Почему на классической гитаре шесть струн
Такое строение считается самым гармоничным и образцовым.
Количество струн и ладов охватывает самый оптимальный диапазон звучания, которого вполне хватает для художественно-исполнительских возможностей, и предоставляет широкий тембр звучания.
Классика легче других видов гитар в освоении, но это ничуть не умаляет её возможностей. Разве что, с "дворовым" и бардовским песнопением хуже акустики справляется. Но акустика – это модернизированный вариант классики.
Неспроста за свою долгую историю этот инструмент, в итоге, приобрёл такое строение с 6-ю струнами, 12 ладами и стал считаться классическим, получив всеобщее признание. Эксперименты по созданию, к примеру, девяти-, пятнадцати-струнных гитар не получили широкого распространения. Поскольку разнообразить звучание можно с помощью иного музыкального инструмента, который ещё больше и лучше обогатит звучание.
Гитара с большим количеством струн довольно трудна в освоении и зачастую не раскрывает богатый потенциал гитарного звука, вообще. Особенно для неискушённого слушателя.
Поиск иных форм звучания может быть если не простым, то уж точно более эффективным посредством других видов инструмента (электро, бас) или аксессуаров к ним.
Изначально то, что мы сейчас называем "классической гитарой", было пятиструнным инструментом. Это было развитием популярного в Испании и Италии народного инструмента "виуэла" в сторону более сильного и глубокого звучания.
Итальянская школа виртуозов-импровизаторов на гитаре XVII-XVIII веков сделала этот инструмент популярным в Европе, тогда же гитарой стали интересоваться композиторы, писать для нее произведения и т.д. Именно в этой школе стало популярным добавлять (для расширения диапазона звучания) шестую, самую низкую струну (изначально - без изменения строя остальных пяти струн, просто дырку дополнительную сверлили в грифе и вставляли дополнительный коло́к). Поскольку именно на такой модификации играли (и учили играть) тогдашние виртуозы, для нее и стали писать пьесы.
А в середине XIX века Антонио де Торрес Хурадо разработал дизайн того, что сейчас называется "классической гитарой" - более крупный корпус, более тонкая дека и изначальная шестиструнная конструкция. Гитарами этой конструкции пользовались практически все классические гитаристы начиная со второй половины XIX века.
Кстати, в России с конца XVIII - начала XIX века была очень распространена, да и сейчас еще популярна, семиструнная модификация, т.н. "русская семиструнная гитара", в которой добавлена еще более низкая струна и изменен весь строй. Ее изобретатель, Андрей Сихра, хотел сделать гитару инструментом близким к арфе по арпеджиатуре. На мой вкус звучание у этой гитары более интересное и приятное, чем у шестиструнной (особенно при исполнении романсов и т.п. мелодий на гитаре-соло), но это уже дело вкуса.
Седьмую струну на такой гитаре иногда называют цыганской, потому что несколько семиструнных гитар и скрипка составляли салонно-таборные "оркестры" цыган.
Проблема добавления к гитаре большего количества струн заключается в том, что конструкционно это предполагает либо увеличение ширины грифа, либо уменьшение расстояния между струнами на нем. И то и другое делает игру на гитаре менее удобной. Таким образом, хотя формально диапазон звучания и выразительные средства расширяются, фактически возможности для исполнителя уменьшаются из-за конструкционных сложностей. Поэтому эксперименты с дальнейшим увеличением количества струн не получили поддержки у исполнителей и композиторов.
Культурное сообщество
364 поста392 подписчика
Правила сообщества
Судари, бан мы выдаем редко, только в том случае если критика была слишком жесткая. Общаемся с уважением, делаем культурные мемы (- )!