15

Пляска ученых крыс

«Пляской ученых крыс под дудку крысолова» - так назвал эту музыку Алексей Толстой.


Примитивный туповатый мотивчик возникает отдаленно и вначале похож на какую-то про­стенькую и жутковатую пляску, но со временем он трансформируется в сущего монстра, с оглушительным лязгом ползущего прямо на слушателя, топчя на своем пути все живое.

Слушать с 6:35 до 15:32

Оркестр MusicAeterna

Дирижер Теодор Курентзис

Этот отрывок являтся так называемым эпизодом фашистского нашествия из 1 части 7 симфонии Дмитрия Шостаковича, (на видео вся симфония целиком).


Даже человек не особо разбирающийся в классической музыке легко сможет представить себе картину наступающей фашистской машины, настолько эта музыка образна и понятна.


Идею для написания эпизода фашистского нашествия Шостакович позаимствовал у своего коллеги Мориса Равеля.


Также, как и в равелевском "Болеро",

https://pikabu.ru/story/pod_gipnozom_6816036

Шостакович в этом эпизоде использовал всего лишь одну мелодию - вот она - тема фашистского нашествия:

Пляска ученых крыс Меломаномания, Дмитрий Шостакович, Симфония, Нашествие, Фашизм, Ленинград, Видео, Длиннопост

Тема эта повторяется в неизменном виде 12 раз, обрастая всё новыми голосами, раскрывая все свои зловещие стороны. Все это время ее (также, как и в "Болеро") сопровождает барабанная дробь, один и тот же ритмический мотив.


Проследим за развитием монстра?

6:35 - сначала в тишине как бы издалека доносится еле слышная дробь барабана. Устанавливается автоматический ритм, не прекращающийся на всём протяжении этого страшного эпизода.  На его фоне развивается странная мелодия - симметричная, отрывистая, аккуратная. Словно дергаются паяцы.

Понача­лу ее звучание кажется безобидным. Играют здесь струнные (скрипки, альты) и деревянные духовые инструменты: флейта, гобой и фагот. Пока еще очень тихо.


10:05. Тема проигрывается с 5 - 8 раз. Агрессивность в музыке начинает нарастать. Появляются медные духовые инструменты. Музыка приобретает всё более жестокий, "звериный" облик. Крысолов со сво­ими железными крысами поднимается из-за холма...


12:52 (на 9 раз) тема достигает устрашающей звучности fortissimo. Восемь валторн в унисон прорезают грохот и лязганье оркестра "первобытным рёвом".


13:35 - последние три проведения темы - напряжение в музыке достигает почти немыслимой силы. Здесь уже слышно все: и металлические взвизги, и разноголосица чуждой речи, и грохот мощной техники... Создается впечатление, что железное чудовище с оглушительным лязгом тяжело ползет прямо на слушателя. Марш марионеток превратился в поступь механического монстра. Он торжествует! Fortissimo в финале вырастает до размеров цунами, звуковая мощь которого просто сносит с места. (В 14:13 кое что происходит с оркестром - находка дирижера!).

В постсоветское время тема трактовки 7 симфонии стала очень политизированной. Появилась информация о том, что музыку эпизода фашистского нашествия Шостакович написал еще в 1937 году и что для него эта музыка олицетворяла сталинский режим.


Как бы там ни было, 9 августа 1942 года симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Во время премьеры, несмотря на авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Зал был полон. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Чувства людей - вот что важнее всего!


Во время исполнения симфония транслировалась по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Как потом говорили, немцы обезумели... Они-то считали, что город мёртвый.


После войны двое туристов из ГДР разыскали дирижера тогдашнего концерта - Карла Элиасберга - и признались ему: "Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть".

Дубликаты не найдены

+1

Обожаю Курентзиса! Спасибо, автор) неожиданно)

0

Автор, вам прямо спасибо, я только открываю для себя эту музыку. Просто откровения для меня. Читаю и слушаю завороженно.

раскрыть ветку 1
0

Очень приятно, слушайте и знакомьтесь. Хорошей музыки мноооого)

0
Эта симфония с детства прочно ассоциировалась с наступлением фашистских войск. ТВ, кино 80-х.
За видео с дирижером отдельное спасибо - извините уж, но я его прямо так и представил - засученные рукава, на шее болтается MP40, улыбается во все 32 зуба...
0
Я тоже обратил внимание не так давно на поразительное сходство Болеро и Ленинградской симфонии, и в стилистике, и в оркестровой обработке и подходах. И она после этого она заиграла совсем другими нотками.
раскрыть ветку 5
0

Как под копирку, принцип один и тот же)

раскрыть ветку 4
0

но у Равеля это все же звучит более элегантнее

раскрыть ветку 3
-2

А мужик махающий руками для чего? Никогда не понимал... Или это из публики кто то?

Это и ятак могу

Иллюстрация к комментарию
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: