10

Ответ на пост «Почему Сталин называл микробиолога Зинаиду Виссарионовну Ермольеву сестренкой»1

Во всей этой истории женщины с головокружительной карьерой и работоспособностью ( помимо всех достижений, ведь кроме пенициллина, был разработан ещё стрептомицин, тетрациклин, интерферон; в 40 лет стала профессором! и т.д.)

Мне не дает покоя одна мысль: как вот они тогда воспринимали жизнь? Где брали силы и простигосподи мотивацию для работы?

Спотыкаешься когда доходишь до раздела про её личную жизнь.

У Ермольевой было два мужа (тоже известных ученых) и обоих репрессировали. Льва Зильбера (с которым они хоть к тому моменту уже развелись, но истории она очень его любила) арестовывали три раза: в 30-м г., 37-м г. и в 40-м г., Алексея Захарова в 38-м г.

Зильбера, в том числе ее стараниями, отпускали (но, блять: в 37м отправили в лагерь за попытку заражение Москвы энцефалитом через водопровод (wtf?!) и медленную работу над лекарством, а он "в условиях тундры из ягеля получил дрожжевой препарат против пеллагры, чем спас жизни сотни заключенных...[..] ... в 40-м вспомнив об умении Зильбера получать спирт из ягеля, начальство направило его в химическую «шарашку», где он начал исследования рака (!)).


А Захарова расстреляли..."Близким сообщили, что он умер в тюремной больнице в 1940 году." - муж величайшей на тот момент микробиолога скончался в _тюремной_ больнице!


А что она? продолжила работать.. Через три года в 43-м за работу в Сталинграде она получила сталинскую премию первой степени и ...и всю отдала в Фонд обороны страны для строительства самолёта. На эти деньги был построен истребитель. Можете представить сколько стоит истребитель?

Могли у неё быть..хм..вопросы к властям? Могли.

Но это в 17 ты можешь смотреть на такую жизнь ужасаясь и восхищаясь, но отстраненно. Хорошо думать: наверное, она понимала, что работает для людей, простых людей, умирающих от холеры, от гриппа, теряющих ноги от гангрены. Наверняка, ей было интересно и хотелось открытий, новых знаний, признания.

В 30 ты с ужасом примеряешь на себя. Подушки в слезах представляются, пустая квартира, тоска по любимому. Может, страх.

Жгучая несправедливость - столько сделано, столько отдано - а они расстреляли.

Мужей у нее больше не было, детей тоже.

И вот после всего этого, "встать и идти работать".
Как жить и работать с этим? Где брать силы принимать такое и продолжать? Или вопрос такой не стоял? Как это укладывалось в голове?