Ответ на пост "Ответ krizus в «Ищу работников!»"

Лет двадцать назад бегали у нас по городу так называемые «социальные автобусы», бесплатно развозили по дачам пенсионеров и всяких льготников. Возвращался я однажды на таком с рыбалки...

Кондуктор прошла по салону, взяла с меня денежку, остальные пассажиры помахали перед ней красными книжечками, водитель с лязгом врубил передачу, и древний "ПАЗик", скрипя и погромыхивая сочленениями, тронулся.

...По моим скромным наблюдениям, водители автобусов – люди с гипертрофированным чувством собственного достоинства. С пассажирами они обычно разговаривают сквозь зубы, если вообще снизойдут до разговора. Но в этот раз водила попался из породы балагуров, которых хлебом не корми дай позубоскалить. Полуобернувшись, он выцепил ветхую старушонку на первом сиденье и спросил:
-Бабуля, вот куда ты едешь? Место занимаешь, а я тебя вожу бесплатно.
-Ты на дорогу гляди, а то завязешь нас у бурьяны, - с удовольствием откликнулась бабка.– Не твоя забота, куды я езжу. Вязёшь и вязи.
-Нет, правда, - не унимался шофёр. – Сидела бы ты, бабушка, дома, язык чесала на скамейке у подъезда.
-Ну як тут сядеть, милок? Надо ж детям помогать. Я им на даче и картоху выращу, и помидорки.
-А сколько ж тебе, бабка, лет?
-Восемьдесят! – чуток горделиво ответила бабушка.

Водитель помолчал, потом растерянно промолвил:
-А детям твоим по сколько?
-Младшенькому пятьдесят.

Теперь водитель молчал целую минуту, потом, собравшись с мыслями, сказал:
-Бабушка, в твоём возрасте уже дети тебе должны помогать, а не ты им.
-Так у меня ж ещё и внуки есть, и правнук недавно родился, их жа тожа надо поднимать, - убеждённо молвила старушка.

Беззлобно переругивались они до самого города; бабка рассказывала, как она «робила у калхози», потом переехала к детям, зимой живёт у младшенького, а летом за дачей ухаживает. У «Дома книги»  старушка сошла, захватив корзинку с огурцами, а мы поехали дальше.

Дословно этот разговор я, конечно, не помню, но за смысл ручаюсь. И я не знаю, как к этому относиться!  
С одной стороны, конечно, запри эту бабку в четырёх стенах, она враз зачахнет. Судя по деревенскому говорку, она всю жизнь провела на земле, и на даче копошиться ей в радость. Эти грядки ей, может, жизнь продлевают. Кроме того, чувство нужности! Уж какая там от неё помощь, но вот привезёт десяток огурцов – вроде и не зря живёт.

А с другой… Прожила она жизнь, и что, кроме работы, видела? Ведь и войну захватила, и после войны горюшка хлебнула «у калхози»; может, только и пожила, что при Брежневе, а вот она уже и старость. И даже в восемьдесят лет – работа-работа-работа…

Смотрел я на неё и думал: «А ведь эта бабушка в какой-то мере символ нашего образа жизни!»

Веками русский народ жил общиной, коллективом, помогая друг другу. Причём под общиной понималась семейственность, родственные, так сказать, узы. Конечно, в России это не так развито, как в Азии, но всё-таки мы по своему менталитету гораздо ближе к азиатам, чем к европейцам или американцам с их культом индивидуализма и эгоизма, если можно так выразиться. А вот хорошо это или плохо?

Вот эта бабка всю жизнь помогала детям. Ладно, если она их воспитала нормальными людьми, а то ведь сколько захребетников выросло на мамкиной-папкиной шее! Диву даёшься, видя сорокалетнего оболтуса, с нетерпением ждущего родительскую пенсию.

Это одно. Другое – пресловутая клановость, когда номенклатурные родители тянут-потянут сыночка по карьерной лестнице, или просто пристраивая на непыльную работёнку племянника, даже если он дурак дураком. А ведь родоплеменные отношения - тормоз прогресса, не мной сказано!

Может, и впрямь западная модель устройства общества более… э-э-э…. жизнеспособна, что ли? В самом деле, в США вырастили родители ребёнка, выучили – и до свидания! Под зад коленом, иди нафиг отсюда! Дальше сам пробивайся. Пробьёшься – молодец, не пробьёшься – ну что ж, не повезло. Жизнь, она штука жестокая.

Может, поэтому западные люди более предприимчивые, более приспособленные, более мобильные, что их с детства готовят к превратностям судьбы и приучают рассчитывать только на себя? И каждый со своим эгоцентричным мышлением считает себя личностью, требующей, чтобы его права уважались. А у нас Маяковский писал: «Единица – ноль, единица – вздор!» Тысячу лет ноль. До сих пор.

Вот какие мысли навеяла рядовая в общем-то поездка на рядовом автобусе…

(Этот рассказ я публиковал на нашем городском "Интернет-портале." Из комментариев к нему:

"Там просто родители готовят к самостоятельной жизни, я так понимаю.  А у нас ....  Зайдите в детскую поликлинику там мамы с 14-15 летними детишками в очереди сидят. Боятся - а вдруг чадо не к тому врачу попадет. Студентов каждую неделю на автовокзале встречают - а вдруг не в тот автобус сядет или остановку свою проедет.")