Покупка в ЦУМе по цене меньше в 846. Когда почти повезло

Бывают случаи, когда магазины ошибаются с ценой. В телеграме даже реклама постоянно попадается как кто-то купил телефон или приставку по ошибочной цене и радуется этому. Мол проходи в наш канал и тебе обязательно повезет.

Но конечно "не все так однозначно". Суды как правило бдят и разделяют такую позицию.

Вот из недавнего.

"Гражданская коллегия Верховного суда (ВС) рассмотрела спор, в котором покупатель купил товары в ЦУМе в 846 раз ниже, чем они обычно стоят. Магазин сослался на технический сбой на сайте и предложил доплатить за товары. Суды в деле встали на сторону ЦУМа, посчитав, что магазин продал товары в результате заблуждения, а покупатель не мог не знать цены в магазине. ВС отправил дело на пересмотр, предложив при этом установить причину технического сбоя. Если это произошло по вине третьих лиц, то надо выяснить, действительно ли оферта исходила от магазина.

Станислав Анохин из Волгограда купил через мобильное приложение 19 товаров в магазине ЦУМ, где представлены бренды классов люкс и премиум. Необычным в заказе было то, что стоимость товаров варьировалась от 19 до 129 руб., а общая цена заказа составила 2 787 руб. Деньги были списаны со счета покупателя, но потом магазин сообщил, что некоторые товары отсутствуют, и вернул средства. Станислав Анохин направил претензию, после чего ЦУМ сообщил, что на сайте магазина был сбой, из-за чего совокупная цена товаров была в 846 ниже их фактической стоимости. Заказ был аннулирован, а после претензии Станислава Анохина магазин предложил доплатить за товары исходя из фактической стоимости.

Покупатель обратился в суд, требуя продать товары по цене, указанной в момент оформления заказа, а ЦУМ заявил встречный иск о признании договора купли-продажи недействительным. Суды отказали Станиславу Анохину и поддержали требования магазина. По их мнению, факт технической ошибки был очевиден. Это видно из цен в заказе покупателя, который знал, сколько они на самом деле стоят. Скидок и акций в магазине не было. Договор был заключен под влиянием заблуждения, поскольку продавец не продал бы товар на столь невыгодных для себя условиях, полагали суды.

Гражданская коллегия ВС с таким походом не согласилась (дело было рассмотрено 4 июня). Из правил дистанционной продажи[1] следует, что фиксация цены происходит в момент заключения договора между покупателем и интернет-магазином. Этот момент определяется моментом оформления заказа с присвоением ему номера, который позволяет потребителю получить информацию о договоре и его условиях. Изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке не вправе.

Предложение о продаже на сайте ЦУМа было обращено к неопределенному кругу лиц, в предложении были все существенные условия договора, то есть, это была публичная оферта. Станислав Анохин совершил ее акцепт, в связи с чем у магазина возникла обязанность по передаче товара покупателю. Суды удовлетворили встречный иск и признали договор недействительным, то есть фактически признали факт его заключения, однако обстоятельства, связанные с его исполнением, не исследовали и не устанавливали. Ведь Станислав Анохин требовал заключить договор на условиях, существовавших при оформлении интернет-заказа, и суду надлежало выяснить, был ли действительно заключён договор или нет, а если был, то на каких условиях.

ЦУМ также указывал, что в результате технического сбоя интернет-магазин работал, не отображая действительные цены товаров. Но каких-либо доказательств в подтверждение этого магазин не представил, суды это также не выяснили. Причины и характер технического сбоя имеют значение для правильного разрешения спора, считает ВС. Если сбой произошёл в результате злонамеренных действий третьих лиц, в связи с чем цены в интернет-магазине не отображались корректно, суду следовало выяснить, исходила ли публичная оферта от ЦУМа.

Наконец, суды указали на злоупотребление покупателем правом при заключении публичного договора на условиях оферты ЦУМа. Но суды не выяснили, каким образом с учётом периодически проводимых магазином акций, при принятии заказа и оплаты Станислав Анохин мог распознать наличие какой-либо ошибки.

Гражданская коллегия ВС отправила дело на пересмотр в первую инстанцию."

Текст я взял здесь https://zakon.ru/discussion/2023/7/11/cenu_v_cume_snizili_v_846_raz__verhovnyj_sud_dopustil_chto_pokupatel_mozhet_vospolzovatsya_rezultata

От себя добавлю, что в успешные перспективы Станислава Анохина я не верю. Более того, он в поисках удачи может прилипнуть еще и на судебные расходы со стороны ЦУМа. Удачно сходил за шмотом в итоге.