Поиск работы за границей (на личном опыте - в США)
Приветствую уважаемых Пикабушников. В предыдущем своем посте, когда меня несколько человек спросили о процессе переезда в США по работе, я пообещал сделать отдельный пост в виде кейса/инструкции, что бы моно было идти по проторенной дорожке. Не считая отдельных особенностей получения рабочей визы, этот пост можно счесть инструкцией по поиску работы не только в США, но и в Европе. Пост применителен скорее к IT специальностям, но, возможно, в каких-то иных сферах тоже будет полезен.
На истину не претендую. Это мой личный опыт, как я без каких-либо особых усилий получил оффер. При определенной удаче и наличии необходимых навыков - желающие смогут найти работу. Возможно, кто-то из коллег-пикабушников сможет дополнить. Ну или наоборот, опровергнет что-то, с чем мне просто повезло.
Я не какой-то выдающийся специалист, особыми тайными знаниям не владею, вполне типичный программист. Так что вариант перебраться по идее есть у всех, кто хочет, обладает адекватными знаниями и имеет опыт работы.
Отмечу, что я не ставлю целью навязать мысль, что всем надо переезжать. Более того, я сам уже больше года как сменил работу и переехал из США в Финляндию. Да и половину времени провожу в родном Питере. Целью моей работы было:
- повысить свою квалификацию на новом месте, за счет более сложных задач;
- получать ежемесячно больше денег.
У меня не было и нет каких-то идей связанных с политикой, мыслями о том, что в России плохо или хорошо. Мной руководил только здравый эгоизм. Возможно – это и хорошо. Встречал людей, которые перебрались в США, потому что там небо голубее, трава зеленее – нормально устроиться они не смогли. Поэтому:
Совет №1. Вначале работа, виза, потом переезд.
Да, есть люди, кто нелегально остаются в штатах, приехав по турвизе. Или сменив статус уже в процессе проживания. Или приехав остались нелегально, а потом уже нашли способ сменить статус. Смена статуса, с одной стороны – вполне легальная процедура, с другой- ставит на вас определенную метку. Если к Вам захотят приехать родственники повидаться, то у них могут быть проблемы с получением визы. Да и работодатели немного косо смотрят на тех, кто говорит, что у них нет разрешения на работу, но они уже год в штатах и пишут некий опыт работы за это время.
Итак, будем считать, что у вас есть:
1. Образование. В той же или смежной сфере.
2. Опыт работы.
3. Знание английского.
Образование:
То что работодатель захочет вас взять – еще не гарантия получения визы. Помимо того, что это вообще лотерея, решение о выдаче рабочей визы остается за визовым офицером в консульстве/посольстве. И наличие образования – это плюс в вашу копилку в первую очередь для визы. А работодатель может даже ничего не спросить про это.
Опыт работы:
Ваша релокация влетит для работодателя в копеечку. Так что ему не особо интересны вчерашние студенты и Junior-левел. С таким уровнем – и дома легко найти кандидатов. В нормальные компании студенты выискивают позиции Intern и с радостью работают. Так что нужен опыт. Хотя бы middle.
Знание английского:
Если вы видите в сериале китайца, плохо говорящего по-английский, то знайте – это, действительно, встречается. В первую очередь будут смотреть на техническую компетенцию. Но из двух схожих кандидатов выберут того, с кем им общаться проще и комфортнее.
Казалось бы, с длинным вступлением покончено. Но нет. До перехода к непосредственным действиям еще одно лирическое отступление:
Совет №2. Определиться с позицией
Я вначале допустил типичную ошибку – не конкретизировал никак свою специализацию. Да, я сам «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Начинал с разработки десктопного софта, потом свалил в веб в поисках легких денег. Указать, что помимо веба Вы еще и плюсы с питоном знаете – замечательно. Указали в скиллах и достаточно. Все основные тексты должны быть пронизаны пониманием, что вы круты именно в вебе.
Ну и самый последний…
Совет №3. Правильно определиться с позицией
Отлично, я конкретизировал себя как спеца в вебе. Более того, искал уточнил, что конкретно фронт-енд. Пользуясь инструкцией ниже я отлично справлялся, общался по скайпу, но… к результату это не приводило. А собственно почему. Да потому что мало кому нужны работники с в целом доступной специальностью через год (а виза будет не раньше октября, если подать документы до апреля; то есть если найдете работу сегодня, доки подадут через месяц, то визу вы получите не раньше октября (!) 2018). Гиганты типа Google, Microsoft, IBM, EPAM, имея статистику увольнений, наймов и будущих проектов, еще могут запланировать приход нового сотрудника через год (кадровый резерв), но маленьким компаниям, сотрудники обычно нужны заметно быстрее. Итого, лучше немного сдвинуть специализацию, может быть даже в неизведанное. Я в итоге остался заниматься фронт-ендом, но связанным с вычислениями и биг-датой. А в специализации указал, что я – Data Scientist. На фоне того, что было – офферы посыпались. Из было не много. К последнему собеседованию - 4. Но это был момент, когда не меня выбирают, а когда я выбираю. Казалось бы небольшой сдвиг. Да, помимо знаний фронт-енда пришлось вспомнить универский курс матана. Но заработная плата покрыла эти телодвижения. Выберите смежную, но актуальную специальность. Такую, что вас будут готовы ждать или предложат начать работать удаленно. Попутный совет: начинать готовиться – сейчас, начинать искать – в ноябре/декабре.
Теперь – начинаем
Часть 1. Подготовка
Шаг 0. Заводим профиль в соц.сети LinkedIn (http://www.linkedin.com)
Он у вас есть? Замечательно, идем дальше
Шаг 1. Дополняем профиль в LinkedIn
Типичная ошибка – заполнить информацию о себе и на этом успокоиться. Хорошо, если заполнено на английском. Открываем редактирование профиля и указываем помимо основной информации по учебе/работе краткую информацию о себе и статус (короткая строчка под именем, обычно туда хреначат текущую работу/должность). И там и там открыто пишите, что ищите работу по такой-то позиции.
Шаг 2. Указываем перечень проектов
Фокус на тех, которые напрямую связаны со специализацией. Указываем, что именно вы делали и как это спасло окружающих. Пока идет этап подготовки – набирайте новые интересные проекты. Используйте в своих проектах технологии, которые будут актуальны для возможного работодателя.
Шаг 3. Требуйте отзывы
Приставайте к каждому, кого знаете, что б вам написали отзыв в профиле. На английском. Делайте ботов, давайте задания на бирже SMM-щиков. Не важно. Человек, который имеет кучу отзывов в глазах HR-щика – то что надо.
Шаг 4. Заполните все остальные поля
Нет сертификатов? Пройдите бесплатный онлайн курс и получите его. Не волонтерили? Придумайте или (если не хотите врать) – съездите в приют, покормите собак. Вы должны быть разносторонней личностью, большим специалистом, но не занудой и шизиком.
Совет №4. Будьте хорошим продавцом своего профиля.
HR-щик должен хотеть Вас заполучить после прочтения профиля, как будто вы его самый желанный рождественский подарок. Рекламируйте себя.
На этом с подготовкой все. Пока готовите профиль, подтягивайте английский, набирайте интересные проекты с целью добавить в профиль. Пока есть время сделать из себя конфетку, если такой еще не являетесь.
Часть 2. Поиск
Шаг 1. Берем платную подписку. Первый раз можно бесплатно на месяц. Во второй – еще раз бесплатно, но по более дорогому тарифу.
Шаг 2. Идем в поиск людей, вбиваем штат и город, где хотите работать в качестве поиска попеременно будем менять позицию человека, который нам нужен. А нужны нам HR и все синонимы (смотрите, что такие люди указывают о себе). Получаем список людей.
Шаг 3. Открываем в новой вкладке первого. Справа внизу будет ссылка на следующего. Открываем его в новой вкладке. И делаем так, пока LinkedIn жестко не заглючит. Получаем кучу вкладок с профилями людей. Когда у меня Хром переставал показывать фавиконы у вкладок, я открывал в новом окне. Таким образом у меня забивалось где-то 3-4 окна Хрома с кучей вкладок в каждом.
Шаг 4. Каждого из этих людей френдим. В сопроводиловке указываем кратко, чего хотим. Например, Looking for a C++ position.
