Первым делом - самолёты. 27.05.2023
Просматривая комментарии к постам, пришёл к выводу, что пора написать пост на авиационную тему. В отрасли произошло много интересного, а главное - более года прошло с момента написания поста
О жизни без неба. Импортозамещение в гражданской авиации,
в котором были даны некоторые прогнозы. Сбываемость прогноза на 2023 год уже вполне можно оценить. Итак, сравним прогноз от 10 апреля 2022 года с фактом, по состоянию на 27.05.2023.
1. Прогноз: Через год количество летающих лайнеров иностранного производства сократится вдвое, и будет поддерживаться в этом количестве до импортозамещения. Варианты серого импорта будут найдены, но количество запчастей вряд ли позволит держать «на крыле» все имеющиеся сейчас борты. В эксплуатации останется не более 400 рабочих самолетов, из которых не менее 120 - Суперджеты 100. Для обеспечения всех внутренних перевозок достаточно 670 самолетов. Прогнозируемое количество для обеспечения всего объема перевозок недостаточно.
1. Факт: Событие не произошло. Точных цифр по количеству бортов, находящихся в состоянии лётной годности найти не удалось, но есть вот такая информация: "На сегодняшний день из 1167 самолетов у нас не каннибализирован ни один самолет. Все самолеты работают в нормальном режиме, обеспечены запчастями, и это запчасти нормальные, сертифицированные."
https://www.rbc.ru/economics/15/03/2023/641181919a7947e755a9...
https://aviation21.ru/letnuyu-godnost-imeyushhixsya-v-rossii...
https://ria.ru/20230315/aviakompanii-1857992611.html
https://tass.ru/ekonomika/17269251
Кстати, это факт сохранения флота признал даже Форбс.
https://www.forbes.ru/biznes/483067-podrezannye-kryl-a-cto-p....
Ремарка: "Победа" вернула самолёты в эксплуатацию.
https://www.aex.ru/news/2023/4/21/256407/
2. Прогноз: Будут отменены рейсы на малые расстояния, по всем маршрутам, где авиационная перевозка может быть заменена железнодорожной при сравнимом времени доставки, с учетом доезда в аэропорт, регистрации, посадки и высадки.
2. Факт: Событие не произошло. Наоборот, открывается много дополнительных рейсов по России. Единственная негативная новость по теме - закрыта часть рейсов "в облет Москвы", но это связано не с недостатком самолетов, а с сокращением субсидирования.
https://www.rbc.ru/business/04/05/2023/645353d29a79478934a81...
3. Прогноз: «Тёмные времена» - период недостатка самолетов для полного покрытия потребностей в авиаперевозках продлятся от трех до пяти лет.
3. Факт: Событие ПОКА не произошло. И, скорее всего, не произойдёт. Впрочем - посмотрим. Этот прогноз относится 2 будущим периодам.
Резюме: негативный прогноз не сбылся. Летаем.
Резонансные события последнего времени:
1. В России в 2022 году было совершено 2000 рейсов на западных самолетах, укомплектованных запасными частями и компонентами с истекшим сроком годности, выяснил «Коммерсантъ». Такую оценку привел глава службы Виктор Басаргин на комитете Госдумы по транспорту.
// Эта новость широко будируется, но на самом деле ничего страшного в этом факте нет. Простыми словами: авиа-запчасть по регламенту не "просрачивается" одномоментно. После истечения предписанного срока эксплуатации для КАЖДОЙ детали регламентом определён срок и режим БЕЗОПАСНОЙ эксплуатации до замены.
По этой ссылке - профессиональное мнение специалиста по теме:
https://www.bfm.ru/news/525530
А по этой - тенденциозная подача новости в негативном ключе:
https://www.forbes.ru/society/489426-kommersant-uznal-ocenku...
2. Авиакомпания China Eastern 28 мая выполнит первый коммерческий рейс на китайском пассажирском самолете C919.
https://www.aviaport.ru/digest/2023/05/26/751539.html
// Это новость в БОЛЬШИНСТВЕ изданий преподносится в следующем ключе: "Вот, Китай полетел, а где ваш хвалёный МС-21?". Попробуем разобраться.
Первое: С919, скажем так, не совсем китайский.
Более того, к его разработке привлекались иностранные организации. Вот что ещё в 2015 году писал РБК: "Проект C919 не является собственно китайской разработкой. К нему привлечено сразу несколько западных компаний. Часть авионики, в том числе системы коммуникации, навигации и системы контроля, поставляют Rockwell Collins (США) и ее китайские партнеры. Вычислительную систему, дисплеи для кабины пилотов и черные ящики поставляют GE Aviation и ее партнер AVIC Systems, системы энергоснабжения — Hamilton Sundstrand и AVIC Systems, двигатели CFM International Leap-1C — GE и Snecma (французский конгломерат Safran)."
https://www.rbc.ru/business/02/11/2015/5637a0409a794755d18b3...
Второе: С919 - самолёт предыдущего поколения. Он полностью металлический, он не оснащён "чёрным" (композитным) крылом, а значит - в принципе не сможет достигнуть тех показателей топливной эффективности, которые заложены в МС-21.
https://aviav.ru/novyiy-kitayskiy-avialayner-c919-okazalsya-...
https://vpk.name/news/631438_rossiiskomu_ms-21_ne_strashen_u...
