Почему у геймдизайнеров и программистов обычно невысокий социальный статус – версия американских журналистов.

Мэтт Бёрнс написал о ситуации, случившейся в школе его сына на прошлой неделе, которая могла произойти почти где угодно в США. Школа организовала день профориентации, и его семилетний сын сказал своим учителям, что хотел бы стать разработчиком видеоигр. В ответ один из учителей стал убеждать мальчика отказаться от своей цели, он заявил, что ребёнок должен думать о настоящей работе.
К сожалению, такое происходит чаще, чем хотелось бы. Работники творческой сферы в Америке — от креативщиков до учёных и программистов — не имеют такого социального статуса, который является типичным для других профессий. Все любят предпринимательство, но, видимо, мало кто хочет видеть своих детей или родню в этой отрасли, даже в самом центре области залива Сан-Франциско (местонахождение Кремниевой долины, — прим. Newочём).
Креативность — это хобби или профессия?
Казалось бы, креативная экономика занимает лидирующие позиции, и эксперты говорят нам лелеять творческие таланты наших детей, чтобы мы помогли им в гонке против автоматизации на рынке труда. Потом мы смотрим на средние школы в Америке и видим, что внимание уделяется всему, кроме процесса создания. Уроки труда, художественные студии, электронные мастерские и студенческие газеты исчезают, а изучение информатики на более высоком уровне больше не входит в учебный план классов с углубленным изучением отдельных предметов.
Существует целая куча чисто логических причин, почему эти изменения находятся на стадии реализации. Сокращения бюджета потрясли школы по всей стране, а из-за того что базовым предметам уделяют больше внимания на итоговом тестировании, учителя вынуждены ставить им больше часов в ущерб творческим урокам.
Однако то, что люди всё ещё не самого высокого мнения о тех, кто создает, нельзя объяснить только этими причинами. Достаточно лишь немного углубиться в нашу культуру, чтобы увидеть предрассудки против "создателей". Например, взгляните на американское телевидение. У них есть десятки сериалов о врачах, полицейских и юристах за все эти годы, но сколько из них о "создателях"? Кремниевая долина получила две пародии и комедийный сериал «Теория большого взрыва» — благожелательный к ботаникам и достаточно смешной, но который, кажется, играет на самых худших стереотипах о них.
Американское телевидение показывает стойкую пропасть между креативностью как хобби и креативностью как работой. Когда креативности находится место в школьных учебных планах, учителя и дирекция относятся к этому с радостью, однако стоит ученику пожелать заняться тем, что ему нравится в качестве профессии, поддержка сразу куда-то улетучивается. Если вы этому не верите, то попробуйте навестить центры организации и планирования карьеры в средних школах или даже университетах. Мыслители годами настаивали, что мы должны перестать вешать на людей с определёнными профессиями ярлыки и вместо этого «создавать свои собственные профессии». Но стоит вам попытаться претворить этот завет в реальность, и вы получите список профессий типа инвестиционного посредничества или управленческого консалтинга.
Креативность и риск
Наше общество очень предвзято относится к работе, которая подразумевает любой тип риска. Неуверенность в экономической стабильности, возникшая из-за резких изменений в мировой экономике, поощряет еще больший консерватизм в вопросах карьеры именно тогда, когда мы должны стремиться быть более изобретательными. Фактически сейчас самое лучшее время для развития и запуска продуктов через Интернет, но общий экономический страх парализует общество, которое предпочитает только самые безопасные варианты.
Когда учитель говорит «получи настоящую профессию», то это действительно, о чем они говорят. Право, бухгалтерия и медицина считаются безопасными, поскольку они, казалось бы, стойкие к превратностям рынка труда. Люди всегда будут болеть, несмотря на экономическую конъюнктуру, и компании постоянно будут должны считать свой балансовый отчет.
Честно говоря, эти изменения в экономике пришли настолько быстро, что социальному положению пока остается полностью осознавать насколько Интернет разрушил некоторые профессии. Например, право до сих пор искренне советуют в качестве рода деятельности, несмотря на огромный коллапс на рынке труда в этой профессии со времен экономического кризиса.
Даже Кремниевая долина последовала за этой пропастью между любителями и профессионалами. Средства для создания больше не стоят дорого и не принадлежат элите; ими могут пользоваться все, и только некоторые почувствуют потерю в своем кошельке. Каждый может писать музыку, опубликовать роман или статью или написать кусок кода. Даже печать 3D понизила барьеры для создания своих собственных физических объектов и ожидается, что в следующие годы она станет более доступной.
Однако в то время, как мы облегчаем доступ к средствам, строительство карьеры не стало проще. Почти все креативные рынки является тем, что специалисты по экономике труда называют «турнирной моделью» — когда шансы выигрыша малы, но выигрыш является огромным, если ты можешь достичь вершины профессии.
В своих странах топ-музыканты — это крупные миллионеры; то же касается и топ-дизайнеров и программистов. Но выигрыш распределен неравномерно, и даже средний музыкант или разработчик видеоигр вероятно должен принять то, что его работа — это скорее увлечение, чем профессия.
Изменение восприятия и риска
Мы должны рассматривать это в двух направлениях. Во-первых, нужно развивать больше ролевых моделей, чем показывать как быть создателем и как эта работа полностью возможна и даже теоретически может приносить доход. Наша экономика очень сильно изменилась и старые правила больше не используются как раньше. Нам нужны примеры, на которые могут указывать студенты и даже родители, чтобы чувствовать себя спокойно в своем выборе рода деятельности.
Во-вторых (и это самое важное), мы должны направлять риск этих профессий прямо в лоб. Мы уже частично сделали это благодаря краудфандингу, предоставляя способ заработать стартовый капитал через такие сайты, как Kickstarter и Indiegogo. Однако мы все же должны создать механизмы для минимизации риска со временем. Как мы можем создать больше рыночной устойчивости для креативных индустрий? Сервисы для подписки как Patreon и Bandcamp являются отличным шагом вперед, но их может быть создано намного больше.
Общество не находится на стадии изменения его подхода к риску, но мы можем сменить как и восприятие, так и настоящий риск творческой профессии. Ни один ребенок даже не должен услышать, что быть создателем — это «не настоящая работа», когда наша экономика не только поддерживает, но и отчаянно требует больше креативности.