Пара слов о панике.

Что такое ситуация катастрофы? Это резкая травматизация, ситуация запредельного. Физический шок.

Заметьте, это не значит, что Тело отказывает. Всего один пассажир на суперджете госпитализирован с инфарктом миокарда. Тело вообще очень живучее.

Чаще характерны заторможенность реакций, проблема с концентрацией, ступор или наоборот повышенная возбудимость, истерика, слепой ужас.

Да. В чрезвычайных условиях выявляются не только лучшие, но и худшие человеческие качества: слабость характера или несмелость, вызывающие незначительные уступки в рядовые понедельники, может обернуться трусостью и предательством в катастрофе или на войне. Но чаще люди просто тупеют.

Это увы. Но большинство людей в этот момент реагируют рептильным мозгом: замереть, не двигаться, не привлекать внимания, пока не подумаю. Затем наступает реакция бей или беги.

Если ни сражаться, ни бежать нельзя, организм тормозит. Падает давление, снижается частота дыхания, ступор. Эмоций нет, боли не существует. Этот феномен называется тоническая неподвижность.

Они будут что-то делать на автомате. Они действительно ничего не ощущают. Их мозг не работает. Они часто не помнят сразу или долгое время, что вообще происходило.

Я в 2012м году оказалась с Евой в пресловутом поезде, потерявшем управление в метро. Тогда об этом написали только в Фонтанке, выборы были на носу.

Я видела эти реакции не только в книжке.

Это трудно вообразить логикой: поезд дымил, горел и носился с толпой почти час. Когда он остановился половина людей побежала без разбору люди-дети... Половина начала рассаживаться на освободившееся места. Автоматическая реакция: место освободилось, надо сесть.

Я поэтому не исключаю этой реакции в самолёте: приземлились, надо взять багаж.

Я сейчас не оправдываю тех, кто спасал свой луи витон в бизнес-салоне или свои несколько тысяч рублей в рюкзаке, сидя под крылом самолёта, не дал спастись другим людям. Я говорю, что я не знаю, действовали ли они из трусости или бесчеловечности. Или потому что в панике они стали тупыми.

Меньшинство людей в ситуации резкой катастрофы будут боеспособны. Этот процент настолько мал, что как будто неловко за эволюцию.

Это люди, которые будут организовывать эвакуацию, спасать других, стоять до последнего. Всегда ли это экипаж? Нет. Всегда ли это бедные или средний класс, как будто деньги что то определяют? Нет. На Титанике погибли в том числе самые богатые пассажиры, многие добровольно. Героизм проявляли не только члены команды. А часть экипажа покинула судно в полупустых шлюпках.

Влияет ли нация? Не знаю. Я не так давно летела во Франкфурт. Самолёт сел на час позже. Почти все опаздывали на трансфер. Рейс международный, русских не много. Когда мы приземлились, народ начал вставать. Мы ещё ехали по полосе, ещё не был подан трап, ничего... капитан раза четыре повторял: сядьте, сядьте. На всех языках. Думаете, сели? Нет. Европейцы тоже, не слушая команду, торопились достать вещи.

То, как мы ведём себя в стрессе и особенно перед лицом смерти, продиктовано многими факторами. Опытом. Навыками, которые в нас вшиты.

Ну да, на это очень сильно влияют наши смыслы, наши ценности и наши способности реагировать в принципе. В мирной жизни в том числе. Мужество и здравый смысл начинаются в повседневности.

Пара слов о посттравматическом синдроме.

Большинство людей, не справившихся с травмой ( причем не обязательно речь о смертельном испуге), потом будут персонажами с картины Мунка: охваченные ужасом на фоне кровавого неба. Видят не то, на что падает их взгляд, а одолеваемы пугающими образами, столь ужасными, что не могут отвести глаз. Вот так живут люди с посттравматическим синдромом или панической атакой. Потом опыт может перейти в психосоматику.

Те же реакции характерны для людей, в детстве которых был дефицит заботы или хронический стресс, который принуждал нервную систему к когнитивно-эмоциональной обработке, что ведёт к повреждению гиппокампа и миндалевидного тела мозга. То есть им будет трудно воспринимать новую информацию сознательно: они в прошлом застряли, преобладать будет рефлекс страха.

Если вы слишком погружаетесь в чужое страдание, значит вы не справились с собственным. Вы рухнете в свою беспомощность.

Есть время для траура. Почтительного. Но важно не провести в печали и страхе всю собственную жизнь.

Что помогает устойчивости:

Первое - признание непредсказуемости жизни.

Второе - творческая адаптация, гибкое поведение, управление мыслями, эмоциями и поведением.

Третье - осознание себя как действующей силы, ответственность за выбор и принятие того, что выбор имеет последствия.


Из инстаграмма Марии Бразговской.https://instagram.com/marybrazgovska?igshid=lj9ybn476tz6