Получаю высшее в Израиле. Немного об учебе.

Драсти! Смотрю, пошла волна постов про образование. Тоже расскажу. Училась в универе в России, техническая специальность, сейчас учусь в институте в Израиле, другая техническая специальность (то есть как там у врачей и юристов работает я не знаю). Оба раза учеба моя не в самых крутых вузах страны, а такие, середнячки областного масштаба. Российская учеба у меня была семь лет назад, по пятибальной системе и с коньяком на зачетах (чтоб вы представляли мой прошлый опыт), закончила с синим дипломом, имела проблемы с посещаемостью на фоне унылости некоторых предметов и преподавателей.

Теперь о том, с чем имею дело сейчас. Тут нужно сразу сделать ремарку, что здесь нет бесплатного ВО, однако есть платное ВО аналог бюджета в России (высокий проходной балл, статус учебного заведения, достаточно низкая оплата – в моем случае за год две минимальные в стране месячные зарплаты, это может позволить себе подрабатывающий студент), и платное ВО аналог российских платных отделений (статус учебных заведений ниже (в этой стране это важно и на это смотрят), оплата в 3-4 раза выше, поступление проще)

Учебный год – два или три семестра по выбору (то есть можно регулировать загруженность семестра), предметы делятся на обязательные и выборочные. Есть определенная структура, которая показывает, какие предметы зависят друг от друга (не прошел дискретную математику – не будет тебе курса графов например). Записываешься на курсы сам, выбираешь удобное тебе время (если в нем еще конечно есть место, что впрочем не критично – никто не проверяет посещаемость и ты можешь физически ходить тогда, когда тебе удобно). В сущности, ты не обязан брать максимальное количество курсов за семестр – всегда можно растянуть учебу на пару-тройку лет договорившись в деканате.

Деканат – это отдельная тема. Очень продуктивные и открытые для сотрудничества люди, помогают решать вопросы любой степени ебанутости (говорю как человек, который слушает один предмет в третий раз). Нет совершенно высокомерного отношения к студентам, есть масса понимания, что перед ними люди с кучей проблем, помимо учебы. Очень странно было, после вечно злых секретарш в деканате на российской учебе и невозможности получить хоть какую либо актуальную информацию от них.

На самом деле физически контактировать особо не нужно ни с кем. Есть большая красивая система, с личным кабинетом и опциями взаимодейтствия со всеми работниками института через мейл (и да, они отвечают). Также там есть все курсы, которые ты слушаешь, есть весь материал по ним (лекции всегда и полностью, упражнения – зависит от преподавателя но вредных очень мало, и в таком случае спасает общая группа в вацапе с криком «сфоткайте сегодняшний семинар у Н.!», через систему можно (и нужно) сдавать контрольные работы. Мне нравится, я практически не посещаю, мне удобнее сидеть ботанить дома, я плохо вопринимаю информацию на слух.
Сам учебный материал гораздо более узкий, чем в России. Материал актуальный, чаще всего на работе потом ты будешь реально этим пользоваться (ну кроме всяких чистых математик в начале). Подача более гибкая, много написано «своими словами», схемы картинки и иже с ними. Много курсов, которые появляются ввиду актуальности и являются полность авторскими (муж слушал в магистратуре курс чего то там антенны, там преподаватель приносил материал из серии «в учебнике пока нету, но все крутые фирмы щас делают вот так»). И нет обязательных предметов типа физкультуры и культурологии (у нас была на инженерном в России, вот чесслово!!!). Есть четыре предмета ниачем, которые ты должен прослушать за все время обучения, но и там можно найти полезное, плюс по ним нет строгого экзамена (то есть можно как взять курс «йоги» , так и курс «ваши трудовые права»).

Но то, что посещаемость не отмечают, не дает повода основной массе не ходить. На лекциях никто не надиктовывает текст, у всех всё есть, препод просто рассказывает материал более доступно, отвечает на вопросы, может остановиться на каком то моменте. То есть делает то, на что тратитятся основные силы при самообучении – помогает понять написаное). Заходить на лекцию можно в любое время, всем пофиг, уходить тоже. К преподу на ты, иногда на «Эй, чувак», авторитет их от этого только растет)). Можно пить есть и стоять на голове, при условии, что ты не мешаешь никому в аудитории. Ввиду мягкого климата у нас тут живет много уличных котов, которые тоже часто посещают лекции) в таких случаях у всей группы случается полное мимими))
Кстати о группах – тут нет как было у меня в России, что одна группа с первого курса и до конца. Тут на каждый предмет попадаешь в свою группу, я например никого лично не знаю с учебы сейчас, и спокойно могу учиться без социализации. А понятия «староста» нет в природе)

Отучились семестр, сдаем экзамены. Экзамены я тут люблю. Я их, сука, нежно обожаю, я прям готова обнимать того, кто придумал это. Все экзамены письменные. Мне не надо морозиться перед преподом, краснеть бледнеть и вот это всё. Экзамен – набор задач по курсу, обычно идет три часа, преподавателя в кабинете нет, он заходит в начале и в конце – если вдруг у кого то есть вопрос по формулировке задания, а так сидит сторонний наблюдатель. Телефон нельзя, списывать нельзя, если палят – сразу не сдал, возможно есть какое то наказание, я не проверяла. Чаще всего есть открытый материал на сложных курсах, или листок с формулами на простых. Как показала практика, если ты не знаешь предмет – даже с полным набором конспектов не решишь задачи. Итоговая оценка по стобальной системе, часто бывает что влияют сданные контрольные, и промежуточный экзамен ( только в лучшую сторону). На сложных предметах быват «бонус» - за сто баллов берут результат лучщего студента. Проходной балл – 60, однако важно не только пройти, но и получить балл поприличнее, ниже 80 уже так себе. Тетрадку с экзаменом подписываешь номером паспорта, то есть оценки «поименно» выставляет только секретариат. Это тоже мило, нет вот этого «а чё девчонка забыла на техническом» - к сожалению встречалась с таким отношением раньше. Но с другой стороны, тут нечего ловить тем, кто умеет получать оценки за красивые глаза. Возможно, взяточничество тоже есть, но явно не на уровне преподавателей – тем не о чем мараться даже, оно того не стоит.
Оценки тут штука важная, на них смотрят при трудоустройстве в серьезные фирмы, и смотрят прям какие ты курсы слушал и всё такое (опыт друзей и родственников). Так что кроме знаний непосредственно есть смысл стараться за оценки. Вот так, всем спасибо, вроде все написала)