Поиски короткого пути, обернувшиеся ледяным адом для исследователей. «Террор» и «Эребус»

История исследования нашей планеты полна не только яркими успехами, но и большими разочарованиями. На поиски уходили многие исследователи, пытавшиеся разыскать острова блаженных, путь в богатые заморские страны или даже свой вариант рая, что описывался в легендах. Большая часть из них вернулась ни с чем. Некоторые всё же смогли обнаружить нечто, представлявшее интерес — новые земли или целые континенты. Ну а о ком-то никто и никогда не узнает. Море не терпит слабости, и зачастую ошибки, допущенные даже не в путешествии, а в его планировании, становились фатальными. Именно так вышло с экспедицией, искавшей короткий путь из Европы в Азию через суровые воды северных морей. Её судьба на многие годы стала загадкой для всей Европы, и только спустя много лет мир узнал о разыгравшейся трагедии.


Попытки найти путь из Европы в Азию, не огибая Африку, предпринимались довольно долго. Даже всем известная экспедиция Колумба, в которой он открыл Новый свет, тоже изначально предполагала поиск короткого пути в Индию. Далёкие страны и дорогие товары манили торговцев со всей Европы, и даже после открытия Америки и понимания, что напрямую в азиатский регион попасть не получится, попытки продолжались. Англия, имевшая большой и сильный флот, а также, возможно, более всех прочих заинтересованная в сокращении путей к своим заморским владениям, особенно сильно вкладывалась в эти исследования. К концу XIX века особо популярной стала теория о так называемом Северо-Западном проходе. Считалось, что северная часть Канады не всегда закрыта льдами и существует короткий путь через эти воды в Азию. Предполагали, что к северо-западу от исследованного побережья современной Канады есть обширное и свободное ото льдов море, через которое можно совершить желанный вояж.

Поиски короткого пути, обернувшиеся ледяным адом для исследователей. «Террор» и «Эребус» История, Факты, Флот, Корабль, Длиннопост, Пропавшая экспедиция Франклина

Экспедиция Франклина, суда HMS Erebus и HMS Terror. Гравюра середины XIX века


К 1847 году большая часть побережья северной Америки, зимой покрытая льдами, была исследована — в большей степени за счёт средств, выделяемых на это мероприятие британским адмиралтейством. Таким образом, неисследованным оставалась лишь часть Северо-Западного прохода размером около 180 тысяч квадратных километров. Именно там, как считалось, и можно было пройти более коротким путём в Азию, и именно там должно было располагаться незамерзающее северное море. Подготовка к экспедиции началась в 1845 году. На роль руководителей прочили многих прославленных капитанов, уже совершивших не один поход в суровых условиях северных морей. Однако по различным причинам почти все кандидатуры были отклонены. В конце концов выбор пал на Джона Франклина. К этому времени ему было уже 59 лет, и он имел за плечами два сухопутных похода по побережью Канады. А также ещё одну неудачную северную экспедицию 1818 года — тогда ошибочное предположение о наличии короткого пути в Азию через полюс чуть было не привело его к трагедии.


В экспедицию снарядили два трёхмачтовых барка специальной постройки для плавания в северных широтах — «Террор» (HMS Terror) и «Эребус» (HMS Erebus). Для XIX века они были оборудованы по высшему классу, а также уже бывали в подобных путешествиях. На кораблях наличествовал дополнительно укреплённый корпус для защиты ото льдов, имелись паровые двигатели и отопительная система для его обогрева. Рули и гребные винты могли складываться в специальные защищённые металлом отсеки для предотвращения повреждений. Вместе с тем, кроме самого Франклина и небольшой группы людей, никто из них не имел опыта полярных походов. Большую часть экипажа составляли жители северных областей Англии, что посчитали приемлемым. Также, как выяснилось позднее, часть припасов, около 8000 консервных банок, купили в большой спешке, всего за неделю до отправления.

