22

Пляска ученых крыс

«Пляской ученых крыс под дудку крысолова» - так назвал эту музыку Алексей Толстой.


Примитивный туповатый мотивчик возникает отдаленно и вначале похож на какую-то про­стенькую и жутковатую пляску, но со временем он трансформируется в сущего монстра, с оглушительным лязгом ползущего прямо на слушателя, топчя на своем пути все живое.

Слушать с 6:35 до 15:32

Оркестр MusicAeterna

Дирижер Теодор Курентзис

Этот отрывок являтся так называемым эпизодом фашистского нашествия из 1 части 7 симфонии Дмитрия Шостаковича, (на видео вся симфония целиком).


Даже человек не особо разбирающийся в классической музыке легко сможет представить себе картину наступающей фашистской машины, настолько эта музыка образна и понятна.


Идею для написания эпизода фашистского нашествия Шостакович позаимствовал у своего коллеги Мориса Равеля.


Также, как и в равелевском "Болеро",

https://pikabu.ru/story/pod_gipnozom_6816036

Шостакович в этом эпизоде использовал всего лишь одну мелодию - вот она - тема фашистского нашествия:

Пляска ученых крыс Меломаномания, Дмитрий Шостакович, Симфония, Нашествие, Фашизм, Ленинград, Видео, Длиннопост

Тема эта повторяется в неизменном виде 12 раз, обрастая всё новыми голосами, раскрывая все свои зловещие стороны. Все это время ее (также, как и в "Болеро") сопровождает барабанная дробь, один и тот же ритмический мотив.


Проследим за развитием монстра?

6:35 - сначала в тишине как бы издалека доносится еле слышная дробь барабана. Устанавливается автоматический ритм, не прекращающийся на всём протяжении этого страшного эпизода.  На его фоне развивается странная мелодия - симметричная, отрывистая, аккуратная. Словно дергаются паяцы.

Понача­лу ее звучание кажется безобидным. Играют здесь струнные (скрипки, альты) и деревянные духовые инструменты: флейта, гобой и фагот. Пока еще очень тихо.


10:05. Тема проигрывается с 5 - 8 раз. Агрессивность в музыке начинает нарастать. Появляются медные духовые инструменты. Музыка приобретает всё более жестокий, "звериный" облик. Крысолов со сво­ими железными крысами поднимается из-за холма...


12:52 (на 9 раз) тема достигает устрашающей звучности fortissimo. Восемь валторн в унисон прорезают грохот и лязганье оркестра "первобытным рёвом".


13:35 - последние три проведения темы - напряжение в музыке достигает почти немыслимой силы. Здесь уже слышно все: и металлические взвизги, и разноголосица чуждой речи, и грохот мощной техники... Создается впечатление, что железное чудовище с оглушительным лязгом тяжело ползет прямо на слушателя. Марш марионеток превратился в поступь механического монстра. Он торжествует! Fortissimo в финале вырастает до размеров цунами, звуковая мощь которого просто сносит с места. (В 14:13 кое что происходит с оркестром - находка дирижера!).

В постсоветское время тема трактовки 7 симфонии стала очень политизированной. Появилась информация о том, что музыку эпизода фашистского нашествия Шостакович написал еще в 1937 году и что для него эта музыка олицетворяла сталинский режим.


Как бы там ни было, 9 августа 1942 года симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Во время премьеры, несмотря на авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Зал был полон. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Чувства людей - вот что важнее всего!


Во время исполнения симфония транслировалась по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Как потом говорили, немцы обезумели... Они-то считали, что город мёртвый.


После войны двое туристов из ГДР разыскали дирижера тогдашнего концерта - Карла Элиасберга - и признались ему: "Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть".

Дубликаты не найдены

+1

Обожаю Курентзиса! Спасибо, автор) неожиданно)

0

Автор, вам прямо спасибо, я только открываю для себя эту музыку. Просто откровения для меня. Читаю и слушаю завороженно.

раскрыть ветку 1
0

Очень приятно, слушайте и знакомьтесь. Хорошей музыки мноооого)

0
Эта симфония с детства прочно ассоциировалась с наступлением фашистских войск. ТВ, кино 80-х.
За видео с дирижером отдельное спасибо - извините уж, но я его прямо так и представил - засученные рукава, на шее болтается MP40, улыбается во все 32 зуба...
0
Я тоже обратил внимание не так давно на поразительное сходство Болеро и Ленинградской симфонии, и в стилистике, и в оркестровой обработке и подходах. И она после этого она заиграла совсем другими нотками.
раскрыть ветку 5
0

Как под копирку, принцип один и тот же)

раскрыть ветку 4
0

но у Равеля это все же звучит более элегантнее

раскрыть ветку 3
-2

А мужик махающий руками для чего? Никогда не понимал... Или это из публики кто то?

Это и ятак могу

Иллюстрация к комментарию
Похожие посты
584

История одного грандиозного подката

Дело было в 1827 году. Тогда еще совсем юный французский композитор Гектор Берлиоз ходил в оперы и театры, и в одном из таких заведений увидел рыжеволосую ирландскую актрису Гарриет Смитсон. Она играла там Офелию и Джульетту. И он влюбился.


Поначалу наш Ромео писал Гарриет письма. Да так много и усердно писал, что его письма актрису смущали и даже пугали. Она на них не отвечала. Игнорила, как сказали бы сейчас. И тогда Гектор решил сделать такой ход конем - написать симфонию о своих чувствах и эту симфонию посвятить ей! Вот так с размахом.


Все бы ничего, но только симфония эта была немного странной. Она была програмной, т.е. имела сюжет. А сюжет этот был из разряда "как хочешь, так и понимай". Зная содержание симфонии, даже начинаешь сомневаться, то ли Гектор таким способом хотел добиться девушки, то ли наоборот хотел ее потроллить за ее неуступчивость.


Да, кстати, называется все это действо «Эпизод из жизни артиста. Большая фантастическая симфония в пяти частях»


Итак, оцените размах фантазии композитора:


Симфония начинается с того, что главный герой в порыве любовного отчаяния пьёт опиум. Т.е. решает покончить жизнь самоубийством. Но дозы оказалось недостаточно, чтобы умереть. И у него начинаются болезненные наркотические галлюцинации.


Часть первая называется «Мечтания. Страсти». Нашему страдальцу мерещится то его мирная жизнь, то бурная влюблённость, то утешения, то ревность. На 5:30 можно слышать очень важную для всей симфонии музыкальную тему - мотив возлюбленной, который в дальнейшем будет много раз повторяться, видоизменяясь до неузнаваемости. Он станет навязчивой идеей - idee fixe, маниакально преследующей главного героя.

Вторая часть изображает роскошный бал. Звучит нежный вальс, всё чинно и благородно. Герой смотрит вокруг и вдруг видит… Да, ее, свою возлюбленную. Её тема снова слышна в вальсе и повторяется снова, и снова, и снова, пока бал не исчезает...

Далее наркотический дурман крепчает, и наш герой сбегает с бала. Сбегает в поля. Третья часть так и называется — «Сцена в полях». Вот где настоящая идиллия! Чистый воздух, пастухи... слышен далёкий гром скорой грозы. Но только сквозь гром вдруг снова слышится злополучная тема… И это становится последней каплей,..

... потому что следующая часть называется "Шествие на казнь". Тут уже бедолагу совсем накрыло. Ему мерещится, будто он убил свою возлюбленную и его ведут на эшафот. В полузабытьи ему в последний раз представляется любимая. А потом - это просто нужно послушать - на 7:45 музыкой даже передано то, как опускается топор и отрубленная голова дважды подпрыгивает при падении.

И вот наконец финал. Называется "Сон в ночь шабаша". Здесь весь этот инфернальный бред достигает своего апогея. Наш герой, естественно, попадает в ад, он же убийца! И оказывается на устрашающем сборище жуткой нечисти, которая празднует его смерть, предаваясь самым безобразным утехам.


И вот, среди этой вакханалии, он вдруг понимает, что главная ведьма на этом шабаше - его возлюбленная. Даже после смерти она преследует его! И тему, когда-то звучавшую, как тема любви, теперь не узнать. Она звучит с насмешкой, кривляясь, в ведьминском стиле. На 1:50 можно слышать, во что превратилась его любимая. Вот такой финал.

Премьера симфонии состоялась 5 декабря 1830 года. Гарриет Смитсон присутствовала на премьере. И несмотря на то, что Берлиоз в последней части изобразил ее ведьмой, она вскоре ответила взаимностью композитору. Через несколько лет они поженились, у них даже родился ребенок. Но долго они вместе не прожили, много скандалили и развелись. По той причине, что в реальной жизни Гарриет оказалась далеко не Джульеттой и Офелией.


Ну а самого Гектора Берлиоза после этого стали именовать основоположником демонизма в европейской музыке.


Писатель Михаил Булгаков даже в шутку в своем романе "Мастер и Маргарита" одного из персонажей назвал в честь композитора. Речь конечно же идет о председателе МОССОЛИТА Михаиле Берлиозе.


И еще немного мистики. И композитор, и литературный герой Булгакова были атеистами. И там, и там есть Бал, Шабаш, отрезание головы Берлиозу и Генриетта-Маргарита, ставшая ведьмой. К тому же доказано, что Булгаков сам был опиумным наркоманом. Но, несмотря на схожесть сюжетов, не стоит утверждать, что музыка симфонии была основой романа Булгакова. За деталями нельзя потерять главного. Симфония - это истоиия о любви, которая может быть столь сильна и болезненна, что не оставляет человека даже после смерти. А роман Булгакова совсем о другом. О религии в первую очередь. Он гораздо более сложен, неоднозначен и многослоен, чем сюжет музыки. Но это мое мнение.



--------------

"Это же бубен!!! А не какая-нибудь фортепьяна!" - все знают этот номер "Уральских пельменей". Что из себя на самом деле представляет бубен, как музыкальный инструмент и где его используют в классической музыке - об этом будет следующий пост.

Показать полностью 4
1552

Не спать, англичане!

Гайдн при жизни был большим оптимистом и любил пошутить.


Давая концерты в Лондоне, он часто замечал, что многие жители британской столицы приходят послушать музыку не из любви к искусству, а отдавая дань традициям, которые, как известно, в Англии очень сильны.


Дирижируя оркестром, Гайдн иногда оглядывался в зал и то в одном, то в другом ряду замечал сладко спящих зрителей. Композитор, со свойственным ему чувством юмора, нашел выход из положения. Он сочинил новую симфонию, специально для лондонцев.

Начиналась она плавно и тихо, словно нарочно убаюкивая зрителей. И вдруг мелодию прерывали оглушительный удар барабана и гром литавр. Естественно, все, кто уже задремал, мгновенно просыпались. Затем снова лилась плавная музыка, и снова неожиданное форте. И так несколько раз.


Выспаться не удавалось никому, и симфония получила соответствующее название - "Сюрприз", или "Симфония с ударами литавр".

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: