Почему подростки из Гарлема обучают лучше профессоров?

Фрагмент из лекции доктора философских наук Андрея Ивановича Макарова в образовательном центре «Архэ» (г. Москва): Анархистская теория педагогики Ивана Иллича.

Почему подростки из Гарлема обучают лучше профессоров? Обучение, Творчество, Инновации, Преподаватель, Методисты

Текстовая расшифровка видеоцитаты

Когда в Латинской Америке были волнения и пуэрториканцы хлынули через границу в США, то возникла у правительства США, у католической церкви потребность обучать социальных работников и священников испанскому языку. Причем быстро, чтобы они работали с этими массами.


Дали заказ университету. Они изготовили методички, взяли преподавателей и начали обучать этих чиновников испанскому языку. Проект был практически провален. По-моему, года за два они так и не обучились.


И тогда, один из последователей Иллича, объявил по радио, что нужны носители испанского языка, подростки из Гарлема. Он отобрал 50 подростков, дал им легкую схему, и они за полгода обучили чиновников и священников испанскому языку на очень хорошем уровне. Это был грандиозный скандал.


Иллич сделал вполне логичные выводы: Государственная система образования жрет огромные деньги и не дает эффект. Эти подростки за копейки, не только экономично, но эффективно их обучили. На каждого приходилось по 4 человека.


За счет чего произошло такое обыкновенное чудо? Как вы думаете? Что такое могут сделать подростки из Гарлема, и что не могут сделать оксфордские профессора с этими священниками, чиновниками и так далее? Что у подростков было такого особенного? Как они это сделали?


Первый принцип — ничего лишнего. Второй принцип — это непосредственное, живое общение. Потом уже Грегори Бейтсон, это опишет. Он назвал это аутопоэтические петли. То есть: я вам что-то даю, но Вы со своей задачей обучиться даете мне обратную связь — фидбек. Корректирую, снова выдаю и пока мы не попадем. Вот так стыковка происходит, достаточно быстро.


Вы знаете, даже есть такие машины, обладающие элементарным интеллектом —она едет, ударяется обо что-то и корректирует [свое движение]. И учится таким образом, как двигаться. Вот такие аутопоэтические петли обратной связи. Они дают чудеса.


Но необходимо быть заинтересованным в этом конкретном человеке. С его конкретным именем, с его конкретным опытом. И еще есть мотивационная энергия. И она появляется тет а тет.


+ Ваши дополнительные возможности:

ВИДЕО: КОНСУЛЬТАЦИЯ № 255 о СОЗДАНИИ АВТОРСКИХ МЕТОДИК


Использованные в статье материалы

Фото

Источник видео

Музыка - Unseen-Stages