Первый хакатон Почтатеха (взгляд новичка изнутри на IT конкурс)
Уже больше полугода вынашиваю мысль написать продолжение своего поста о том, как поменял профессию на разработчика программного обеспечения в 30 лет. Идея была, а рассказать было особо не о чем. Буквально недавно произошло событие, в котором мне удалось поучаствовать и которое, я думаю, может заинтересовать некоторых из вас.
Введение. Начну издалека. Точнее из двух разных "далёк": от меня и от того, где и кем я работаю последние полтора года.
Во-первых, для тех, кто не читал и не хочет читать исходный пост, кратко: после ВУЗа я работал по направлению "менеджмент качества", дорос до неплохих позиций, но променял эту профессию на разработчика ПО. В конце поста я говорил, как трудоустроился по специальности. Так, что мой взгляд будет со стороны "новичка в IT", но от первого лица.
Теперь стоит представить мою работу:
АО "Почта России" известна подавляющему большинству жителей России. Вокруг неё небезосновательно крутятся различные шутки и стереотипы. Я сейчас не собираюсь с ними спорить: тоже являюсь иногда клиентом Почты, и тоже сталкиваюсь с разными проблемами - сейчас не об этом.
А вот, что Вы, наверняка, не знаете, так это то, что в Почте есть целый филиал, занимающийся развитием цифровых сервисов Почты. И этот филиал - мы, работники Почтатеха - обычные люди, старающиеся заработать денежку на свою жизнь, на благополучие семьи, и, не в последнюю очередь, пытающиеся сделать жизнь работников и клиентов Почты чуть проще и приятнее. Не скажу, что мы эдакие миссии во плоти, но и плохого точно никому стараемся не делать, а только добро.
Почтатех, насколько я понимаю (могу ошибаться), начинался как небольшой отдел, когда стало понятным, что без цифровых услуг Почта так и останется в прошлом тысячелетии. Затем отдел стал департаментом. Сейчас, когда Почта вынуждена конкурировать с тем же СДЭКом, Wildberies и даже курьерами того же Яндекса, Почтатех вынужден становиться больше и, главное, лучше. Сейчас у нас около сотни незакрытых вакансий. И (насколько я это вижу сам) это не простое "раздувание штата" на наши же налоги, а, действительно, очень важное изменение в одном из самых крупных работодателей России.
"Пафосное начало", да? Похоже на заказной пресс-релиз? Ну, у меня сейчас большой эмоциональный подъём - отсюда и пафос. Надеюсь, к концу поста Вы меня поймёте. Однако же, кончаю с пафосом и перехожу к сути поста.
Теперь к теме поста - Первый хакатон Почтатеха
Многие IT-компании мира устраивают собственные внутренние (или внешние) соревнования команд-разработчиков ПО. Один из видов соревнований - это хакатоны (от хаккера и марафонца).
Суть всех хакатонов примерно следующая:
Организаторы из числа ребят, имеющих права распоряжаться баблом предприятия, придумывают несколько тем (проблем), которые нужно решить. Эти проблемы не берутся "с потолка", а выискиваются в собственных бизнес-процессах предприятия.
С другой стороны, формируются (зачастую случайным образом) команды из IT-специалистов: тимлиды, дизайнеры, манагеры и, конечно, проггеры.
В назначенное время команды выбирают тему, которую собираются выполнять; после чего у них есть 24 часа на:
- решение задачи;
- разработку прототипа в коде;
- подготовку презентации собственного проекта.
После 24 часов разработки команды представляют свои решения жюри в виде кода и готовых презентаций и, когда жюри глянут фактуру (быть может запустят код), идёт защита проектов: 5 минут на представление + 5 минут на вопросы.
Объявление, что в Почтатехе будет свой хакатон, произошло внезапно где-то в октябре-ноябре. Человеку со стороны может показаться "Ха-ха! Почта - хаккеры!"; но, как по мне, только такими способами и можно продвигать лучшие идеи и мотивировать сотрудников на их реализации. То, что у нас только лишь был объявлен такой конкурс, меня приятно тронуло до глубины души. Я немедленно решил участвовать, а, затем, подтянулись ребята и с нашего отдела - мы сформировали свою команду.
Несмотря на то, что в классическом варианте правил хакатона темы должны оставаться неким сюрпризом для команд, темы для Первого хакатона Почтатеха были известны почти сразу; к тому же, можно было придумать собственную тему. Мне думается, что такое решение было продиктовано опасениями организаторов в низком уровне команд, а также из-за того, что это соревнование, действительно, было первым у нас такого рода.
Второй особенностью правил стал состав команд, в которых должны были входить только работники Почты России. То есть, мероприятие это, в общем-то "внутреннее" (поэтому некоторые места - без подробностей).
Сами темы кратко:
- инструмент для быстрой проверки бизнес-гипотез;
- нарушения скоростного режима;
- качество вождения;
- срок доставки;
- безопасная работа в офисе;
- обращение с посылками;
- инструмент для отслеживания условий доставки на страницах e-com клиентов Почты России;
- инструмент для отслеживания наличия e-com клиентов Почты России на основных маркетплейсах;
- близкие рядом.
Подробнее темы - по ссылке.
Темы менялись и дополнялись со временем (в начале были только первые шесть). Организаторы были открыты к общению в телеграм канале, где, в общем, очень оперативно и адекватно отвечали на совершенно разные вопросы в простой и доверительной форме. Ощущение того, что ты находишься в прошлом столетии и вообще в меме про Почту России всячески улетучивалось при общении в чате этого конкурса.
166 участников на момент, когда конкурс уже прошёл и все должны были бы разбежаться! (группа закрытая - не стучитесь и не ищите)
На старт!
Большой проблемой при формировании команд нашего хакатона стал недостаток конечных исполнителей - программистов. Поэтому организаторы, кроме кропотливого составления команд, приняли два верных ключевых решения: 1. разрешить "no-code" решения (я до этого момента, в принципе, о таких слышал только краем уха, а оно, вишь-как, весьма обширная сфера индустрии); 2. снабдить участников огромным объёмом полезной информации по решению в "малом коде".
Внимание!
На последних этапах подготовки к хакатону стал известен призовой фонд, который оказался очень даже "приятным предновогодним подарком" для членов команды. Остальные же участинки должны были бы получить мерчендайз ПХП.
Марш!
Стартовали мы в 11:00, 11 декабря 2020 с приветственных слов организаторов и жюри. А дальше...
Это были одни из самых ярких моих 24 часов за последние несколько лет. Более того: поспать перед началом мероприятия так и не удалось (то есть, это были 36 часов). Но, команда дана - в бой!
Первые 12 часов - полёт нормальный
Наша команда выбрала тему "безопасного посещения офиса". Не буду вдаваться в технические подробности, но суть следующая. Есть помещение, в которое сейчас входить можно только строго ограниченному количеству людей (из-за коронавируса). По большей части люди из Почтатеха работают удалённо (спасибо инженерам-сетевикам), но иногда посещать офис необходимо. Сейчас все "бронирования" проводятся через последовательное оповещение ответственных лиц по непосредственным начальникам. Ну... так себе решение для "почтатеха". Не правда ли?
Задача кажется элементарной:
- база данных с теми, кто хочет прийти;
- веб-форма для заполнения для регистрации заявок;
- профит.
Так, да не совсем. Есть куча мелких нюансов:
- как заказать места списком (как формировать эти списки, как отменять, продлевать);
- конфигурация помещений (как получать/загружать информацию о помещениях);
- фактическая загрузка помещений (именно реальное, а не "куда записался": ведь человек может записаться, а пойти в другое место и там столпиться с другими);
- и куча других особенностей.
Далеко не всё озвученное сейчас придумали в нашей команде, но, я думаю, понятно, что задача может иметь множество решений. И мы были одной из четырёх команд, эти решения пытавшиеся придумать.
Я лично запомнил для себя ощущение непрестанно надвигающегося дедлайна с первой секунды начала соревнования до самого последнего момента. Что происходило вокруг меня в эти 24 часа - было мимо. Все мысли - в коде и технических проблемах, которые нужно решить за это время. Нервы, кофе и код (почти как "Кровь, пот и пиксели" тов. Шрейера)
Ещё 6 часов непрекращающегося гринда
Состояние участников хакатона в 4 утра 12 декабря (17 часов после начала) можно легко прочитать по волне картинок в чате телеграм.
Финишная черта
Когда в 11:00 субботы 12 декабря мы сделали последнюю загрузку в хранилище исходных кодов для проверки решения (git push).... это совершенно не передаваемые ощущения:
- усталость ещё не успела подкатить к сознанию, но дамокловым мечом нависла над ним, ожидая, когда адреналиновый-кофеиновый шторм немного угаснет;
- странное ощущение пустоты, словно из жизни выкачали последние капли смысла... ну, нет, разумом ты понимаешь, что это были всего лишь 24 часа, а жизнь - это куда больше и важнее; но в эти 24 часа твоя жизнь была в этом соревновании; смысл этой жизни был в нём; и тут - всё... ты сделал всё, что мог. Дальше дело оставалось за тимлидом, который должен был представить проект жюри, а ты? - Мавр сделал своё дело, Мавр может уходить... очень странное и интересное состояние;
- бескрайняя радость за проделанный титанический труд и фактически готовый результат: наш продукт работал, передавал и получал данные; у него была веб-панель (сайт), через которую можно работать, а также мобильное приложение под андроид - которое тоже работало; и всё это собирается, поднимается и даже не падает!
Организм довольно быстро напомнил мне, что пора бы поспать.
Будильник! Надо незабыть поставить будильник!
Представление результатов началось в час дня в субботу и продлилось более двух часов. Команды представляли свои результаты работы за сутки. Это были крутые вещи:
- одни ребята написали (пока ещё) простенький телеграм-бот для конечных пользователей Почты, в который можно вбить два адреса и получить стоимость отправления почтой, а также вернуть индекс по адресу; мелочь - а очень приятно!
- другие ребята подняли тему того, что одна посылка из пункта А в тот же пункт А может двигаться по нескольким сортировочным пунктам - особенность логистического алгоритма; тут, кончено, вопрос в том, а зачем отправлять так почту, но это дело уже другое? - но ребята предложили некоторые исправления в схему логистики - круто!
- третьи ребята предложили оптимизировать работы сортировочных центов по переправке почты между узлами логистической цепи: снижение себестоимости - благое дело!
- многие команды предложили решение безопасного посещения офиса, и эти решения тоже были классными: каждое по-своему!
Решение жюри, награждение победителей, поощрение
Победители - красавцы, участники - молодцы! Все решения были крутые. Зрители также были на высоте: их поддержка очень чувствовалась в видеконференциях.
Наше решение, увы, не заслужило высоких оценок, но впечатления от соревнования просто чудесные! Эдакий маленький праздник в нашем небольшом, но гордом IT королевстве.
P.S., Зато мне достался крутейший мерч от организаторов (Бука проверяет качество), куча уникальных впечатлений и уверенность в том, что в следующий хакатон надо, однозначно, побеждать!
Очень хочется надеяться на то, что результаты Первого хакатона Почтатеха скоро станут доступными в виде "боевых" решений в нашей повседневной жизни, как клиентов Почты, так и её сотрудников.
Всем лучиков бобра перед Новым годом.
Почта России
1.9K поста2.9K подписчик
Правила сообщества
1. Нельзя нарушать правила сайта.