3. Стало известно о решении правительства РФ узаконить «каннибализацию» самолетов.
https://www.forbes.ru/biznes/483767-izvestia-uznali-o-reseni...
// Очень страшно. Посмотрим, однако, что это значит на самом деле.
https://iz.ru/1454090/anastasiia-lvova-maksim-talavrinov/zap...
Кабмин в конце декабря принял поправки в постановление № 353, дающие право российским авиакомпаниям и предприятиям снимать исправные запчасти с одних лайнеров для их хранения или установки на другие. Также разрешено устанавливать неоригинальные иностранные запчасти и продлевать сроки техобслуживания самолетов. Нормы постановления № 353 скрыты от публикации, поэтому журналисты пользуются информацией "Из источников". В статье утверждается, что каннибализация флота — это нормальная мировая практика, при реализации которой просто необходимо соблюдать четкие процедуры исполнения.
Естественно, новость также используется как повод для наведения паники. Вот соответствующие статьи:
https://newizv.ru/news/2022-12-29/sostoyanie-rossiyskoy-avia...
Резюме: из трёх широко обсуждаемых "проблем отечественной гражданской авиации" реальной (и то не полностью) является только одна - проблема снабжения запчастями. Вопрос "полётов с просроченными деталями" и "проигрыш Китаю в гонке авиалайнеров" - в значительной степени надуманы.
Важная частная ремарка: Предвидя обвинения в том что: "ТС никуда не летает, вот и не боится неисправных самолётов" докладываю: в обычный месяц у меня две-три командировки. Все - по стране, все - самолётами. Не боюсь.
Текущие новости авиации:
1. Корпорация «Иркут» в сотрудничестве с ЮРГПУ им. Н.И. Платова (Новочеркасск) создала робота-укладчика композитного волокна. Он будет использоваться при серийном производстве «чёрного» крыла самолёта МС-21. Все ключевые элементы, включая программное обеспечение и системы управления процессами, произведены в России. Опытный образец робота запущен в промышленную эксплуатацию в московской лаборатории компании «АэроКомпозит».
// Критически важный элемент технологического суверенитета.
https://aviation21.ru/a-gajdanskij-rossii-stanovitsya-import...
2. Предприятие Роскосмоса передало ОДК первую опытную камеру сгорания двигателя ПД-8.
// Камеры делают и предприятия ОДК (Объединённой двигательной корпорации), но ПД-8 понадобится МНОГО. Поэтому часть деталей будет делать "Роскосмос".
https://aviation21.ru/predpriyatie-roskosmosa-peredalo-odk-p...
3. Институт Авиационного приборостроения «Навигатор» начал передавать корпорации «Иркут» первые образцы системы предупреждения столкновения в воздухе (СПСВ) для самолётов МС-21 и SSJ-New.
// Это важный элемент авионики. Теперь - отечественный.
https://aviation21.ru/rossijskaya-tcas-nachala-ustanavlivats...
4. «Аэрофлот» завершил передачу самолётов SSJ100 авиакомпании «России».
// Хорошее управленческое решение. Чем выше "концентрация типа ВС" во флоте авиакомпании, тем эффективнее этим флотом можно управлять. В том числе, и используя каннибализацию.
https://aviation21.ru/aeroflot-zavershil-peredachu-samolyoto...
5. Если не удастся освоить ремонт горячей части двигателей SaM146, то по расчётам корпорации «Иркут» и ОДК к концу 2030 года из более чем 150 самолётов SSJ100, находящихся в эксплуатации, останется всего 28 ВС. Двигатель SaM146 был создан совместно французским концерном Safran и российским НПО «Сатурн». Ремонт горячей части (газогенератора) двигателя проводился только во Франции.
// Предположу, что рано или поздно ремонт горячей части (или полная её замена) будет освоена, т.к. ремоторизация SSJ100 на ПД-8 экономически неэффективна, а потеря 120+ бортов более чем неприятна.
https://aviation21.ru/sukhoi-v-ostatke-proverit-v-aprele-mae...
https://www.frequentflyers.ru/2023/02/11/ssj_engines/
6. Передача авиакомпании Red Wings двух самолётов Ту-204/214 сдвигается на конец лета. Срыв сроков связан с долгим поиском подрядчика для восстановления салонов.
// Если что-то когда-то погубит Россию, то это будет не внешний враг, а внутренняя бесхозяйственность и разгильдяйство. У меня нет слов - решили все проблемы с планером, двигателем, шасси - и не смогли разобраться с салоном? Бардак.
https://aviation21.ru/samolyoty-tu-204-214-red-wings-mozhet-...
7. Авиакомпания «Россия» заменяет авиашины зарубежного производства на отечественные.
// Лиха беда начало. Сперва шины, потом диски, а потом и горячая часть двигателя.
https://aviation21.ru/aviakompaniya-rossiya-menyaet-aviashin...
8. МС-21 – дайджест за апрель-2023.
// Просто - читаем. В статье написано и про успехи, и про проблемы.
https://aviation21.ru/ms-21-dajdzhest-za-aprel-2023/
Итоговое резюме: я очень рад, что мой прогноз не сбылся. Вот совсем не сбылся. Имеющиеся самолёты - летают. Новые, российские - в работе. Так что полетаем ещё!