Шаг 5. Повторяем шаги 2-4 в соседних городах (расстояние даже в 50 миль вообще ни что для США). Я в Питере с севера на юг дольше езжу, чем мотался из San Mateo в San Francisco и из Espoo в Helsinki.
Шаг 6. Ждем.
Шаг 7. Принимаем входящих друзей (а они начнут сыпаться, так как HR-щики в целом следят за обновлениями коллег) и отвечаем на входящие письма.
Шаг 8. Интересные вакансии откладываем и начинаем общаться с тем, кто их отправил. Плотно общаться. Из LinkedIn беседа переедет в почту или Skype. Но всегда старайтесь, что б человек о Вас помнил. У каждого из них – сотни таких как вы.
Шаг 9. Каким бы вы классным ни были – вы будете на ступеньку ниже местных. Даже не из-за иностранного гражданства (HR на это на текущем этапе пофиг – Вас юристы скорее зарубят), сколько потому, что с местными можно пообщаться в живую. В конце первичного собеседования я всем своим собеседникам задавал вопрос, а можно ли приехать пообщаться вживую. Потому что вы – специалист. И не хотите работать незнамо где, а хотите увидеть это вживую. HR специалист очень обрадуется. Запомнит, что Вы можете подъехать, но скорее всего Вы сойдетесь, что лучше это сделать после технического интервью. Если кто-то скажет, что очень здорово, а не могли бы вы приехать через неделю - это хороший знак. Но во избежание лишних трат, постарайтесь скомпоновать выезды покомпактнее.
Совет 5. Имейте на руках действующую туристическую визу и деньги для оперативного прибытия.
Виза, скорее всего, Вам понадобится в любом случае. Даже если вы их устроите и они будут готовы предложить оффер, то вряд ли они сделают это по скайпу. Вначале посмотрят вживую. В таком случае, правда, перелет будут оплачивать уже они. Но виза нужна. В пользу самостоятельного прилета на раннем этапе – ваша мобильность, ваша готовность к более активным действиям для того, что б взяли именно вас. Да и, если честно, специалист, который не может заработать на перелет в штаты – либо плохо работает, либо себя не ценит, либо не достаточно квалифицирован для работы на новом месте.
Шаг 10. Ждите оффер. Ну а дальше уже вам все разъяснят.
Дополнительные советы:
1. Определитесь с желаемой ЗП. Особенно учитывая стоимость жилья (не смотрите самое дешевое – не факт, что человеку без местной кредитной истории сдадут по такой цене). Озвучить ЗП надо будет на интервью.
2. Почитайте образцы интервью. Они реально схожи. Вопрос про отличие абстрактного класса и интерфейса мне задала половина собеседников.
3. Будьте более открыты и человечны. Собеседнику должно быть косфортно с вами общаться.
Что не надо делать:
1. Быть наглым
2. Быть излишне скромным
3.Не заполняйте без предложения HR-щика анкету на сайте (ну или после заполнения анкеты обязательно свяжитесь с HR-щиком компании и скажите, что отправили анкету). Анкет приходят сотни. Еще сотня тех, кого HR-щик сам отыскал. При чем с его точки зрения, тех кого он нашел (в LinkedIn или на форумах) – более интересные кандидаты, чем безликие люди, с кем он ни разу не общался.
Надеюсь, кому-то, кто хочет переехать или ищет более высокую ЗП – поможет. Чуть позже сделаю пост с более личными подробностями, непосредственно переезда, оформления документов. Посмотрим, но если будет актуально, то потом напишу об особенностях такого же поиска в Европе.
Пикабушники Северной Америки
2.4K постов14.1K подписчиков
Правила сообщества
Ты будешь забанен если:
You will be banned if:
• Нарушил правил сайта Пикабу
• Целенаправленно издевался над подписчиками сообщества. Если пользователь Пикабу троллит, издеваясь над тематикой Нашего сообщества, тем самым ухудшая атмосферу и вызывая негатив подписчиков. Пример: в сообщество про лошадей приходит пользователь с комментариями "М-м-м, какая вкусная конина, я бы съел";
• Добавил нетематические посты в сообщество;
• Добавил спам.