Почему взрываются автомобили с ГБО?

Раньше я не сильно интересовался установкой газобалонного оборудования. Как-то мельком пришлось когда-то давно поработать на газели на газу и всё. Сейчас же подорожавший до 47 рублей за литр 95 бензин вынудил оторвать свою задницу от дивана и заняться переоборудованием. Скажу сразу - оформлять я решил всё по закону, чтоб не давать повода доблестным гаишникам требовать взятку под страхом аннулирования регистрации авто. К сожалению, квест достаточно сложный, посетить технадзор и ГИБДД придётся не раз. Но речь пойдёт не об этом, если будет нужно, я напишу об этом потом пост. Речь пойдёт о том, почему машины взрываются. Когда начинаешь разговор об установке газа со среднестатистическим автолюбителем начинаются возгласы "Да ты что, опасно, рванёт, бомба на колёсах! Я никогда себе не поставлю." Почему у людей вырабатываются такие стереотипы? Да потому, что машины на газу действительно взлетают на воздух, хоть и нечасто.

Почему взрываются автомобили с ГБО? Газовое оборудование, Безопасность, Экономия, Авто, Длиннопост

На самом деле, газобалонное оборудование не опаснее, чем машина на бензине, но при условии правильного монтажа. Устройство не такое уж и сложное. Баллон, мультиклапан, редуктор, датчик давления, форсунки и мозги. Итак, главная причина трагедий давление в баллоне становится выше, чем могут выдержать его стенки, хоть они и толстые, иногда аж целых 3 миллиметра. Дело в том, что сжиженный газ при нагреве имеет свойство расширяться. Поэтому нельзя в целях безопасности заполнять баллон более 80% его объёма. Грубо говоря, в 42 литровый баллон нельзя лить больше 34 литров, чтоб машину можно было безопасно оставить на парковке на солнышке где-нибудь в Краснодаре, когда в тени +45. За это отвечает мультиклапан:

Почему взрываются автомобили с ГБО? Газовое оборудование, Безопасность, Экономия, Авто, Длиннопост

Поплавок действует так же, как и поплавок в бачке унитаза - как только уровень жидкости поднялся до нужной отметки, клапан перекрывается. Под каждый объём и форму баллона ставится своя модель мультиклапана. Если у вас баллон с радиусом круглой части 200 миллиметров, то и ставить надо 200 клапан. По факту же, установщики ГБО имеют на складе кучу видов баллонов и одну модель мультиклапана. Скажем, 315, расчитанную на 130 литровый газелевский бак. Естественно, в 40 литровый баллон такая штанга не залезет. Что делают газовики? Они подгибают её, укорачивают или просто выбрасывают к чертям собачьим. Естественно, в первых двух случаях никто не будет проверять, на каком уровне срабатывает отсечка. Приводит это к тому, что баллон заполняется под завязку, а когда на улице становится жарче, давление повышается. Куда ему деваться? А некуда. И баллон начинает расширяться. На этот случай, в мультиклапане предусмотрен аварийный сброс. Все пользовались скороваркой? Если давление становится критическим, открывается клапан и из вашей кастрюли хреначит струя перегретого пара. Такой же клапан есть и в системах газового оборудования. Обязательное условие - вентиляция должна идти на улицу. В случае с монтажом тороидального баллона в нишу запасного колеса там сверлится коронкой дырка, через которую на улицу выходит пластиковая труба. Примерно как на картинке.

Почему взрываются автомобили с ГБО? Газовое оборудование, Безопасность, Экономия, Авто, Длиннопост

Не все хотят дырявить кузов. Некоторые же вообще считают, что при утечке они не почувствуют запах газа, так что лучше пусть идёт в салон. Однако аварийный клапан не начинает травить потихоньку. Его практически срывает. Вспомните, что происходит со скороваркой. Я не нашёл в инете фото скороварки из которой хреначит пар. Видимо людям в такие моменты не до фотографирования. Сработавший аварийный клапан выпускает газ тугой струёй, как если открыть воду в ванной на полную. В случае, если вентиляция не выведена наружу, этот газ окажется в закрытом пространстве, смешается с воздухом и достаточно будет малейшей искры. Например, когда водитель в панике нажмёт кнопку открытия багажника, которая подаст напряжение на сервопривод замка. Хлоп - и новый сюжет в новостях. Хлоп - и вводят новые поборы, усложняют регистрацию и открываю новые лаборатории, которые занимаются узаконенными поборами даже не глядя на тачку, штампуя типовые заключения пачками так же, как сейчас машины проходят техосмотр, только цена раз в 10 выше. Хлоп - и начальство заставляет гаишников устроить рейд, в рамках которого будут полгода кошмарить ГБОшников, а в фирмы по установке газа выстроятся очереди на демонтаж оборудования. Что мы имеем по факту?


Главная причина - переполнение баллона с последующим выходом из него газа. Целые регионы ездят ездят без поплавков.


Куча такси ставят ГБО в гаражах и башляют гайцам по 500 рублей при каждой остановке, которым пофигу, правильно ли всё установлено или нет. К сожалению, у нас многие плюют на качество работы. Если уж в роскосмосе ставят датчики кверху ногами, после чего на взлёте падают ракеты стоимостью десятки миллионов долларов, то хрен ли вы вообще хотите от частников, проверять которых будут лишь после того как случится непоправимое? Так и живём, от провалившегося асфальта до сгоревшего торгового центра. Даже добропорядочные граждане сделав всё в конторе имеющей лицензию сами того не зная могут иметь в своём 40 литровом баллоне неотрегулированный завязанный в узел поплавок от газелевской бочки. Конторе главное чтобы он там был, чтоб экспертиза после того как машина превратилась в кусок рваного металла обнаружила его наличие, чтоб не лишили лицензии и не завели уголовное дело на директора и установщика, свалив на владельца, который не делал положенную поверку баллона раз в 2 года, вот он и того, а то что циферки другие, да кого это волнует. Касаемо баллонов. В докрымнашенские времена были прекрасные польские баллоны. Из отличной стали, прочные, лёгкие, аккуратно выполненные и с ровными швами наложенными роботом в аргонной среде, стоили около двух тысяч рублей. Отечественные вообще никто не ставил. Но курс евро и санкции сильно поменяли рынок. Сейчас же в продаже баллоны из Белоруссии и севастопольские (привет крымнаш) по 6-7 тысяч рублей. Они имеют сертификаты и паспорта положенного образца евразийского союза, но качество сварки будто варил похмельный слесарь из ЖЭКа электродом трёшкой, насрав брызгами по всему баллону, нахреначив кривой шов, и даже не почистив шлак железной щёткой его покрасили порошковой краской, где фланец под мультиклапан даже по отверстиям не совпадает, приходится их пересверливать.

Почему взрываются автомобили с ГБО? Газовое оборудование, Безопасность, Экономия, Авто, Длиннопост

Стоит ли ставить ГБО? Однозначно, стоит. Конечно, соотношение стоимости бензина к газу не как в начале двухтысячных, когда бенз стоил 10 рублей, а газ 2. Но даже заправляя газ по 27 рублей езда на машине обходится куда дешевле, чем на бензине по 47. На газу мотор работает мягче, меньше вибраций на руле. Машина не теряет в динамике (а если вы ни разу не мыли форсунки за 100 тысяч километров пробега то даже прибавляет), газ горит чище, чем бензин, это можно оценить по цвету моторного масла, которое пачкается по большей части от прорывающихся через компрессионные кольца газов. Есть и отрицательные моменты, связанные с тем что газ дольше и горячее горит, чем бензин, но разработчики ГБО не дураки и учли эти моменты. Правильно настроенное ГБО не вредит мотору и способно работать сотни тысяч километров, накатывающие перед продажей 300-400 тысяч на газу таксишные солярисы тому лучшее доказательство. Что касается безопасности - то тут приходится контролировать работу установщиков. В противном случае, вся надежда на толстые стенки баллона, прохладную погоду и "ну ты эта, не ссы, больше чем на штукарь не заправляйся и всё нормально будет, чо ты как этот в самом деле!"