Почему скрипки от Страдивари стоят миллионы?
Антонио Страдивари — это своего рода штамп и бренд. А также знак непревзойденного качества. Если скрипка, то Страдивари. Это значит, что она идеальна по звучанию. Это как, если коньяк, то "Наполеон".
История эта началась в Кремоне. Городок в Италии, надо сказать, был специфический. Нечто вроде Тольятти в России, только вместо автомобилей — там были скрипки. В городке жили целые династии скрипичных дел мастеров. Амати, Гварнери... Страдивари был среди них не первый. Но стал, как выяснилось, последним великим.
Самое забавное, что свою лучшую модель он разработал в шестьдесят лет. В возрасте, когда иные уже подумывают о вечном покое и дачной грядке. А Страдивари думал о форме дек и консистенции лака.
Итак, почему же его творения гениальны?
Теория первая: дело в климате
Есть гипотеза, будто всему виной холод. В конце XVII века Европу накрыл так называемый Малый ледниковый период. Деревья, в частности альпийская ель и клен, из которых делают скрипки, росли медленно. От этого у них получались тонкостенные клетки и плотные, равномерные кольца.
Ученые полагают, что такая древесина лучше проводит звук. Получается, уникальный тембр скрипок Страдивари — это, возможно, следствие тогдашней погоды.
Теория вторая: "магия" геометрии
Страдивари не изобретал скрипку заново. Он довел до абсолюта пропорции, найденные до него. Но делал это с ювелирной точностью. Толщина деревянных дек у его инструментов — неоднородна. Он выстругивал их на глаз, создавая сложнейший рельеф. Искал идеальный баланс между гибкостью и прочностью. Это вам не штамповка на станке с ЧПУ...
Теория третья: тайна лака
Здесь всегда было больше всего мистики. Говорили, что в лак он добавлял смолы, масла, а то и порошок из драгоценных камней. Современный анализ показал, что лак, конечно, хорош. Но на основной тембр он влияет куда меньше, чем принято думать. Он больше для красоты и защиты. Звук не рождается в лакировке.
Итог: простая арифметика гения
Страдивари как мастер был невероятно плодовит. Сделал около тысячи инструментов. До нас дошло чуть больше половины. Остальные пали жертвой времени, войн и обычной человеческой небрежности.
Стоят они теперь миллионы. Обладать скрипкой Страдивари — все равно что быть Избранным.
Так в чем же секрет? Скорее всего, ни в чем-то определенном одном. А во всем сразу. Редкое дерево, пережившее малый ледниковый период. Глазомер и руки, доведшие геометрию до совершенства. И 300 лет естественного старения, когда дерево под воздействием вибраций и времени окончательно "дошло" до уникального состава материала.
Секрет Страдивари не в секретной формуле. Он в стечении обстоятельств. И немного в удаче. Которая иногда приходит к тому, кто в шестьдесят лет не лежит "глазами в потолок", а продолжает строгать доску...
Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на мой Telegram-канал "ТехноДрама". Там я публикую подобные истории регулярно
