ПОД МАСКОЙ МАСКА

Предисловие
Элону Маску посвящены тысячи статей и сотни интервью. Одни его считают гением, другие — просто успешным предпринимателем, третьи — выскочкой. Однако все это схоже с давним правилом торговли: «спрос рождает предложение». А спрос на гениев ныне схож с чувством жажды после длительного пребывания на солнцепеке. После смерти Стива Джобса в воздухе завис резонный вопрос: а кто следующий займет его место на пьедестале гения современности? Ответ был получен практически моментально. Элон Маск – мечтатель, романтик, ученый, изобретатель, светский лев и т.д. Идеальный кандидат! Благодаря этим регалиям, к слову, именно его личность стала прообразом Тони Старка — главного героя комиксов и фильмов о «Железном человеке». Именно поэтому редакция sciscore.com не смогла отказать себе в удовольствии — на предмет «жизни замечательных люде» — рассказать о становлении Маска как успешного ученого и предпринимателя.

Отмечу сразу, автору статьи в меньшей степени интересны интимные подробности его личной жизни, за которыми гоняются днем и ночью. Эта статья ставит перед собой другие задачи и определяется абсолютно иной целью. Итак, если нам по пути — добро пожаловать в «О дивный новый мир» (произведение Олдоса Хаксли с одноименным названием, прим. автора) Элона Маска.

Первые шаги
Будущая знаменитость, а пока уроженец Претории (ЮАР), двенадцатилетний Элон Макс зарабатывает свои первые 500$ от продажи «Blastar» — игры собственной разработки. Но это лишь «цветочки».

В 1995 году вместе со своим братом Кимбалом Маск основывает стартап «zip2». Компания производит программное обеспечение, позволяющее новостным изданиям размещать контент в сети и предлагать своим клиентам прочие платные сервисы. Спустя четыре года — в 1999 году — компания «zip2» приобретается Сompaq. Цена вопроса — 340 млн. долларов, однако доля Маска в компании составляла 7%, что составили прибыль в 20 млн. долларов к его 28 годам. Согласитесь, сумма достаточная, чтобы не тревожиться за свое будущее и почивать на лаврах, но… Этим же годом Маск представляет «X.com» — современную систему платежей через электронную почту. Уже в 2000 году компания слилась с Confinity, составной частью которой был сервис электронных платежей PayPal. Тем же годом из-за внутренних разногласий Маск был исключен из CEO, так как настаивал на бренде «PayPal». В итоге, проект заимел последнее название, но только после отставки Маска. Спустя два года (в 2002) после размещения акций на бирже, PayPal был куплен eBay за 1,5 млрд. долларов. На этот раз Маску достались 165 млн. долларов, позволяющие заниматься более амбициозными проектами.

SpaceX: добро пожаловать в DOOM?
В 2002 году Маск основывает первую частную «космическую» компанию — SpaceX. Традиционно — словно сюжет из мотивирующего фильма — в компанию никто не верил. И то верно, кто может тягаться с государственными космическими агентствами? Тем не менее, идея космических путешествий прочно засела в голове Маска. Потерпев три неудачи при запуске ракет и оказавшись на грани банкротства, Маск не отказывается от своих планов, совершая четвертую попытку. Именно ей суждено было стать судьбоносной, так как положительный результат принес компании контракт с NASA на 1,6 млрд. долларов, что стало настоящей сенсацией и историческим событием этой отрасли.

Контракт подразумевает 12 полетов на МКС силами SpaceX.

Ремарка: расходы Маска на запуск ракеты составили в среднем 400 млн. долларов. Разрабатывающаяся с 1995 года в России «Ангара» уже «съела» 7 млрд. «зеленых», но это не предел. Затраты NASA на производство космического корабля многоразового использования уже перевалили за 30 млрд. долларов! Это так, поразмышлять на сон грядущий.

Дальше — больше. В 2012 году SpaceX заявляет о планах по исследованию и колонизации Марса. «Безумная» идея была аргументирована Маском так:

«Астероид либо супервулкан может уничтожить нас, а вдобавок мы подвержены рискам, никогда и не снившимся динозаврам: искусственно созданный вирус, случайное появление микроскопической чёрной дыры в результате физического эксперимента, катастрофическое глобальное потепление, или какая-нибудь ещё неизвестная на сегодняшний день разрушающая технология может прекратить наше существование. На развитие человечества ушло миллионы лет, но за последние шестьдесят лет атомное оружие создало потенциал самоуничтожения. Раньше или позже наша жизнь должна будет выйти за пределы этого сине-зелёного шарика — или мы вымрем».

Для начала компания предлагает высадить 10-15 человек с необходимым грузом до 100 тонн, далее — колония расширяется до 80 тыс. представителей человеческой расы.

В такие моменты вспоминаешь об игре DOOM, сюжет которой завязан на описанных выше событиях. Однако игра игрой, а система транспортировки грузов и инновационный скафандр будут представлены уже к концу 2015 года.

Tesla Motors: долой петрократию или великая электрификация
Одно из негласных правил ведения бизнеса Маска: не брезгуй проектами, имеющими хоть малейшие шансы на успех. Движимый этим, Маск инвестирует 70 млн. долларов личных средств, и возглавляет совет директоров компании Tesla Motors. Откровенно говоря, идея создания массового электрокара не нова. Чего только стоит EV1 («Electrical Vehicle 1» от General Motors), совершивший революцию в автомобилестроении и покоривший множество автолюбителей. Однако его история закончилась трагично, а нам так и не было суждено радоваться экологически чистому транспорту. Рекомендую ознакомиться с интереснейшим фильмом «Кто убил электрокар?» Криса Пейна, дабы увидеть, какие мытарства ожидали и ожидают всякого производителя электрокаров. И здесь Маск не стоит за ценой. Tesla Roadster — первый автомобиль компании, что дался «потом-кровью», и, едва не забыл, большими деньгами.

В 2008 году видит свет первая партия Roadster.

«Куй железо не отходя от кассы»,— так хочется анонсировать Model S (седан премиум класса), о котором в Tesla заявили уже в 2009 году.

Спустя три года первая партия новых автомобилей поступила в продажу на территории США и была скоро распродана. Кстати, звание самого безопасного автомобиля 2013 года по системе рейтингов NHTSA носила именно Model S от Tesla Motors.

Прошлый же год запомнился всем поклонникам Tesla-Маска анонсом нового, уже полноприводного, электрокара Model S P85D, способного разгоняться до 100 км/час всего за 3,2 секунды.

А что же дальше? Tesla Model 3 , что будет иметь ценник в 35 тыс. долларов и увидит мир в 2016 году. Словом, доступность электрокаров Tesla возрастает; а мы надеемся на увеличение конкуренции, ведь ей впору изменить наше представление о качественном и экологически чистом транспорте.

SolarCity: навстречу солнцу
Занимая мысли и действия глобальным, Маск еще в далеком 2003 году инвестирует 10 млн. долларов от продажи PayPal в бизнес своих кузенов — проект SolarCity. К текущему дню это один из ведущих производителей солнечных батарей в мире. Стратегией продвижения компания выбрала модульные частные солнечные электростанции, идеально подходящие для удовлетворения потребностей в энергии домохозяйств и небольших организаций.

Стоит отметить, что SolarCity не продает солнечные панели и сопутствующее оборудование, а получает оплату за предоставленную её системами электроэнергию. Бесспорно грамотный и опасный «выпад» в сторону устоявшейся системы электропитания. Но, как мы успели заметить, именно это и заставляет Маска столь щедро расходовать личные ресурсы.

Hyperloop: пятый вид транспорта
И вновь, Маск не заставляет нас долго ожидать новостей. В сентябре 2012 он впервые упомянул о «Гиперпетле» — новом виде общественного транспорта. Его идея заключается в строительстве надземной магистрали в виде двух параллельных труб диаметром 2,2 метра. Внутри этих труб будут курсировать капсулы, вмещающие в себя 28 человек. За счёт низкого давления в трубах, аэродинамике и закачиванию воздуха, преодолеть расстояние в 550 км. будет возможно менее чем за полчаса(!).

На сегодня этот проект имеет формат Open source, позволяющий любому энтузиасту довести до ума представленную Маском концепцию. К сожалению, сейчас достаточно мало материала относительно тестирования и запуска этой системы, однако, равно прочим проектам, Маск обязательно утолит нашу жажду новой информацией.

Powelrall и Powerpack: очередные гвозди в гроб нефте-газодобывающих компаний
Совсем недавно компания Tesla Motors познакомила мир с аккумуляторной системой Tesla Energy, что пока включает в себя два продукта: Powerwall и Powerpack. Теперь подробнее.

Powerwall — батарея, натапливающая энергию от солнечных батарей или обычной электросети, позволяющая сделать жилище абсолютно автономным при отключении электричества. Сейчас эта линейка представлена двумя вариантами — емкостью 10 кВт·ч (цена: 3,5 тысячи $) и 7 кВт·ч (3 тысячи $)

Powerpack — корпоративное решение, включающее в себя набор аккумуляторных блоков на 100 кВт·ч, что возможно объединить в систему на 10 МВт·ч.

Уже сейчас Tesla активно принимает предзаказ на данные модели, а первые хозяева Powerwall завладеют новомодными вещицами уже летом 2015 года.

Выпуск Powerpack планируется в 2016 году, после окончания постройки мегазавода в Неваде. Мимоходом дополню: главным партнером Tesla Energy в этом направлении выступит SolarCity. Опять же, хорошая пища для ума.

Под маской
Так уж хитро устроен мир: на смену одним гениям всегда приходят другие. Создается впечатление, что Вселенной жизненно необходимо «впрыскивать» нестандартные идеи и решения в массы по средствам подобных личностей-трансляторов. Признаюсь, такое «правило» наводит на самые позитивные мысли.

Остался вопрос: какие цели на самом деле скрыты под маской Маска? Очевидно, его деятельность уже изменила наше представление об электромобилях, перспективах солнечной энергии, новых видах транспорта и дала надежу на доступные межпланетные перелеты. Можно сказать, что Маск создает собственную империю – империю свободной и чистой энергии. Здесь возможен упрек: он попросту решил перераспределить денежные потоки о