Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Первый коллективный договор в Российской империи

Эти события произошло во время Первой Русской революции в 1905-го года. На самом деле, это событие произошло в 1904-м году, революция была долгой, закончилась примерно в 1907. И события произошли в Баку. Речь идёт о знаменитой Бакинской стачке.  Именно после этой стачки был заключен первый в России коллективный договор между рабочими и владельцами нефтепромысла. После этого, рабочие опирались на документ претендовали на определенное количество рабочих часов, на заработную плату и на прочую. Это был первый случай в Российской империи, когда настоящий, независимый профсоюз победил владельцев капиталистов.

Еще один удивительный факт о том, кто владел Бакинским нефтепромыслами. Первой крупной компанией, которой принадлежали месторождения, было товарищество Нобель. А ещё, бакинскую нефть активно добывали Ротшильды. Ну и конечно, миллиардеры РИ, Манташев и Гусаков. С приходом новых инвесторов и технологий в Баку в конце 19 столетия, а также с увеличением потребности в нефтепродуктах, нефтяное производство стремительно развивалось. Магнаты стали получать сверхприбыли. При этом, положение рабочих было ужасным.Остро ощущался колониальный характер эксплуатации труда и зависимость от иностранного капитала. Это проявлялось в распределении рабочих различных национальностей на специальности и квалификации.

Рабочие и служащие - иностранцы (европейцы - англичане, французы и т.д.) занимали высокие управленческие должности. Нефтепромышленники стремились поставить иностранцев, а также часть наиболее квалифицированных русских рабочих в привилегированное положение. Азербайджанцы, татары и персы были большей часть заняты на самых черных, тяжелых работах. Положение основной массы рабочих было крайне тяжелым. Нефтяники, получавшие дешевую рабочую силу (например, из азербайджанских и персидских деревень), эксплуатировали рабочих по максимуму. Заработная плата рабочих была на самом низком уровне, присутствовала разница в оплате между рабочими разных национальностей (персам платили меньше всех), разница оплаты между квалифицированными и неквалифицированным трудом  была больше, чем в центральных районах России. Работа велась по 12 часов, часто применялись и ночные смены, которые оплачивались также, как и дневные. Отпусков не было. Рабочий, решивший пойти в отпуск (за свой счет), получал окончательный расчет и при возвращении зачислялся на более низкую зарплату, чем была у него ранее. Техника безопасности была на минимуме, на этом экономили значительно. Изнашиваемость органзима была исключительной. К 40 годам рабочие становились нетрудоспособными. Поиммо этого, отношение к рабочим было скосткое, грубое обращение с ними, включая брань и рукоприкладство от администрации было в порядке вещей. Ужасные условия проживания в бараках дополняло эту жесть.

Первая стачка была в 1903 году, и она стала первой  всеобщей стачкой в Закавказье. Руководил ею Бакинский комитет РСДРП. Инициаторами выступили металлисты. Стачка началась 1 июля в механических мастерских в Биби-Эйбате. К 6 июля полностью замерла промышленная и торговая жизнь города. К стачке присоединились команды нефтеналивных судов. Был создан стачечный комитет. Организаторами стачечной борьбы были: М. Г. Меликянц, И. П. Вацек, М. М. Мамедьяров, И. Т. Фиолетов и др. Бастовавшие требовали: освобождения арестованных и приёма на работу всех уволенных участников предыдущих демонстраций-забастовок, введения 8-часового рабочего дня, прекращения сверхурочных работ, повышения зарплаты на 20—50%, уничтожения штрафов, улучшения жилищных условий и т.д. Стачка сопровождалась демонстрациями и митингами. Предприниматели отказались удовлетворить требования рабочих. На промыслы и заводы были посланы войска. С 19 июля стачка пошла на убыль, а 22 июля была полностью прекращена.

Нефтянники продолжали нажим на рабочих: низкая оплата труда, высокие штрафы, задержка зарплаты и прочее. Стачка в 1904-м году началась в условиях предреволюционного подъема рабочего движения. Общее политическое положение в стране в конце 1904 г. было напряженным. Однако обстановка для стачки конкретно в Баку в конце 1904 г. была неблагоприятная. С конца навигации по Волги (основная масса нефтяных продуктов обычно вывозилась из Баку Каспийским морем) нефтяная промышленность замирала, объемы добычи снижались, как и количество в целом работы для людей.

Стачка началась 13 декабря. Уже в 6 часов утра первыми забастовали рабочие завода Каспийско-Черноморского нефтепромышленного общества. В этот день в Балаханах забастовали рабочие на нефтепромыслах Ротшильда, Нобеля, Мирзоева и в Биби-Эйбатском промысловом районе. Рабочие выпускали пар из котлов и отправлялись приостанавливать работы на других промыслах.

14 декабря в Баку приехал товарищ Сталин. Под его руководством были разработаны требования рабочих. Наряду с требованиями, выдвинутыми ещё в период стачки 1903-го года, рабочие добивались также предоставления 1 свободного дня в неделю, прекращения работ накануне вокресных и праздничных дней в 2 часа дня, установления празднования 1 мая, выплаты зарплаты в строго определенные сроки, доставки до работы и др. К 31 декабря забастовало большинство предприятий Баку. В городе происходили массовые сходки, демонстрации, столкновения с войсками. Предприниматели вынуждены были начать переговоры с бастующими. 30 декабря был заключён коллективный договор. Рабочие добились 9-часового рабочего дня, а для ночных смен и буровых партий — 8-часового, 4-дневного ежемесячного оплаченного отдыха, увеличения заработной платы, улучшения условий труда и быта, оплаты дней забастовки и др. Капиталисты обязались улучшить жилищные условия рабочих. Со своего поста был снят губернатор Баку Накашидзе.

Обе Б. с. продемонстрировали солидарность рабочих разных профессий и национальностей. Стачки содействовали росту политического сознания и сплочению пролетариата Закавказья; они получили поддержку рабочих по всей стране.

«Это была действительно победа бедняков-пролетариев над богачами-капиталистами, — писал Сталин, — победа, положившая начало „новым порядкам“ в нефтяной промышленности». В результате стачки, добавлял он, «установился известный порядок, известная „конституция“, в силу которой мы получили возможность выражать свою волю через своих делегатов, сообща договариваться с нефтепромышленниками, сообща устанавливать с ними взаимные отношения»