Первый хакатон Почтатеха (взгляд новичка изнутри на IT конкурс)

Уже больше полугода вынашиваю мысль написать продолжение своего поста о том, как поменял профессию на разработчика программного обеспечения в 30 лет. Идея была, а рассказать было особо не о чем. Буквально недавно произошло событие, в котором мне удалось поучаствовать и которое, я думаю, может заинтересовать некоторых из вас.


Введение. Начну издалека. Точнее из двух разных "далёк": от меня и от того, где и кем я работаю последние полтора года.


Во-первых, для тех, кто не читал и не хочет читать исходный пост, кратко: после ВУЗа я работал по направлению "менеджмент качества", дорос до неплохих позиций, но променял эту профессию на разработчика ПО. В конце поста я говорил, как трудоустроился по специальности. Так, что мой взгляд будет со стороны "новичка в IT", но от первого лица.


Теперь стоит представить мою работу:

Первый хакатон Почтатеха (взгляд новичка изнутри на IT конкурс) Почта России, Хакатон, Соревнования, IT, Впечатления, Длиннопост

АО "Почта России" известна подавляющему большинству жителей России. Вокруг неё небезосновательно крутятся различные шутки и стереотипы. Я сейчас не собираюсь с ними спорить: тоже являюсь иногда клиентом Почты, и тоже сталкиваюсь с разными проблемами - сейчас не об этом.


А вот, что Вы, наверняка, не знаете, так это то, что в Почте есть целый филиал, занимающийся развитием цифровых сервисов Почты. И этот филиал - мы, работники Почтатеха - обычные люди, старающиеся заработать денежку на свою жизнь, на благополучие семьи, и, не в последнюю очередь, пытающиеся сделать жизнь работников и клиентов Почты чуть проще и приятнее. Не скажу, что мы эдакие миссии во плоти, но и плохого точно никому стараемся не делать, а только добро.


Почтатех, насколько я понимаю (могу ошибаться), начинался как небольшой отдел, когда стало понятным, что без цифровых услуг Почта так и останется в прошлом тысячелетии. Затем отдел стал департаментом. Сейчас, когда Почта вынуждена конкурировать с тем же СДЭКом, Wildberies и даже курьерами того же Яндекса, Почтатех вынужден становиться больше и, главное, лучше. Сейчас у нас около сотни незакрытых вакансий. И (насколько я это вижу сам) это не простое "раздувание штата" на наши же налоги, а, действительно, очень важное изменение в одном из самых крупных работодателей России.


"Пафосное начало", да? Похоже на заказной пресс-релиз? Ну, у меня сейчас большой эмоциональный подъём - отсюда и пафос. Надеюсь, к концу поста Вы меня поймёте. Однако же, кончаю с пафосом и перехожу к сути поста.


Теперь к теме поста - Первый хакатон Почтатеха

Первый хакатон Почтатеха (взгляд новичка изнутри на IT конкурс) Почта России, Хакатон, Соревнования, IT, Впечатления, Длиннопост

Многие IT-компании мира устраивают собственные внутренние (или внешние) соревнования команд-разработчиков ПО. Один из видов соревнований - это хакатоны (от хаккера и марафонца).


Суть всех хакатонов примерно следующая:

Организаторы из числа ребят, имеющих права распоряжаться баблом предприятия, придумывают несколько тем (проблем), которые нужно решить. Эти проблемы не берутся "с потолка", а выискиваются в собственных бизнес-процессах предприятия.


С другой стороны, формируются (зачастую случайным образом) команды из IT-специалистов: тимлиды, дизайнеры, манагеры и, конечно, проггеры.


В назначенное время команды выбирают тему, которую собираются выполнять; после чего у них есть 24 часа на:

- решение задачи;

- разработку прототипа в коде;

- подготовку презентации собственного проекта.


После 24 часов разработки команды представляют свои решения жюри в виде кода и готовых презентаций и, когда жюри глянут фактуру (быть может запустят код), идёт защита проектов: 5 минут на представление + 5 минут на вопросы.


Объявление, что в Почтатехе будет свой хакатон, произошло внезапно где-то в октябре-ноябре. Человеку со стороны может показаться "Ха-ха! Почта - хаккеры!"; но, как по мне, только такими способами и можно продвигать лучшие идеи и мотивировать сотрудников на их реализации. То, что у нас только лишь был объявлен такой конкурс, меня приятно тронуло до глубины души. Я немедленно решил участвовать, а, затем, подтянулись ребята и с нашего отдела - мы сформировали свою команду.


Несмотря на то, что в классическом варианте правил хакатона темы должны оставаться неким сюрпризом для команд, темы для Первого хакатона Почтатеха были известны почти сразу; к тому же, можно было придумать собственную тему. Мне думается, что такое решение было продиктовано опасениями организаторов в низком уровне команд, а также из-за того, что это соревнование, действительно, было первым у нас такого рода.

Второй особенностью правил стал состав команд, в которых должны были входить только работники Почты России. То есть, мероприятие это, в общем-то "внутреннее" (поэтому некоторые места - без подробностей).


Сами темы кратко:

- инструмент для быстрой проверки бизнес-гипотез;

- нарушения скоростного режима;

- качество вождения;

- срок доставки;

- безопасная работа в офисе;

- обращение с посылками;

- инструмент для отслеживания условий доставки на страницах e-com клиентов Почты России;

- инструмент для отслеживания наличия e-com клиентов Почты России на основных маркетплейсах;

- близкие рядом.

Подробнее темы - по ссылке.


Темы менялись и дополнялись со временем (в начале были только первые шесть). Организаторы были открыты к общению в телеграм канале, где, в общем, очень оперативно и адекватно отвечали на совершенно разные вопросы в простой и доверительной форме. Ощущение того, что ты находишься в прошлом столетии и вообще в меме про Почту России всячески улетучивалось при общении в чате этого конкурса.

Первый хакатон Почтатеха (взгляд новичка изнутри на IT конкурс) Почта России, Хакатон, Соревнования, IT, Впечатления, Длиннопост

166 участников на момент, когда конкурс уже прошёл и все должны были бы разбежаться! (группа закрытая - не стучитесь и не ищите)


На старт!

Большой проблемой при формировании команд нашего хакатона стал недостаток конечных исполнителей - программистов. Поэтому организаторы, кроме кропотливого составления команд, приняли два верных ключевых решения: 1. разрешить "no-code" решения (я до этого момента, в принципе, о таких слышал только краем уха, а оно, вишь-как, весьма обширная сфера индустрии); 2. снабдить участников огромным объёмом полезной информации по решению в "малом коде".


Внимание!

На последних этапах подготовки к хакатону стал известен призовой фонд, который оказался очень даже "приятным предновогодним подарком" для членов команды. Остальные же участинки должны были бы получить мерчендайз ПХП.


Марш!

Стартовали мы в 11:00, 11 декабря 2020 с приветственных слов организаторов и жюри. А дальше...


Это были одни из самых ярких моих 24 часов за последние несколько лет. Более того: поспать перед началом мероприятия так и не удалось (то есть, это были 36 часов). Но, команда дана - в бой!

Первые 12 часов - полёт нормальный

Наша команда выбрала тему "безопасного посещения офиса". Не буду вдаваться в технические подробности, но суть следующая. Есть помещение, в которое сейчас входить можно только строго ограниченному количеству людей (из-за коронавируса). По большей части люди из Почтатеха работают удалённо (спасибо инженерам-сетевикам), но иногда посещать офис необходимо. Сейчас все "бронирования" проводятся через последовательное оповещение ответственных лиц по непосредственным начальникам.  Ну... так себе решение для "почтатеха". Не правда ли?


Задача кажется элементарной:

- база данных с теми, кто хочет прийти;

- веб-форма для заполнения для регистрации заявок;

- профит.


Так, да не совсем. Есть куча мелких нюансов:

- как заказать места списком (как формировать эти списки, как отменять, продлевать);

- конфигурация помещений (как получать/загружать информацию о помещениях);

- фактическая загрузка помещений (именно реальное, а не "куда записался": ведь человек может записаться, а пойти в другое место и там столпиться с другими);

- и куча других особенностей.


Далеко не всё озвученное сейчас придумали в нашей команде, но, я думаю, понятно, что задача может иметь множество решений. И мы были одной из четырёх команд, эти решения пытавшиеся придумать.


Я лично запомнил для себя ощущение непрестанно надвигающегося дедлайна с первой секунды начала соревнования до самого последнего момента. Что происходило вокруг меня в эти 24 часа - было мимо. Все мысли - в коде и технических проблемах, которые нужно решить за это время. Нервы, кофе и код (почти как "Кровь, пот и пиксели" тов. Шрейера)


Ещё 6 часов непрекращающегося гринда

Состояние участников хакатона в 4 утра 12 декабря (17 часов после начала) можно легко прочитать по волне картинок в чате телеграм.

Первый хакатон Почтатеха (взгляд новичка изнутри на IT конкурс) Почта России, Хакатон, Соревнования, IT, Впечатления, Длиннопост

Финишная черта

Когда в 11:00 субботы 12 декабря мы сделали последнюю загрузку в хранилище исходных кодов для проверки решения (git push).... это совершенно не передаваемые ощущения:

- усталость ещё не успела подкатить к сознанию, но дамокловым мечом нависла над ним, ожидая, когда адреналиновый-кофеиновый шторм немного угаснет;

- странное ощущение пустоты, словно из жизни выкачали последние капли смысла... ну, нет, разумом ты понимаешь, что это были всего лишь 24 часа, а жизнь - это куда больше и важнее; но в эти 24 часа твоя жизнь была в этом соревновании; смысл этой жизни был в нём; и тут - всё... ты сделал всё, что мог. Дальше дело оставалось за тимлидом, который должен был представить проект жюри, а ты? - Мавр сделал своё дело, Мавр может уходить... очень странное и интересное состояние;

- бескрайняя радость за проделанный титанический труд и фактически готовый результат: наш продукт работал, передавал и получал данные;  у него была веб-панель (сайт), через которую можно работать, а также мобильное приложение под андроид - которое тоже работало; и всё это собирается, поднимается и даже не падает!


Организм довольно быстро напомнил мне, что пора бы поспать.

Будильник! Надо незабыть поставить будильник!

Первый хакатон Почтатеха (взгляд новичка изнутри на IT конкурс) Почта России, Хакатон, Соревнования, IT, Впечатления, Длиннопост

Представление результатов началось в час дня в субботу и продлилось более двух часов. Команды представляли свои  результаты работы за сутки. Это были крутые вещи:

- одни ребята написали (пока ещё) простенький телеграм-бот для конечных пользователей Почты, в который можно вбить два адреса и получить стоимость отправления почтой, а также вернуть индекс по адресу; мелочь - а очень приятно!

- другие ребята подняли тему того, что одна посылка из пункта А в тот же пункт А может двигаться по нескольким сортировочным пунктам - особенность логистического алгоритма; тут, кончено, вопрос в том, а зачем отправлять так почту, но это дело уже другое? - но ребята предложили некоторые исправления в схему логистики - круто!

- третьи ребята предложили оптимизировать работы сортировочных центов по переправке почты между узлами логистической цепи: снижение себестоимости - благое дело!

- многие команды предложили решение безопасного посещения офиса, и эти решения тоже были классными: каждое по-своему!


Решение жюри, награждение победителей, поощрение

Первый хакатон Почтатеха (взгляд новичка изнутри на IT конкурс) Почта России, Хакатон, Соревнования, IT, Впечатления, Длиннопост

Победители - красавцы, участники - молодцы! Все решения были крутые. Зрители также были на высоте: их поддержка очень чувствовалась в видеконференциях.


Наше решение, увы, не заслужило высоких оценок, но впечатления от соревнования просто чудесные! Эдакий маленький праздник в нашем небольшом, но гордом IT королевстве.


P.S., Зато мне достался крутейший мерч от организаторов (Бука проверяет качество), куча уникальных впечатлений и уверенность в том, что в следующий хакатон надо, однозначно, побеждать!

Первый хакатон Почтатеха (взгляд новичка изнутри на IT конкурс) Почта России, Хакатон, Соревнования, IT, Впечатления, Длиннопост

Очень хочется надеяться на то, что результаты Первого хакатона Почтатеха скоро станут доступными в виде "боевых" решений в нашей повседневной жизни, как клиентов Почты, так и её сотрудников.


Всем лучиков бобра перед Новым годом.

Почта России

1.9K поста2.9K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

1. Нельзя нарушать правила сайта.