Почему все переключились с Ашана на Пятерочку

Почему все переключились с Ашана на Пятерочку Маркетинг, Боги маркетинга, Ритейл, Магазин, Длиннопост

Привет, меня зовут Настя и в свободное время я хожу по продуктовым магазинам (сейчас с этим тяжко, поэтому занимаюсь экспериментами и сравниваю разные доставки продуктов). Вот такое у меня увлечение, люблю отмечать различные маркетинговые ходы. На фото кстати объявление или призыв к действию (?) немецкого хард дискаунтера Netto о сокращении использования упакованных фруктов и овощей - «голая правда: у нас есть фрукты и овощи без упаковки» ну или как-то так. Сразу привлекает внимание, не так ли?)


Вообще хотела обсудить вопрос форматов магазинов, потому что для рядового покупателя, все, где есть самообслуживание - супермаркет, а если это очень большой супермаркет, до которого обычно нужно добираться - гипермаркет. Но на самом деле все не так просто.


Существует несколько основных форматов продуктовых магазинов:

- Магазин у дома - это такие как Пятерочка, Дикси, Магнит. Также их называют дискаунтерами или convenience store. В Японии их так и называют - комбини. Обычно отличаются тем, что имеют небольшую площадь, несколько касс и довольно узкий ассортимент: по большей части продукты питания по 3-5 наименований в категории и совсем немного непродовольственных товаров первой необходимости;

- Супермаркет - магазин больший по площади, касс уже больше 5 (но это не значит, что все они будут открыты), а ассортимент уже значительно шире - на одну категорию может быть боле 5 наименований. Классический пример - Перекресток, Билла, Магнолия, Азбука вкуса;

- Гипермаркет - магазин с очень большой площадью и очень широким ассортиментом, в нем можно найти все от лопаты до молока. Классика это Ашан, Глобус, Лента;

- Хард дискаунтеры - магазины с минимумом оформления торгового зала и довольно узким ассортиментом с очень дешевыми товарами - из сетевых это Светофор, например;

- Специализированные магазины - говорят сами за себя - это магазины, которые специализируются на какой-то макрокатегории - например, мясной магазин, молочный, пекарни и так далее;


На самом деле форматы магазина в глазах владельцев и в глазах покупателей могут значительно отличаться. Особенно это выражается, когда у одной сети есть несколько форматов, как у Магнита и Ашана. У них есть и магазины и у дома, и супермаркеты, и гипермаркеты - легко запутаться, а от этого зависит средний чек. Ведь в супермаркете мы покупаем лишь необходимое, а в гипермаркет едем закупиться.


Такая неразбериха была с Каруселью - это гипермаркет. Если вы там были, то наверняка замечали, что по площади это обычно не такой большой магазин, но при этом с довольно широким ассортиментом. Еще один момент - они часто расположены в торговых центрах, что больше похоже на супермаркет. Видимо, формат изжил себя и Карусели постепенно заменяют новым форматом Перекрёстка.


Опять новый формат?! Да, сейчас форматы изменяются уже в другую сторону - люди уходят от значимости цены в сторону поиска впечатлений, поэтому ритейлеры всячески пытаются привлечь нас убранством магазина, дизайнерскими решениями, интерактивными элементами и зонами отдыха. То, что пытался сделать Ашан и что круто получилось у Глобуса.


Еще один тренд на рынке - это переключение от гипермаркетов на магазины у дома - людей уже не так привлекают низкие цены гипермаркетов, когда намного проще купить самое необходимое на пару дней, чем тратить время на дорогу. Плюс ко всему магазины у дома значительно поменялись в последнее время, в особенности - новый формат Пятерочки.


Хотя кто знает, что будет сейчас, грядет новый кризис и возможно гипермаркеты снова отвоюют свою долю - как раз это произошло в моменты массовой истерии, когда люде ринулись запасаться продуктами длительного хранения. А х5 вовремя запускает хард дискаунтеры, обещают открыть к ноябрю первые пилотные точки.


Если вам интересно такое - больше найдёте у меня на странице в ИГ Research4youu