10031

Почему так дёшево?2

Всем привет! Я уже больше года веду страницу в одной известной соцсети про различные маркетинговые уловки, принцип работы супермаркетов «изнутри» - раньше я работала в маркетинговом агентстве GFK.

В комментариях один раз обмолвилась и многие выразили интерес. Поэтому решила попробовать поделиться информацией и на Пикабу.


Сегодня хочу рассказать про СТМ (собственные торговые марки) и товары первой цены.


Недавно заметила в Ашане появление вкладышей на ценниках с пометками «новинка», «акция», «кэшбек» и другими, среди которых был «первая цена», что меня несколько удивило, потому что это скорее какой-то внутренний термин, чем то, что понятно рядовому покупателю.


Опрос знакомых показал, что действительно многие не знают, что это значит. На самом деле все на поверхности: товар первой цены это то, что дешевле всего на полке в категории (Категория - совокупность товаров). То есть, например, самая дешёвая консервированная кукуруза. Чаще всего товаром первой цены выступает СТМ, то есть собственная торговая марка сети. Например, «Каждый день» в Ашане, «365 дней» в Ленте и другие подобные.


СТМ чаще всего производится другими производителями по заказу самой сети. Производителя можно увидеть на обратной стороне упаковки, там же мы увидим сноску «изготовлено специально для *назвние_сети*. Производители могут быть разные, что может несколько сказаться на вкусе и внешнем виде продукта. Производитель может быть как какой-то малоизвестный (как любят во Вкусвилле), так и известный всем бренд (на Пикабу как-то заметили, что в Ленте кукурузу «Лента» производит Бондюэль. Они же производят и кукурузу «Globus». Все на одном заводе, но качество сырья отличается, что сказывается и на вкусе и внешнем виде зёрен.


Понятие товара первой цены бывает не только в продуктовых магазинах, недавно я хотела купить леггинсы в Спортмастере, но на кассе оказалось, что на них нельзя было списать бонусные баллы, как думаете, почему? Верно, они были первые по цене. Зачастую цена настолько низкая, что на них просто невыгодно делать акции и скидки. И на чем же тогда сеть зарабатывает?


1. Отсутствие расходов на рекламу и маркетинг: многие знают бренд и сеть может использовать собственные ресурсы для продвижения;

2. Товар произведёт под заказ самой сети и в цене отсутствует наценка магазина, как происходит с брендированным товаром;

3. Объём продаж. Если товар самый дешёвый - привлекает большое количество людей, мелкий бизнес, таким образом небольшая маржа компенсируется большим количеством проданного товара.


Может ли известный бренд быть дешевле, чем СТМ? Да: например, по акции 2 по цене 1. А также СТМ может быть в разном ценовом сегменте. На примере METRO:

📍 ARO и Fine Life - низший ценовой сегмент;

📍 Rioba покрывает все категории товаров для кафе и баров. Готова поспорить, вы не раз пили кофе из их стаканчиков;

📍 Sigma - офисная и канцелярская продукция.

📍 Metro Chef и Metro Professional — для гостиничного, ресторанного и гастрономического бизнеса;

📍 Metro Premium - товары с профессиональной рецептурой и упаковкой для соответствующего ценового сегмента.


Собственную марку сети легко отличить по тому, что под одним и тем же брендом продают товары из совсем разных категорий: как в Ашане «Каждый день» это и корм для кошек, и молоко, и очиститель для стекол. Но бывает и «скрытый» СТМ, когда с первого взгляда сложно понять, что это собственная марка: у товара есть название, не связанное с названием сети, оригинальный дизайн упаковки и он представлен в ограниченном числе категорий или только один товар, ну и продается только в конкретной сети (или во всех форматах, как например в х5 retail group - в пятёрочке, перекрёстке и карусели) Как пример - «сладкий» бренд «Шарлиз» в Х5: это вафли, зефир суфле, ореховая паста.

Если вы дочитали это до конца: спасибо! Надеюсь, информация была полезной и интересной.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
0
Автор поста оценил этот комментарий

ГФК унылая хрень, которая сводит графики и с умным видом продаёт) Чтобы понимать суть, в том числе и "Первой цены", надо работе в гипере и не продавцом, так что пост скорее FYI, чем что-то полезное.

раскрыть ветку (9)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Что вы про GFK знаете, раз так пишете?))

Пост рассчитан на рядового покупателя, а не эксперта или маркетолога, это ослу понятно

раскрыть ветку (8)
0
Автор поста оценил этот комментарий

а скажите почему в регулярных отчетах GFk часто меняются прошлые показатели?

а еще почему такая весьма специфическая структура?

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Как и у производителей данные «живые»


У производителей бывают возвраты, корректировки, нам часто присылали отгрузки с изменёнными данными


У GFK же, конкретно в случае с панелью домохозяйств, возможно добавление, например, нового штрих-кода в базу и подгрузка ретроспективных данных, исправление каких-то ошибок человеческого характера (Потребитель вбил неправильно цену/вес за упаковку/задвоение), но обычно изменения не более 1% и не должны меняться.


Ещё в 2018 году увеличили выборку в 2 раза, было 10 тыс, стало 20 тыс, соответственно произошли изменения во взвешивании данных и могли какие-то цифры скорректироваться. В том, что данные меняются нет ничего плохого) но многие клиенты воспринимают это в штыки

раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий

>что данные меняются нет ничего плохого)

канешн, доля по  рынку была 20% стала 15% и у руководства галаза становятся такие добрые-добрые....

это правда не продукты и вообще не панель ДХ, но в ней тоже весело бывает

раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий

По не-FMCG не могу подсказать)

все можно узнать, спрашивайте у менеджера, должны ответить четко почему изменилось. Там что угодно может быть от объяснимых причин до человеческого фактора

0
Автор поста оценил этот комментарий

Вы хотя бы рынок назовите, может и подскажем причины, уважаемая ТС тут не единственный ex-Gfk)


P.S. @lakris, привет из DP)

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Привет!)

0
Автор поста оценил этот комментарий

потребительская электроника. Да причины известны - пересчитали, добавили/убрали из панели, просто странно  что так со статистикой крутить можно

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так в конечном итоге данные стали лучше)

А что у вас за компания? Вдруг коллеги 😅

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку