё одну терцию, то k увеличивается на 1, и полный счёт всех вариантов = 2^3 = 8. (см карточку, там названия и структура септаккордов покраше).


**Единственное что, нет "полностью увеличенного" септаккорда, потому что интервал между его крайними нотами - октава. Это сразу возвращает наш полностью увеличенный септаккорд в обычное увеличенное трезвучие.

Помощь с теорией музыки #6 Гитара, Фортепиано, Теория музыки, Ноты, Музыка, Длиннопост

Септаккорды используют не только для "расширения" и своего рода "напряжения" в музыку, но, например, для смены тональности, или для обозначения "иной" версии аккорда для разбавления композиции новыми звуками.


Также септаккорды более "широкие" в плане спектра звука, потому что в них используется больше нот. Поэтому возможно их использовать для более мягкой "связи" трезвучий в композиции, похоже, как в трезвучиях используются обращения.

Помощь с теорией музыки #6 Гитара, Фортепиано, Теория музыки, Ноты, Музыка, Длиннопост

Не обязательно ограничиваться одной дополнительной терцией. При добавлении следующих звук будет более "плывущим" из-за большего конфликта между частотами. Но при этом, у каждого такого аккорда свои характеристики звучания и свои сферы применения.


Если мы накинем на септаккорд ещё терцию - получим нонаккорд (с цифрой 9 у ноты - С9). Интервал между тоникой и последним звуком - нона. Это октава (8 ступеней) + 1 ступень = 9я ступень гаммы.


Также накидывая терции дальше получим: Ундецимаккорд (С11), Терцдецимаккорд (С13) и, в целом, Полиаккорд.


---


Все эти аккорды помогают разукрасить композицию, сгладить какие-то углы. В общем, подточить напильником. Использование только консонансных аккордов звучит немного резко. Это не значит, что септаккорды и всякое надо пихать везде, но, иногда, для пикантности прям вообще супер.


Хорошей недели!

Спасибо!

Лига гитаристов

1.6K постов7.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Одна из основных и важнейших целей сообщества - помощь новичкам и гитаристам, желающим найти нужную им информацию. Поэтому особое внимание уделяется постам с просьбой о помощи и комментариям с советами. Если вы упорно пересказываете мифы и даете участникам сообщества вредные советы из числа тех, которые могут привести к неправильному выбору инструмента или к ошибкам в обучении и запутать начинающих - такое поведение будет наказываться блокировкой после предупреждения.

При желании выложить своё бренчание под расстроенную акустику в подъезде - серьёзно подумайте, готовы ли вы выслушать те комментарии, которые, с определенной вероятностью, появятся под постом.

Включена премодерация.