Пионеры мототуризма.

В домашнем архиве одной из известнейших гонщиц 40-х годов прошлого столетия Халиды Килькеевой обнаружился невесть как к ней попавший документ – диплом участника мотопробега «Москва–Лондон–Москва», совершенного в 1924 году. За спортивные достижения в деле мототуризма награжден некто А.В. Чигорин…

Группа следопытов начали искать: что за человек, как проходил мотопробег?..



Выяснилось, что с именем А.В. Чигорина связано несколько сенсационных мотопробегов в страны Западной Европы. В архивах удалось разыскать не только краткие воспоминания участников, но и фотографии тех лет.


Про Чигорина известно немного. Известно только, что он, первый заслуженный мастер спорта СССР по автоспорту, получил это почетное звание в 1939 году за серию рекордных заездов, стал членом МАК (Московский автомобильный клуб, создан в 1923 году). В 1924 году Чигорин вместе с Н.Д Затулиным, П.Я. Давидом и К.В. Минкнером составили команду клуба. На двух мотоциклах с колясками (Royal-Enfield и Harley-Davidson) они совершили мотопробег Москва–Лондон–Москва, проехали по дорогам Финляндии, Швеции, Норвегии, Англии, Бельгии и Германии. Четверка мототуристов преодолела более 7 тысяч километров. За уникальный по тем временам пробег каждый из участников был награжден дипломом. Этот наградной лист несет не только историческую, но и художественную ценность: неизвестный художник нарисовал его акварелью!


И это, увы, то немногое, что повезло узнать о том пробеге.


Однако в ходе поисков сведений о нем и его героях всплыли другие факты и лица, по которым можно понять, в какой обстановке налаживали международные связи мотоциклисты СССР в 20-х годах.


Мотопробег Москва–Париж– Москва состоялся в августе-октябре 1927 года, в числе его участников был тот же Чигорин, а всего их было 12. По отчету представителя ВОКС (Всесоюзное общество культурных связей с заграницей) доктора Л.Б. Нимена можно представить, какими глазами участники увидели Европу конца 20-х.


Cтартовали из Москвы. Шесть мотоциклов с колясками, все американских марок, были «обуты» в советскую резину, оснащены тульскими и ленинградскими моторными цепями. Команда включала представителей автомотоклубов Москвы, Ленинграда, Тулы, Одессы и Баку. Известны фамилии водителей (имена не установлены): Чигорин, Иваненко, Новацек, Зайцев, Марошкин, Петров. Командор – Гимельфабр. В соответствии с реалиями того времени, перед участниками поставили задачу связаться с рабочими спортивными организациями в Европе. Вторая цель – испытание советских цепей и резины. Нимен совмещал обязанности переводчика, врача и пресс-атташе.


За 50 дней предстояло преодолеть 7500 километров.


Прибыли в закрытый пограничный пункт Филипповичи на советско-польской границе. «Двумя выстрелами в воздух наши пограничники вызвали поляков, и вскоре мы пересекли границу», – писал в отчете Нимен. В Польше советских спортсменов с любопытством расспрашивали белорусские крестьяне, интересовались жизнью соотечественников в СССР, жаловались на «ополячивание и аресты».


Польская молодежь совершенно не говорила по-русски, что, впрочем, не мешало местным жителям установить контакт с гостями.


В Кобрине случился инцидент: полицейские запретили горожанам подходить к нашим спортсменам. Блюстители порядка даже во время обеда в ресторане «сопровождали» советскую делегацию. Автор отчета не сомневался: готовилась провокация с целью сорвать пробег.


Во время остановки в Варшаве путешественники занялись ремонтом мотоциклов, и снова полиция «не обделила их вниманием». «Стоило где-нибудь остановиться, чтобы перекусить или пополнить запасы бензина, как тотчас же, как из-под земли, появлялись полицейские, спрашивали у нас паспорта», – раздраженно замечал Нимен… Но мотоциклисты делали свое дело: судя по отчету, постоянно, где только можно, рассказывали о профсоюзной работе, клубах, домах отдыха в СССР.


Польско-германскую границу пересекли 27 августа в Тирштиле. Немцы встречали дружелюбно. И здесь случился конфуз. По дороге на Берлин спортсмены видели стоявших по обочинам рабочих, те поднимали над головами кулаки. Угроза в адрес СССР? Или, на худой конец, порицание за слишком быструю езду? На самом деле этот жест был знаком приветствия «красных фронтовиков». Приободренные этим открытием, путешественники въехали в Берлин. Здесь их никто не встречал. Однако вскоре вокруг мотоциклов образовались толпы любопытных, а позже, при выезде из города, были организованы торжественные проводы с митингом. Помогли ЦК КПГ (Центральный комитет Коммунистической партии Германии) и Рабочий гимнастический союз. Спортсмены побывали на автозаводе и здесь отметили: «...завод не намного лучше нашего АМО» (Акционерное московское общество, ныне ЗиЛ).


По пути следования группы через Эрфурт и Лейпциг опять состоялись организованные коммунистами митинги. Нимен в отчете сетовал: спортсменов связывал языковый барьер – на 11 человек участников он был единственным переводчиком. Под Лейпцигом, в местечке Озфенбах, участники пробега пообщались с представителями родственной им по духу организации «Солидаритет» («Солидаритет» объединял четверть миллиона велосипедистов и мотоциклистов, владел своей велофабрикой и даже выпускал журнал) – общества, близкого к пролетарскому «Красному Спортинтерну».


По всему маршруту по Германии наших мотоциклистов встречали «красные фронтовики» и члены спортивных организаций. Общение увлекало всех, и Нимен отмечал, что был недоволен дисциплиной участников пробега: они «не слушались командора и останавливались только там, где считали нужным. Никто не рассматривал поездку как агитпоезд, и относились к ней, как к спортивному достижению». Однако мотоциклисты вовсе не считали такое поведение предосудительным.


Последняя ночевка в Германии – в Трире, на родине Карла Маркса. Услышали, что мечта местных коммунистов – выкупить дом, где родился автор Коммунистического манифеста. Попросили наших по возвращению выяснить, не поможет ли в этом Москва?.. Ночевали на квартирах «красных фронтовиков». «Прием самый сердечный, какой только можно себе представить», – записано в отчете.


Караван из шести мотоциклов 6 сентября пересек французскую границу. В 25 километрах от Парижа делегацию встретили на машинах и мотоциклах сотрудники советского полпредства. Было организовано чаепитие с участием советского посла в Германии Раковского. В честь наших спортсменов Унитарная федерация французских транспортников дала обед, на котором присутствовали секретари союзов шоферов, водителей трамваев, автобусов и работников метрополитена. Прием гостей из СССР устроил и Мотоциклетный клуб Франции, делегации подарили памятные вымпелы, заверили, что намереваются освещать спортивную жизнь Советского Союза в своем журнале. Французская газета коммунистов «Юманите» и другие, а также эмигрантская пресса в те дни освещали события, связанные с мотопробегом.


На обратном пути из Парижа один из мотоциклов на скорости около 60 км/ч налетел на телеграфный столб и сломал мачту. К счастью, как отразил в отчете Нимен, «в коляске мотоцикла седока не было, она разбилась вдребезги, а водитель отделался обмороком, нервным потрясением и легкими ушибами»… Группа проехала через Битбург и Кельн. Опять «красные фронтовики» приглашали наших спортсменов на обед. Во время остановки неподалеку от Ганновера путешественники разговорились с крестьянами. Те крепко ругали большевиков. Если верить Нимену, то был первый подобный случай. Однако после горячего выступления нашего переводчика крестьяне стали ругать уже свои газеты – за искаженную информацию об СССР.


Остановка в Берлине затянулась на три дня – снова встречи, митинги, вручение красных знамен… Когда наконец тронулись в путь, на выезде из города произошла вторая авария, на этот раз с ленинградским экипажем. Мотоцикл в темноте въехал в каменную стену дома. Техника была повреждена, два седока легко ранены. Пострадавших отвезли обратно в Берлин.


Пять машин продолжили путь. А ленинградцы догнали группу в Кенигсберге. Здесь, вспоминает Нимен, его буквально преследовал «маленький пионерчик», очень интересовавшийся жизнью пионеров в Советском Союзе. Он передал письмо, фотографии, литературу. Все это командор, прибыв в Москву, отнес в редакцию газеты «Пионерская правда»…


Польский коридор преодолели по железной дороге.


Самые острые ощущения участников пробега ждали на границе Родины. Сначала их, уставших и голодных, держали четыре часа у проволочного заграждения - как им объясняли, распоряжение из Пскова о пропуске через границу не поступало. Эстонских пограничников эта задержка стала забавлять. Увидев их реакцию, наши все-таки пропустили спортсменов, но не дальше контрольного поста. А вот здесь пришлось томиться в ожидании еще час. Но рано радовались, когда наконец за мотоциклистами приехала машина из Пскова: всех погрузили и отвезли … в ГПУ. Вот там-то провели таможенный досмотр, а длился он с 11 часов вечера до 5 утра.


Но в конце концов все участники пробега благополучно добрались до Москвы.


Мотопробег 1927 года из Москвы в Париж, в котором принимал участие Чигорин, похоже, был последним советским десантом в Европу. Вскоре опустился «железный занавес», причем от путешествий в обоих направлениях.


Первыми, кому было позволено на мотоциклах пересечь территорию Советского Союза, стал профессор Колумбийского университета Джим Роджерс и его подруга Табита Истабрук, они проехали от Находки до Бреста. Сопровождали нью-йоркских путешественников наши мототуристы Роберт Леви и сотрудник журнала «Мото» Николай Самарин. Это произошло только в 1990 году.

Пионеры мототуризма. Чигорин, Мотопробег, 1927, СССР, Москва, Париж, Длиннопост
1924 г. Участники мотопробега «Москва-Лондон-Москва» перед стартом.
Пионеры мототуризма. Чигорин, Мотопробег, 1927, СССР, Москва, Париж, Длиннопост
Пионеры мототуризма. Чигорин, Мотопробег, 1927, СССР, Москва, Париж, Длиннопост
Пионеры мототуризма. Чигорин, Мотопробег, 1927, СССР, Москва, Париж, Длиннопост
1926 г. Мотопробег «Москва-Лейпциг-Москва». Советские мотоциклисты в Лейпциге.
Пионеры мототуризма. Чигорин, Мотопробег, 1927, СССР, Москва, Париж, Длиннопост
1945 год. А. Чигорин (крайний справа) с мотоциклистками.
https://www.zr.ru/content/articles/131343-pionery_mototurizm...