Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 5.2. "Москва"

В прошлом посте я обещал продолжить историю моторов "Москва", рассказать о линейке этих моторов большой мощности и причинах, по которым их перестали производить. Приступим.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 5.2. "Москва" Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

В прошлом посте я писал, что качество моторов сильно упало, начиная с выхода мотора "Москва 12.5". По всей видимости это было вызвано тем, что завод начал экономить на производстве. Снижение качества негативно сказалось на продажах мотора. К тому же во всю набирал производственные мощности Ульяновский моторный завод и новенькие "Ветерки" сходили с конвейера, как горячие пирожки. Несмотря на отсутствие заднего хода и помпы откачки воды, "Ветерок" полюбился водномоторникам больше, так как был более удобен и качественно выполнен. Казалось бы Ржевскому заводу нужно было срочно решать проблемы с качеством, но вместо этого они решили запустить выпуск моторов большой мощности "Москва 30" и "Москва 25А". Выпуск подготовили и начали в конце 60х годов. Это были первые моторы большой мощности в СССР.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 5.2. "Москва" Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

Как и в случае с первым мотором "Москва", за основу был взят американский Scott Atwater соответствующей мощности и практически полностью скопирован. Основное отличие американца и нашего аналога - форма колпака.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 5.2. "Москва" Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

Скопирован был и двигатель. Изначально также устанавливалась копия американского карбюратора, как и на первых моторах "Москва" малой мощности, однако очень быстро она была заменена советским К-36, как на моторах "Москва 12.5", что негативно сказалось на стабильности работы мотора. Однако, в отличии от маломощных моторов "Москва", здесь была предусмотрена заслонка диффузора карбюратора для облегчения пуска двигателя. Но выполнена она была весьма своеобразно. Кнопка, ее закрывающая, не имела фиксированного положения и пружиной отжималась в исходное положение, поэтому при запуске ее приходилось держать пальцем, соответственно одна рука была занята, а проворачивать 30-ти сильный мотор одной рукой реально тяжело. На фото неплохо виден механизм и кнопка заслонки.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 5.2. "Москва" Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

Ниже приведу фото двигателя "Scott Atwater", к сожалению шакалистое, так как лучшего фото я не нашел. Очевидно, что "Москва" выполнена практически под копирку.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 5.2. "Москва" Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

Теперь, когда мы разобрались с происхождением этих моторов, поговорим о их особенностях. Всего выпускалось 4 модификации мотора. "Москва 25А", "Москва 25АЭ", "Москва 30" и "Москва 30Э". Моторы с индексом Э отличались от базовой версии наличием электростартера и маховиком с венцом, в котором было установлено 8 магнитов против 2 или 4 у базовых версий. Технически моторы с 25 и 30 сильными двигателями не отличались ничем, даже весом. По сути "Москва 25А" была просто дефорсированным вариантом "Москвы 30". Сделано это по причине того, что многие советские моторные лодки имели ограничение по мощности в 25 сил.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 5.2. "Москва" Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост
Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 5.2. "Москва" Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

Мотор получился просто ужасным. Качество отливки деталей, как и у поздних моторов "Москва" малой мощности  оставляло желать лучшего. Гигантские маховики также иногда были с дефектами и разлетались на ходу, запуская во все стороны обломки. А ведь обороты двигателя были около 5000 об/мин... Редуктор выходил из строя где-то через 100 часов работы по причине слабой конструкции. Проблема решалась полной переделкой у токаря либо удалением шестерни заднего хода, что делало мотор менее функциональным. Система зажигания была худшей из всех, устанавливавшихся на лодочные моторы в СССР и в России. Искра была настолько нестабильной и слабой, что завести мотор было очень сложно, а на ходу он работал с ощутимыми перебоями. Установка карбюратора К 36 сделала работу мотора еще менее стабильной. Гигантский ручной стартер расшатывался от вибрации и быстро выходил из строя. Кроме того мотор был громоздким и наиболее тяжелым из всех моторов аналогичной мощности. Для переделки редуктора приходилось изготавливать довольно сложные детали.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 5.2. "Москва" Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

В итоге плохое качество изготовления моторов "Москва 12.5" и еще более плохое качество и техническое несовершенство моторов "Москва 25А" и "Москва 30" привели к тому, что спрос на эти моторы практически полностью упал. И это в СССР, где техника была в дефиците! В итоге в 1972 году с производства была снята "Москва 12.5", а в 1976 были сняты "Москва 25А" и "Москва 30". Таким образом эти моторы стали уникальным для СССР примером не выдерживания конкуренции. И в, отличие от всех остальных марок подвесных лодочных моторов в СССР, ушли в историю по вине завода изготовителя, а не по вине постановления правительства от 1981 года и экономических потрясений 90х годов и XXI века. Ну и на последок фото моторов "Москва", расставленных в порядке выхода. "Москва 10", "Москва М или 12.5" и "Москва 30".

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 5.2. "Москва" Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост