348

Почему S.T.A.L.K.E.R. до сих пор живой/История моддинга

В этом году Сталкеру исполнилось 16 лет, но при этом проект до сих пор жив. И не столько благодаря официальному анонсу 2 части, который лишь раздул интерес вокруг франшизы. Настоящей поддержкой игры на протяжении такого времени является моддинг.

О нём и пойдёт речь, точнее о периоде с 2007 по 2014 год. А именно о том, как фанаты самолично смогли выходить и не дать умереть такой игре, как Stalker.

Начну, пожалуй, с самого начала. Как только фанатам позволили делать моды, они этим и занялись.

2007 год, выход первой игры

Тут стоит упомянуть команду модеров, которые сделали первый знаковый мод — AMK. Название складывается по первым буквам имен основателей команды. Он не был чем-то глобальным, даже по меркам тех лет, скорее просто фиксил то, что разрабы не смогли. Но, впоследствии, команда росла, и сам мод тоже рос. Вплоть до версии 1.3 - 1.4.1, самые популярные на данный момент.

AMK 1.4.1

В то же время на сцену врывается и такой известный сейчас мод, как New Level Changer (NLC). Ставший на тот момент лишь аддоном к AMK. Он добавлял 12 новых переходов, которые открывались после поиска документов; менял растительность; добавил детектор.

New Level Changer 5.03

Но это длилось недолго. В 2010 AMK раскололись на 2 организации, впоследствии закрывшиеся. Они оставили после себя лишь билды.

Также, в 2007 появился автор под ником DEXXX. Он впервые продемонстрировал интернету OGSM. Тогда мод лишь улучшал игру. И это объединяет его с двумя предыдущими — они все не трогали сюжет, а лишь правили геймплей.

А вот кто точно навел суеты, так это парни из BALHASH BROTHERS TEAM. Они сделали «Зону поражения». Мод, конечно менял сюжет, даже была одноголосая озвучка. Хотя по своей сути, это была пародия на DOOM 3 с отстрелом живности по Зоне.

Зона поражения

2008 год

А вот Новый год фанаты встретили с лихвой. Во-первых, они получили свой первый зимний мод, который так и назывался Winter Mod. Но это не так важно.

Помимо вышесказанного, 2008 отметился обновлением NLC до версии 3.03, AMK до 1.4, а в последствии 1.4.1. OGSM обзавелся аддоном — OGSE, который впоследствии переплюнет своего старшего брата. Но об этом чуть позже.

Небольшое отступление

В январе 2008 года от разработчиков Lost Alpha (одного из самых известных модов в настоящее время) вышел еще один релиз. Я думаю, трудно сейчас найти человека, который не слышал о Lost Alpha. Но его создатели начинали с глобального сюжетного мода, который был посвящен похождениям лейтенанта Прибоя Слипченко.

«Дезодор», главный разработчик, задумал такой проект еще до выхода Тени Чернобыля. Вместе со своим другом с ником «Прибой». Последний очень увлекался военной тематикой. И вместе они начали писать сюжет о солдате, который был послан в Зону для расследования серии странных происшествий.

Но в апреле 2007 года «Прибой» погиб. Есть предположительная информация о том, что он погиб в ДТП.

Чуть позже, на одном из сталкерских фан-сайтов появилась идея о глобальном моде, главным героем которого выступит военный. И тут «Дезодор» подумал, что это хороший повод достать наработки. После чего над историей «Прибоя» начали работать уже 4 человека.

А 28 января 2008 года этот мод стал доступен для игроков.

Продолжение

А теперь давайте вернемся к основной истории. На дворе — лето 2008.

Середина года уже успела отметиться. Во-первых, выпустили вторую часть Зоны поражения: Ответный удар. В дальнейшем, правда, планировалась и 3 часть, но что-то пошло не так, мод попал в разряд долгостроев и тихо умер к 2010 году.

Зона поражения 2: Ответный удар

Сделаем небольшой скачок в 30 августа. В эту дату вышел первый оружейный мод под названием Arsenal mod. Название, конечно, говорит само за себя. Но, между, прочим, начинка из 125 новых пушек, модификаций в виде нового звука, худа. Для того года это было что-то с чем-то.

Забыл упомянуть, что до Арсенала, 22 августа завезли на полки магазинов Чистое небо. Но о нем не буду, все-таки самая нелюбимая часть.

Arsenal Mod

2009 год

2009 был не таким насыщенным. Моды можно было по пальцам одной руки пересчитать. Так что за целый год мы увидели лишь Обреченный город, Complete 2009 и OGSE.

Обреченный город. Его разработчики действительно постарались. Они переработали Зону. Буквально, это теперь другое место, чуть глубже в России. Вот только судьба у мода грустная. GS (разработчикам Сталкера) не очень нравилась такая ситуация. А дальше угроза судом. Конечно, это все слухи, но авторы мода на территорию Зоны больше не ступали.

Обречённый город

OGSE. В 2009 он наконец обогнал своего собрата OGSM.

OGSE 0.6.9.3

Stalker Complete 2009, который можно было считать первым масштабным графическим модом на тот момент. Довольно долго между этим модом и LURK, точилась эдакая конкуренция. Но, последний вышел в 2010 и уступил Complete. Впрочем, оба этих мода все-таки запомнились сообществом. Позже Complete вышел и для Чистого неба и для Зова припяти.

S.T.A.L.K.E.R. Complete 2009

Народная солянка. В 2009, помимо всех перечисленных модов, родилось еще и это творение. Ну, правда, первая версия. Свое она в 2010 еще урвет. А потом только продолжит расти, как самый здоровый мод. Однако, критику тоже свою словит, но это уже не так важно.

S.T.A.L.K.E.R "НАродная солянка 2009"

2010 год

Lost World. Первая версия вышла в начале года, точную дату я не нашел. Впрочем, внимание привлекла больше третья версия, которая вышла 4 июня 2010.

Сразу за ним последовал CONDEMNED, вышедший 29 июля. REQUITAL стал последней частью, вышедшей в 10 году, перед самым его концом, 25 декабря. Но он не был последним в серии, после него вышло еще минимум 3 проекта.

Lost World Condemned

Lost World Requital

Еще одним знаковым событием в 2010 стал релиз 23 ноября модификации NLC 6. Данное творение вызвало настоящий бум. И разделило сообщество на тех, кому понравился псевдореализм модификации и тех, кто привык к более аркадному геймплею.

NLC 6 Начало Торрент Скачать моды для STALKER…

Но звания самого популярного мода 2010 удосужилась неоднозначная Народная Солянка, релиз которой состоялся 24 августа. В одних сталкерских кругах ее обожают, а в других всем сердцем и душой ненавидят. До сих пор люди в интернете спорят, была ли она шедевральной и какая солянка все же лучше.

Народная Солянка 2010

Даже Sigerous 4.10, вышедший 13 декабря, проиграл в борьбе за симпатию. Впрочем, Sigerous обрела популярность исключительно на платформе Зова Припяти.

2011-2012 года

Немного позже появляются и такие гиганты, как Тайные Тропы 2, ранние версии SGM. Подробно рассматривать каждый подобный мод не буду, на это уйдет очень много времени. Просто скажу, что в период с 2011 по 2012 года, моддинг сильно крепчал, и появилось множество культовых и интересных даже на сегодняшний день проектов.

Это своего рода переломный момент для комьюнити, когда качество модостроя устремилось ввысь. Вышел тот самый AtmosFear 3, используемый до сих пор в современных модификациях. Появилась единственная и неповторимая версия SGM 2.2. Появился OGSM 1.8 Community Edition для Чистого неба. Он вышел аж в 2012 году, а занимает 5 место среди всех существующих проектов.

Ничего не предвещает беды, все идет стабильно, но тут появляется она – Возвращение шрама 1. Да, первая часть может быть и была не идеальна. Однако, все-таки, она имела какую-никакую адекватность и отсутствие васянства. Но, забегая далеко наперед мы знаем, что у тайтла вышло продолжение. И…лучше бы все закончилось на первой части.

Возвращение Шрама

Завершает 2012 год глобальная модификация Смерть вопреки. Проект, который в будущем разрастется до 4 самостоятельных дополнений. И кстати, данный мод является первым крупным и серьезным аддоном для платформы Зов Припяти. Сюжетом здесь можно действительно насладиться, а имеющиеся механики разнообразят геймплей.

Смерти вопреки. В центре чертовщины

Конечно, все оценивается в пределах тех времен, а поэтому в настоящий момент, ваше мнение о подобных проектах может быть совсем иным.

2013 год.

Мы вновь подошли к просто ошеломительному моменту в Сталкерском модострое. Ведь наступает золотой, по моему мнению, год. Выходят такие гиганты, как Упавшая звезда, Долина Шорохов, OLR, MISERY, Ф.О.Т.О.Г.А.Ф и куча других аддонов.

Что самое интересное, так это то, что во все перечисленные проекты до сих пор играют. Ведь Упавшая звезда имеет продолжение, а также ремейк первой части. Для Долины Шорохов портирован GUNSLINGER. OLR является самой лучшей модификацией в плане возвращения того самого олдскульного Сталкера. А MISERY вообще сломал планку и вырос в нечто под названием Dead Air. Правда, это хоть и косвенно, но все же. Если говорить про Фотографа, то с ним ничего не случилось, но ему и так ничего не мешает оставаться на плаву и быть всегда на слуху.

2013 год вдохнул новое дыхание в моддинг. Это движение подхватил и всеми любимый 2014.

2014 год.

На самом деле, вещь поистине удивительная. Новой части игры не было с 2009 года, а в ближайшем будущем даже и не планировалось. Но, при этом, модострой каким-то образом переродился и создал под собой плотный фундамент, дабы развиваться и шагать дальше. Именно это течение дало жизнь новым проектам.

Например, паку под названием Shoker Weapon Mod. Это глобальная оружейная модификация, главные особенности которой – изменение оригинального оружия и добавление нового. Обновленная схема установки различных аддонов на оружие. А также такие особенности, как ноги от первого лица, 3D гильзы, динамическая экипировка для NPC и многое другое. Жаль, но пак так и не прижился в моддинге. Вместо него авторы своих проектов использовали другие модификации, но об этом позже.

Shoker Weapon Mod 2.1

Те, кто вкурсе о моддинге, знают на чем я сейчас остановлюсь. Модификация Lost Alpha. Та самая легенда, которая вышла аж 9 лет назад. Этот проект сам по себе уникален и своеобразен. Он полностью прижился в комьюнити, как один из культов модостроя. В целом, сюжет Сталкера Lost Alpha — это другой взгляд на сюжет Тени Чернобыля. Очень много знакомых моментов, правда, по мере развития событий, сюжет все больше и больше отдаляется от ТЧ.

Lost Alpha

Далее выходит Oblivion Lost Remake 2.5. Если сравнивать Lost Alpha и OLR, то в ключе большего олдскула я бы предпочел второй вариант.

Также стоит упомянуть Путь во мгле, для многих он стал одним из любимых модов в контексте сюжета. Помимо него здесь появились новые анимации и локации. Оружейным паком, на тот момент, он похвастаться не мог, да и графика оставалась на прежнем уровне.

Путь во мгле

Период времени с 2013 по 2014 год стал отпускной точкой для Сталкерского сообщества. От простых и незатейливых работ с весом в 40 Мб, где толком не было сюжетной части, а о новой графической составляющей даже не задумывались. Люди пришли к целостным и самостоятельным проектам, некоторые из которых поддерживаются даже сейчас. С каждым годом модострой приобретал только положительные навыки и качества. А поэтому, начиная с 2015 года все станет только интереснее.

Конечно, развитие модов для Stalker не остановилось и сейчас. Они выпускаются, обновляются и по сей день.

pikabu GAMES

5.2K постов9K подписчика

Правила сообщества

Коротко: никаких "кулвидосиков" с нарезкой геймплеев и смешных моментов, никаких комиксов, артов, косплея и т.д. Только полезная и важная информация для геймеров.

Помни!

- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в
Лигу Геймеров

За неэтичное использование сообщества - бан. Если ты выкладываешь пост в наше сообщество и получаешь стартовые плюсы от наших подписчиков, не думай, что вытаскивать потом пост в своё личное сообщество будет умным поступком.