Похрустим французской булкой...

Вот иногда говорят, что раньше-то все было хорошо, а нынче все плохо, и что особенно хорошо было при советской власти. а еще лучше до революции.

Вот выдержка из одной весьма интересной диссертации "Торгово-санитарный надзор в России в 1900–1933 гг. (на материалах Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда)", автор Прохорова Е.В..
Почитайте. Данный отрывок про начало ХХ века в столице страны, Санкт-Петербурге. Блистательный Петербург, модерн, бель эпок и Россия, которую мы потеряли с натуральными продуктами и всеобщей честностью.


К началу XX в. были определены и прописаны основные виды фальсификации съестного:

1. Увеличение веса или объема продукта путем добавления к нему малоценных веществ (например, молоко разбавляли водой; грибы начиняли гвоздями или мелкими камнями).

2. Изменение химического состава съестного добавлением к нему разных веществ с целью видоизменения конечного продукта по цвету запаху и вкусу (примером может служить случай добавления щепотки сахарина в дешёвый кислый квас для превращения его в дорогостоящий

напиток).

3. Обесценивание продукта путем извлечения из него ценной части (из молока удаляли часть жира в виде сливок, а снятое молоко шло на продажу как цельное).

4. Использование вредных для здоровья «консервирующих веществ»: прибавление салициловой, борной кислотой, сахарина и других к тем пищевым продуктам, хранение которых длительное время невозможно (к икре, например).

5. Упаковка, хранение и продажа съестного в не лужёной медной посуде или обертке, содержащей свинец, при контакте с которыми продукт изменял свой химический состав и становился вредным для употребления (например, упаковка шоколадных конфет в подобного рода бумагу или консервирование в банках, изготовленных с примесью свинца, растворявшегося в содержимом банки).

6. «Венцом «фальсификации»» современники считали продукты, вобравшие в себя сочетание нескольких вышеперечисленных способов .

Недобросовестные торговцы практиковали изощренные способы подделки с целью увеличения прибыли: надувание телятины (под клетчатку механическим путем вдувался воздух), набивка рябчиков глиною с последующим замораживанием, смазывание глицерином старых копченых сигов и угрей, чтобы они казались самыми свежими. Бывали случаи, когда надпись на этикетке

совершенно не соответствовала содержимому, например, на консервах и бутылках с минеральной водой. В оливковом масле, как показывали лабораторные исследования, порою обнаруживалось до 50 % нефтяного масла, в кильке и анчоусах – 9,7 % борной и 32,7 % салициловой кислот. В 24,5 % «безобидных» карамельных леденцов, которые зачастую покупались детям, содержались анилиновые красители, в 12,2 % – салициловая кислота . Список можно продолжать бесконечно.

В столице фальсифицированные и некачественные продукты, по мнению торгово–санитарных врачей, попадались на продовольственном рынке в «изрядном количестве»231. Особое внимание уделялось как со стороны сотрудников лаборатории, так и торгово–санитарных врачей, качеству «ходовых» продуктов: хлеба, колбасы и молока.

Черный хлеб являлся основой питания рабочего населения Петербурга. А для бедного жителя города он составлял 2/3 пищевого рациона. Большая часть хлеба выпекалась частными хлебопекарнями, а также в мелочных лавках. Хлеб пекли в маленьких, темных каморках, которые не отвечали самым простым санитарно-техническим требованиям в отношении наличия вентиляции, освещения, чистого инвентаря и т. д. Качество данного продукта ухудшалось с каждым годом. Для улучшения хлебопекарного дела врачи еще в 1903 г. предложили организовать центральную городскую хлебопекарню с филиалами в разных районах Петербурга. По их мнению, это могло бы решить сразу несколько задач: во-первых, обеспечить население хлебом, а во-вторых, повысить общегородской уровень доброкачественности продукта путем конкуренции с частными торгово- промышленными заведениями232. Однако предложение осталось на бумаге, а химические свойства хлеба продолжали ухудшаться, делая его «подчас почти несъедобным».233 Зачастую хлеб, выпекаемый в столице, был сырым, имел толстые прогорклые корки, а цвет теста был серым.

Кроме этого, часто потребителям предлагался фальсифицированный продукт. Основные методы обмана были раскрыты учеными-гигиенистами еще в начале XX в. Но на протяжении долгих лет изготовители их использовали. В муку часто подмешивали вредные, а иногда и ядовитые вещества (соли меди, цинка), в результате чего при выпекании хлеб получался горьким на вкус и имел неприятный запах. Также распространённым был «голодный» хлеб – попытка производителей заменить обыкновенный «мучной» при помощи добавления различных смесей из кукурузы, овса, гороха, овощей. Старый, заплесневелый хлеб тоже шел на нужды производства: его размачивали в воде и прибавляли к тесту .

Другим «ходовым» продуктом на продовольственном рынке Петербурга стала колбаса. Внимание к доброкачественности данного съестного объяснялось прежде всего тем, что его могли изготавливать из мяса, которое было испорченным, имело признаки разложения и представляло опасность для потребления, так как в нем содержался «колбасный яд».

Без лабораторного исследования определить качество колбасных изделий представлялось крайне сложно. Изготовители, чтобы перебить неприятный запах и несвежесть мяса, к фаршу прибавляли острые вкусовые вещества (специи).

Могли также использовать малоценное мясо, мясные отходы. Чтобы сохранить вид колбасы как можно дольше в пригодном для продажи виде, торговцы подкрашивали как фарш, так и оболочку продукта, чаще всего каменноугольными красками, вредными для здоровья покупателя .

На заседаниях торгово-санитарных врачей постоянно обсуждался также вопрос качества молока. Так как не существовало обязательных постановлений относительно нормы его химического состава, специалисты на основе трудов западных ученых, а также исходя из средних показателей, выявленных лабораторным методом, к 1905 г. установили процентное содержание жира в цельном молоке, которое не могло быть менее 2,8 %

Источник: https://www.facebook.com/anna.loo.754/posts/1405141892878318