Подтверждение водительских прав в Германии

Небольшая остросюжетная история о том, зачем и как я подтверждал свои российские права и менял на немецкие. Плюсом упражнения на экзамене. Сия статья ни в коем случае руководством к действию не является, однако удовлетворению праздного интереса из серии «а как там у них?» может послужить сполна.

Подтверждение водительских прав в Германии Германия, Заграница, Водительские права, Мото, Видео, YouTube, Длиннопост

Давненько листаю пикабу и чесались руки что-нибудь написать самому. Первая версия этой статьи лежит на Байкпосте уже пару-тройку месяцев, а вот самому БП, кажется, не очень хорошо, поэтому ещё раз прочитал текст, внёс кое-какие правки, поправил опечатки, сделал некоторые дополнения и комментарии и вот что получилось в итоге.


Ближе к концу 2021 года занесла меня нелёгкая из Ярославля на, практически, самый-самый юг Баварщины и этот крутой поворот, на самом деле, являет собой "опупею" вполне в духе "Игры Престолов", речь, однако, будет не об этом.


Через месяц после переезда и осознания, что крупный город был поменян на деревню в 500 человек, ближайший продуктовый магазин расположен в 5км, а работа - в 10, стал задумываться о приобретении транспорта. Дома в гараже остался BMW F800GT, на котором я уже укатал 3 сезона... Руки чешутся, а жопа ищет приключений. Даром что климат очень мягкий и позволяет катать чуть ли не круглый год, плюс наличие большого количества дорог, близость гор. Ну так и напрашивается купить байк! В итоге, занял у наших ранее релоцировавшихся коллег некоторую сумму денег и купил себе BMW K1300GT 2009 года с пробегом 32000 и спокойно раскатывал на нём остаток сезона-21 (который закончился только в декабре, к слову). Естественно, гонял по нашим правам, полученным в РФ. Для этого, кстати, достаточно обычного нашего пластика, без международных прав, т.к. все права выданные года с 12-го полностью соответствуют требованиям Венской конвенции. Единственное но заключается в том, что водить вы по ним можете только будучи нерезидентом, туристом по сути. А если устроился на работу и получил вид на жительство, то права нужно сменить на немецкие в течение полугода, причём срок отсчитывается от даты первого въезда по визе, которая дала этот самый ВНЖ. Кстати, похожий закон, насколько я знаю, действует и в России, да и много ещё где. Общее правило: получил резиденс - катай с местными правами.


К сожалению, Россия не входит в перечень стран, для которых достаточно подать заявление в местный Landratsamt и просто получить новый пластик. С другой стороны, с нуля процедуру проходить тоже не придётся, достаточно сделать подтверждение (тут это называется Umschreibung), то есть, сдать экзамены — теорию и практику. Просто так записаться на экзамены тоже не получится, т.к. всё делается через автошколу, соответственно, с ними в любом случае нужно проконтактировать. Процесс обретения немецких прав очень нетороплив и тернист, поэтому, кто будет проходить через это — начинайте делать как только вам пришлют соцтрах, ИНН и сделают счёт в банке. Для обмена прав даётся 6 месяцев, эти 6 месяцев можно катать по своим, потом они на территории Германии превращаются в юридическую тыкву. Я переезжал в конце сентября 2021 года, когда в разгаре было коронобесие, а в Германии оно было одним из самых жестких в Европе. Вплоть до того, что обучение в автошколах запрещали (социальные контакты же!), поэтому отдельно по землям выходили акты о продлении иностранных прав до года. Сезон уже кончается, права действуют год, ну и займусь ими весной, подумал я. Однако, недооценил степень подлючести бездушной немецкой бюрократии — зимой запрет сняли, а срок действия иностранных прав снова установили по умолчанию — на полгода и никакие отговорки о том, что я заехал сюда, когда был год не работали. Херр Николаеф, ир ауслендишер Фюршершайн ист ин Дойчлянд нур бис дие Энде дес Мэрценс гюльтиг. Пфердшайзе! Дело запахло керосином и потерей приличной части сезона. Эту чудесную новость мне сообщили в начале января и я потихонечку начал ковырять по документам. Итак, что нам потребуется:


1.Курсы первой помощи (Erste Hilfe) — заплатить 40 евро, пройти однодневный семинар, на котором вспомнить как накладывать давящие повязки, делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, выучить пару немецких слов (у меня это, почему-то, были слова Herzinfarkt и Sclaganfall - инфаркт и инсульт, соответственно. Наверное, со мной что-то не так). Также выучить, что на каждом столбике на автобане стрелочкой показано направление к ближайшей колонне экстренного вызова, а в каждом макдаке и каждой ратуше в обязательном порядке имеется дефибриллятор (как пользоваться - тоже научили). Проводятся они, как правило, раз в месяц, по субботам. Занятие на целый день — с 9 утра до 5 вечера. После чего становимся счастливыми обладателями свидетельства о том, что мы эти курсы прошли. Мне не повезло и паравозик ушёл. Следующий был только в феврале. В конце февраля…


2. Справка об остроте зрения (Sehtest). Получается в любой оптике или в медпункте у работодателя (если он есть, у нас — есть). Это если у вас зрение нормальное… Я записался к нашему заводскому врачу — все приблуды для проведения теста у нас в медпункте есть. Прошёл тест (стандартно — определение остроты зрения с коррекцией, без коррекции, цветное зрение… притом выучить таблицу не получится — прибор генерирует рандомный набор колец с прорезями) и получил nicht bestanden (не прошёл). Уже начал посыпать себе голову пеплом, но врач сказал, что он может выдать заключение только в том случае, если на каждом из глаз зрение не ниже 0,7 (в очках или без — без разницы), у меня же амблиопия на левом глазу и там острота 0,3 (и не корректируется). Права мне дадут, но нужно получить заключение профильного специалиста (Augenarzt — глазной врач). А к нему надо записаться, то есть, взять Termin… а с терминами у врачей в Германии очень плохо. Ходит шутка, что незапланированно болеть тут вообще не стоит. У меня получилось взять термин только в конце второй недели марта. Права превращались в тыкву, напомню, в конце марта… Расстался у врача с суммой в 120 евро, прошёл расширенный осмотр, выдали мне это заключение несчастное. Отлегло… стряхнул пепел с головы.


3. Отправить заявление, копию российских прав, Erste Hilfe и Sehtest в районную администрацию (Landratsamt), именно они, а не полицейские, занимаются выдачей прав (а ещё регистрационным учётом ТС до кучи). Они там через некоторое время должны сказать, что да, вы можете сдавать согласно параграфа такого-то, такого-то там закона. Мне они ответили далеко не сразу (прошёл месяц, оказалось, что сотрудница, которая занималась моим делом просто ушла в отпуск и никто её не заменял), после того, как мы их легонько подопнули (справились, мол, как там дела), они недовольно попросили либо оригинал прав, либо заверенную копию. В общем, скатались в местную ратушу поселковую и поставили там печатку на копию, копию же отправили в Ландратсамт. Через пару дней мне пришёл конвертик, что да, можете сдавать… и напоминание, что ваши права уже превратились в тыкву, потому что на дворе — апрель, а в Meldebehörde нам сказали, что вы 1 октября прописались тут.


4. Записаться в автошколу. Они должны предоставить доступ к приложению с экзаменационными заданиями (можно выбрать русский язык), а также провести минимум 4 часа практических занятий. Да, на экзамен вы без бумажки от них тоже не запишитесь - никакого самостоятельного обучения. В общем, с автошколой тоже просто так не получилось. Мы им долго писали и не получали ответа. Всё это пришлось аккурат на пик омикрона и вся автошкола, всем составом, дружно сидела окоронованная и на больничном.


5. Прорешать теорию. Где-то в апреле лёд тронулся. Мне дали ключ от приложения. Скачать его в российском AppStore не получилось, впрочем, я как раз переходил на немецкий, т.к. все мои карты, с которых платилась подписка, превратились в тыкву из-за всем известных событий. Приложение я скачал и начал прорешивать задания. Задания довольно каверзные — вариантов ответа, как правило, 3… верные от 1 до 3. Выбрал больше — ошибка, меньше — ошибка. У каждого вопроса своя «цена» — от 2 до 5 баллов. За экзамен можно набрать не больше 10. Те, что на 5 баллов это, как правило, задачи на перекрёстки. Есть много видеовопросов, есть вопросы-задачи из серии «чему равняется ваш остановочный путь со 100км/ч вычисленный по эмпирической формуле». Особый прикол — вопросы про наркоту. Выглядит это примерно вот так... Как можно заметить, русский язык в наличии. Но об этом надо везде дополнительно говорить.

Подтверждение водительских прав в Германии Германия, Заграница, Водительские права, Мото, Видео, YouTube, Длиннопост

Всего задачек порядка 1000. После того, как прорешали всё, система предлагает заново прорешать те задачки, которые в прошлый раз были завалены и так раза 4, пока не останется неверно решенных заданий. У меня на это дело ушло недели 2. После чего нужно сделать «валидацию» — пройти симуляцию экзамена и успешно сдать его пять раз… подряд… если решил 4 раза и на 5й набрал больше 10 пунктов — заново. Прогресс прохождения видят сотрудники автошколы. Когда я всё прошёл на 100%, мне сказали, мол, через школьное приложение подавайте заявку в TüV (контора, которая занимается экзаменами и технадзором) и записывайтесь на экзамен, мы им все документы отправим. В общем… опять Termin… В конце мая. Ещё один месяц бездарно потерян.


6. Сдать теоретический экзамен. В общем, ничего сложного, после того, как я отправил заявку через школьное приложение, на следующее утро мне пришло письмо с просьбой выбрать время и место проведения экзамена. Чуть позже прилетел конвертик с квитанцией на 170 евро за экзамены (теория+практика). Оплачиваем и ждём экзамена. Дополнительно предупредил, что мне надо сдавать на русском, но они были уже в курсе — с автошколы сказали. В классе сидел только инспектор из TüV и лежали планшеты. У него в системы были уже все данные, поэтому он попросил только показать ID и сказал, за какое место проходить. В общем… я почти не сдал. Набрал 8 баллов. Чуть-чуть… но чуть-чуть не считается, поэтому bestanden. На дворе уже конец мая...


7. Откатать практику. Я хотел начать кататься как можно раньше, но мне сказали, мол, студентов много сейчас, поэтому давай после того, как сдашь теорию. А сезон идёт… После того, как теорию я сдал, сразу сел на уши (точнее через свою коллегу из кадров) автошколе, что надо бы начать кататься. Молчание было лишь ответом. В итоге меня всё это задолбало, я собрал всю волю в кулак и позвонил им сам. Директор оказался не говорящим по-английски (а майн Дойч ист шлехт), но уже через 10 минут перезвонил его коллега, который по-английски говорил. Это оказался мой инструктор Клаус, как потом выяснилось, офигенный дядька. Договорились, что встретимся вечером в следующий вторник… на дворе было 17е июня. Соответственно, кататься я начал 21го. Думал, что откатаю эти 4 несчастных часа и всё ок. Но мне сказали, что контора (в которой я работаю) всё покрывает и катай, пока Клаус не скажет, что всё ОК. Откатал я в итоге не 4 часа, а больше 12. После чего, Клаус сказал ОК и записал меня на практический экзамен… 13 июля. Катать и сдавать, кстати, надо не на полуживом 200-кубовом мопеде, как в российской автошколе, а на вполне себе половозрелом моте. Особой популярностью в качестве школьных тут почему-то пользуется Honda CBF650. О том какие упражнения нужно делать и как — снял отдельное видео… Оно в конце поста, вместе с аудиоверсией данного рассказа.


8. Сдать практический экзамен. Утром 13го мы перегнали байк из гаража Клауса на площадку перед местным макдаком, откуда начинаются все экзаменационные маршруты. Сам экзамен был в районе 4 вечера, поэтому Клаус отвёз меня домой (за 22км), иначе я бы сдох на тридцатиградусной жаре в полном экипе (тоже, кстати, обязательное требование, никаких "только шлем"), обратно же меня десантировали друзья-коллеги. В тот день я был последний и единственный на А. В общем, экзаменатор, милый дядечка, сначала задаёт несколько вопросов из серии «как проверить глубину протектора», «как проверить поворотники» и так далее, после чего на меня надевают позорный жилет с надписью Fahrschule и вставляют в ухо наушник от рации. Я еду вперёд, а инструктор с инспектором едут на тачке сзади и командуют nach rechts, nach links, dritte Ausfahrt и так далее, притом связь односторонняя. Прикатываемся на неоживлённую улицу в промзоне, расставляем конусы и сдаём упражнения по выбору экзаменатора (всего 9, из них 4 обязательных и ещё 2 выбираются из остальных) и после этого катаем Prüfungsfahrt — зачётная поездка. Во время которой максимально корректно соблюдаем скоростной режим (тошнить 30 там, где можно 50 - это, к слову, некорректно), максимально картинно крутим башкой и максимально вежливо пропускаем пешиков и велосипедистов. В общем, сдал, без особых проблем, на моё счастье, они решили прогнать меня не по городку, а по окрестным деревням (кружок получился на 30км). Весь процесс занял около 50 минут.


9. Получить пластик. Для этого нужен термин (опять, ага) в ландратсамте. Хорошо, что именно в этот отдел (Führerscheinstelle) обычно народу немного и свободные термины были. На следующий день. В общем, 14 июля я стал счастливым обладателем немецких водительских прав. Наконец-то!


По времени: мучительно долго… 5 месяцев, притом, что учиться с нуля было не нужно. Тот, кто столкнётся с необходимостью замены, лучше начинать процесс сразу после прибытия.
По финансам: сколько пошлина за выдачу не помню, немного… Sehtest (у офтальмолога) — 120 евро, Erste Hilfe — 40 евро, базовый контракт с автошколой — 690 евро, дополнительные 10 часов езды — ещё 700 евро, экзамены в TüV — 170 евро. Вот вам и около 1800 евро. Хорошо, что практически все эти расходы возместили у работодателя.

В общем, пройдя через эти 9 кругов бюрократического ада и потратив 5 месяцев времени (держим в уме почти 2 куска евро), теперь совсем не хочется этих самых прав лишаться… а возможностей — море.


История не уникальна для категории А, но надо учитывать, что сдать теорию один раз и потом пойти сразу на В не получится - на каждую категорию есть блок специальных вопросов. Кроме того, при открытии новой категории в правах, считается, что вы вполне себе опытный водитель и требования на теоретическом экзамене будут выше (количество вопросов, например).


Мото

5.8K постов11.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Ваш комментарий будет скрыт / пост вынесен, а при повторах вы получите бан за:


• Грубое или провокационное общение (например, прямые пожелания смерти или увечий)

• Публикацию ДТП (исключение: авторский контент с описанием)

• Пропаганду нарушений закона

• Рекламу, в т.ч. рекламу другого сообщества (исключение: авторский контент с описанием)

• Флуд: повторяющиеся однотипные комментарии

• Оффтопик: посты (комментарии), не связанные с темой сообщества (поста)

• Политику


Подробнее о скрытии: https://help.pikabu.ru/article/55066


О флуде: мы не приветствуем заезженные шутки о смерти и оставляем за собой право регулировать атмосферу в сообществе, избавляя его от :


• баянистых шуток и шутников, что не понимают этого. Нет, картинка из южного парка в 100501й раз смешнее не стала. Мы любим чёрный юмор, но будьте оригинальны!

• комментариев и комментаторов, которые приходят чтобы сообщить что мы все умрём / разобьёмся и покалечимся. Мы в курсе.

• претензий не по адресу. Нет, нам не интересно, как вы ненавидите ночных гонщиков или прямотоки, если пост не об этом и у автора заводской глушитель. И да, многие мотоциклисты тоже не любят прямотоки.