Поиски короткого пути, обернувшиеся ледяным адом для исследователей. «Террор» и «Эребус» История, Факты, Флот, Корабль, Длиннопост, Пропавшая экспедиция Франклина

Сэр Джон Франклин, 1786–1847 гг.


19 мая 1845 года корабли экспедиции отчалили из порта города Гринхайт и, зайдя по пути в несколько портов Шотландии, направились в сторону Гренландии. Там они разошлись с несколькими вспомогательными судами — на них Франклин отправил назад пять человек, а также письма экипажа. Всего на двух судах было 129 человек, 24 из них — офицеры. В августе этого же года экспедицию Франклина видели с китобойного судна в море Баффина, где они пережидали непогоду. И эта информация была последней в течение почти целого века.

Тогда не существовало системы связи, позволявшей быстро и почти везде связаться друг с другом. Поэтому лишь спустя два года появились мысли о том, что экспедиция могла пропасть. Общество было в должной степени осведомлено о миссии «Террора» и «Эребуса», и британская пресса призвала организовать поиски пропавших. Адмиралтейство разработало план и в 1848 году приступило к его исполнению. В мае два судна — HMS Investigator и HMS Enterprise под командованием одного из известных исследователей северных широт — Джеймса Росса — отправилась на поиски, однако эта инициатива чуть было не обернулась трагедией. HMS Investigator на обратном пути оказался затёрт льдами, и его команда провела на судне около трёх лет. После того как окончательно стало ясно, что выбраться им не удастся, они покинули корабль и вернулись по льду пешком.


Через два года по плану адмиралтейства поиски начали сразу три группы. Одна — по суше, вдоль возможного пути следования Франклина, и две по воде, которые должны были двигаться навстречу друг другу, со стороны Атлантики и из Тихого океана соответственно. Кроме того, предлагалась награда в размере 20 000 фунтов стерлингов (по курсу тех лет) «любой группе или группам, любой стране, которая окажет помощь экспедиционным судам под командованием сэра Джона Франклина». Многие тогда присоединились к поискам, и в 1850 году в районе предполагаемой пропажи экспедиции курсировало около 13 кораблей.

Поиски короткого пути, обернувшиеся ледяным адом для исследователей. «Террор» и «Эребус» История, Факты, Флот, Корабль, Длиннопост, Пропавшая экспедиция Франклина

Карта поисков экспедиции Франклина, 1860 год


23 августа на побережье обнаружились следы стоянки и множество разбросанных пустых консервных банок, а спустя несколько дней на острове Бичи нашли три могилы с именами членов экспедиции Франклина. Это считается первой находкой в поисках пропавших кораблей. Однако все дальнейшие усилия не дали ничего, и долгое время эта зимняя стоянка и три могилы оставались единственными свидетельствами того, что здесь проходила пропавшая экспедиция. По некоторым данным в 1851 году сразу несколько судов наблюдали у побережья Ньюфаундленда айсберг с двумя вмёрзшими в него судами. Однако были ли это «Террор» и «Эребус», так и не было установлено.


Приоткрыть тайну гибели экспедиции смогли лишь команды исследователей на суше. Так, в 1854 году путешественник Джон Рэй встретил местных жители. Эскимосы рассказали, что видели около полусотни белых людей, погибших от голода в устье реки Бак. Эти истории подтвердили и другие эскимосы, уточнив, что среди этих белых были факты каннибализма. В качестве доказательств они продемонстрировали множество вещей, в которых Рэй опознал предметы, принадлежавшие Франклину и нескольким офицерам из его команды. После его возвращения и публикации полученных им фактов в прессе разразилась настоящая буря. Общество отказывалось верить, что члены английского флота могли опуститься до каннибализма. Вдова Франклина выступала против выплаты награды Рэю, однако он получил деньги. В адмиралтействе сочли вопрос решённым и объявили всю экспедицию в полном составе погибшей при исполнении долга.

Поиски короткого пути, обернувшиеся ледяным адом для исследователей. «Террор» и «Эребус» История, Факты, Флот, Корабль, Длиннопост, Пропавшая экспедиция Франклина

Изображение предметов, найденных Джоном Рэем. Картина, опубликованная в английских газетах


Произошедшее всё еще будоражило умы многих, и экспедиции продолжились. Так, через несколько лет вдова Франклина зафрахтовала судно, которое сумело найти ещё несколько артефактов, однако окончательного ответа это так и не дало. Многие годы интерес к пропавшим не угасал, и люди вновь и вновь отправлялись на поиски. Позднее нашли лодки с одного из судов экспедиции, заполненные различным скарбом. Исследуя его, современники отмечали, что большинство вещей были или мало полезными в суровых условиях региона, или же вовсе не нужными. Кроме того, обнаружилось ещё несколько захоронений, южнее места, о котором рассказали местные жители. В найденных записях была странная орфография, полное отсутствие знаков препинания, а то и вовсе начертанные задом наперёд слова. Написанные кольцом строчки непонятного содержания и короткая фраза в центре: «Лагерь Террора пуст». Это, а также странное поведение экспедиции, судя по обнаруженным захоронениям, долгое время служило основой для множества домыслов от вполне логичных до пропитанных различной мистикой.


Лишь в концу XX века при помощи современных технологий, наконец, появились ответы почти на все вопросы. С 1981 по 1992 годы было организовано несколько экспедиций, которые сделали следующие выводы. Среди обнаруженных останков были явные следы расчленения и каннибализма, что подтверждало слова местных жителей. Также анализ костей показал острый дефицит витамина С, что является признаком цинги. Помимо этого, в них зафиксировано большое содержание свинца, и, предположительно, причиной этого стали именно те, купленные в спешке консервные банки. Экипаж отравился свинцом, который присутствовал в некачественно сделанных консервах, что и привело к гибели большей части людей.

Поиски короткого пути, обернувшиеся ледяным адом для исследователей. «Террор» и «Эребус» История, Факты, Флот, Корабль, Длиннопост, Пропавшая экспедиция Франклина

Остатки консервных банок экспедиции Франклина. Их анализ привёл к мысли, что одной из причин гибели людей стало отравление свинцом


Было обследовано более ста человеческих останков, часть из которых удалось идентифицировать поимённо. Длившиеся около десяти лет исследования установили, что причиной гибели экспедиции Франклина стало сочетание сразу нескольких факторов. Свою роль сыграла плохая подготовка экипажа, а также то, что корабли оказались затёрты льдами в том месте, где спустя несколько лет смогли пройти другие исследователи. Оказавшись в условиях суровой зимы североамериканского континента, и не имея опыта выживания в таких условиях, люди были обречены. Признаки каннибализма свидетельствуют об этом. В итоге причиной смерти всех высадившихся на берег стало сочетание холода, цинги, голода, туберкулёза и пневмонии, а также отравление свинцом. Всё это могло привести к помутнению рассудка и повреждениям психики. Отсюда и странные путанные записи.


Ещё через несколько лет, уже в 2014–2015 году, были найдены остатки судов — «Террора» и «Эребуса».


На сегодняшний день судьба экспедиции Франклина — известная история в культуре Англии и Канады. Уже после первых поисков появилось несколько книг, а уже в наше время сняли документальное кино и несколько художественных фильмов. В разное время разные люди строили различные теории о судьбе экипажа пропавших кораблей. Эта история стала эталоном ужаса для неподготовленных людей, оказавшихся один на один с суровой природой северных широт, не имеющих ни умений, ни средств для выживания в них. Медленно умирающих и опускающихся до каннибализма и первобытной жестокости.


Как бы то ни было, экспедиция Франклина оставила в истории след, многие годы порождая слухи и легенды.. И даже сейчас находятся люди, считающие, что найдены ответы не на все вопросы, и продолжающие верить, что в этой истории, даже спустя более чем полтора века, ещё рано ставить точку.

Поиски короткого пути, обернувшиеся ледяным адом для исследователей. «Террор» и «Эребус» История, Факты, Флот, Корабль, Длиннопост, Пропавшая экспедиция Франклина

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWs