Основы HTTP-серверов

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

В этой статье вы поближе познакомитесь с пакетом net/http и полезными сторонними библиотеками на примере построения простых серверов, маршрутизаторов и промежуточного ПО.



Создание простого сервера:

Код снизу запускает сервер, который обрабатывает запросы по одному пути. (Все листинги кода находятся в корне /exist репозитория GitHub https://github.com/blackhat-go/bhg/.) Этот сервер должен обнаруживать URL-параметр name, содержащий имя пользователя, и отвечать заданным приветствием.

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Сервер Hello World

Этот простой пример предоставляет ресурс по адресу /hello. Данный ресурс получает параметр и возвращает его значение обратно клиенту. http.HandleFunc() в функции main() получает два аргумента: строку, являющуюся шаблоном URL-пути, который сервер должен искать, и функцию, которая будет обрабатывать сам запрос. При желании определение функции можно оформить в виде анонимной встроенной функции. В этом примере мы передаем определенную чуть раньше функцию hello().

Функция hello() обрабатывает запросы и возвращает клиенту сообщение «Hello». Она получает два аргумента. Первый — это http.ResponseWriter, используемый для записи ответов на запрос. Второй аргумент является указателем на http.Request, который позволит считывать информацию из входящего запроса. Обратите внимание на то, что мы не вызываем hello() из main(), а просто сообщаем HTTP-серверу, что любые запросы для /hello должны обрабатываться функцией hello().

Что же на самом деле происходит внутри http.HandleFunc()? В документации Go сказано, что она помещает обработчик в DefaultServerMux. ServerMux означает серверный мультиплексор. На деле же это просто сложное выражение, подразумевающее, что внутренний код может обрабатывать несколько HTTP-запросов для шаблонов и функций. Это выполняется посредством горутин, по одной для каждого запроса. При импорте пакета net/http создается ServerMux и прикрепляется к пространству имен этого пакета. Это DefaultServerMux.

В следующей строке прописан вызов http.ListenAndServe(), которая получает в качестве аргументов строку и http.Handler. Она запускает HTTP-сервер, используя первый аргумент в роли адреса, которым в данном случае является :8000. Это означает, что сервер должен прослушивать порт 8000 по всем интерфейсам. Для второго аргумента, http.Handler, передается nil. В результате пакет задействует в качестве обработчика DefaultServerMux. Вскоре мы будем реализовывать собственный http.Handler и передавать его, но пока что используем предустановленный вариант. Можно также задействовать http.ListenAndServeTLS(), которая запустит сервер с использованием HTTPS и TLS, но потребует дополнительных параметров.

Для реализации интерфейса http.Handler необходим один метод — ServeHTTP(http.ResponseWriter, *http.Request). И это здорово, потому что упрощается создание собственных специализированных HTTP-серверов. Существует множество сторонних реализаций, которые расширяют функциональность пакета net/http, добавляя такие возможности, как промежуточное ПО, аутентификация, кодирование ответа и др.

Протестировать созданный сервер можно с помощью curl:

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Превосходно! Этот сервер считывает URL-параметр name и отвечает приветствием.


Создание простого маршрутизатора:



Далее мы создадим простой маршрутизатор, приведенный , который показывает, как динамически обрабатывать входящие запросы, проверяя URL-путь. В зависимости от того, что содержит URL-путь, /a, /b или /c, будет выводиться сообщение Executing /a, Executing /b или Executing /c. Во всех остальных случаях отобразится ошибка 404 Not Found.

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Простой маршрутизатор

Сначала идет определение типа router без полей, который будет использован в реализации интерфейса http.Handler. Для этого нужно определить метод ServerHTTP(). Он использует для URL-запроса инструкцию switch, выполняя различную логику в зависимости от пути. В нем применяется предустановленный ответ 404 Not Found. В main() мы создаем новый router и передаем соответствующий ему указатель в http.ListenAndServe().

Давайте взглянем на это в ole-терминале:

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Все работает, как ожидалось. Программа возвращает сообщение Executing /a для URL, который содержит путь /a. При этом для несуществующего пути она возвращает ответ 404. Это тривиальный пример, и сторонние маршрутизаторы, которые вам предстоит использовать, будут иметь намного более сложную логику, но теперь основной принцип вам должен быть понятен.


Создание простого промежуточного ПО:



Пора перейти к созданию промежуточного ПО, выступающего в качестве обертки, которая будет выполняться для всех входящих запросов независимо от целевой функции. В примере из кода ниже мы создаем логер, отображающий время начала и окончания обработки.

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Простое промежуточное ПО

По сути, здесь создается внешний обработчик, который при каждом запросе логирует определенную информацию на сервер и вызывает функцию hello(), вокруг которой логика этого процесса и обертывается.

Как и в примере с маршрутизатором, здесь определяется новый тип logger, но на этот раз в нем есть поле inner, которое является самим http.Handler. В определении ServeHTTP() мы используем log() для вывода времени начала и завершения запроса, вызывая между этими выводами метод ServeHTTP() внутреннего обработчика. Для клиента данный запрос завершится внутри этого обработчика. В main() с помощью http.HandlerFunc() из функции создается http.Handler. Здесь реализуется logger, в котором для inner устанавливается только что созданный обработчик. В завершение происходит запуск сервера с помощью указателя на экземпляр logger.

Выполнение кода и отправка запроса выводят два сообщения, содержащих время его начала и завершения:

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Маршрутизация с помощью пакета gorilla/mux



Как показано в Простом Маршрутизаторе, с помощью маршрутизации можно сопоставлять путь запроса с функцией. Ее можно использовать также для сопоставления с функцией и других свойств, таких как HTTP-глаголы (методы запроса) или заголовки хостов. В экосистеме Go доступны несколько сторонних маршрутизаторов. Здесь мы представим один из них — пакет gorilla/mux. Но как и в остальных случаях, рекомендуем расширять знания самостоятельно, изучая и другие пакеты по мере их появления на вашем пути.

gorilla/mux — это зрелый сторонний пакет маршрутизации, который позволяет выполнять перенаправление на основе как простых, так и сложных шаблонов. Помимо прочих возможностей, он предоставляет регулярные выражения, вторичную маршрутизацию, а также сопоставление параметров и глаголов.

Рассмотрим пару вариантов применения этого маршрутизатора. Выполнять эти примеры необязательно, так как вскоре мы задействуем их в реальной программе.

Для использования gorilla/mux нужно его сначала установить с помощью команды go get:

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Теперь можно приступить к делу и создать маршрутизатор с помощью mux.NewRouter():

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Возвращаемый тип реализует http.Handler, а также имеет множество других ассоциированных методов. Например, если требуется определить новый маршрут для обработки запросов GET к шаблону /foo, можно сделать так:

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Теперь благодаря вызову Methods() этому маршруту будут соответствовать только запросы GET. Все остальные методы будут возвращать ответ 404. Поверх этого можно надстроить цепочку других квалификаторов, например Host(string), который сопоставляет определенное значение заголовка хоста. Как вариант, следующий код будет сопоставлять только те запросы, чей заголовок установлен как www.foo.com:

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Иногда это полезно для сравнения и передачи параметров внутри пути запроса, например при реализации RESTful API. С помощью gorilla/mux это делается легко. Следующий код будет выводить на экран все, что следует за /users/ в пути запроса:

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

В определении пути параметр запроса задается с использованием фигурных скобок. Можете рассматривать его как место для подстановки. Затем внутри функции-обработчика происходит вызов mux.Vars(), куда передается объект запроса. В ответ вернется map[string] string — карта имен параметров запроса с соответствующими значениями. Поле для подстановки имени user передается в качестве ключа. В итоге запрос к /users/bob должен выдать приветствие для Боба:

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Этот шаг можно продолжить, и использовать регулярное выражение для уточнения переданных шаблонов. Например, можно указать, что параметр user должен состоять из букв нижнего регистра:

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Теперь любые запросы, не совпадающие с этим шаблоном, будут возвращать ответ 404:

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Далее мы разовьем тему маршрутизации, включив реализации промежуточного ПО с помощью других библиотек. Это повысит гибкость обработки HTTP-запросов


Создание промежуточного ПО с помощью Negroni



Простое промежуточное ПО, которое мы показали ранее, логировало время начала и завершения обработки запроса и возвращало ответ. Подобные промежуточные программы не обязательно должны работать с каждым входящим запросом, но в большинстве случаев именно так и будет. Для их применения есть много причин, включая логирование запросов, аутентификацию и авторизацию пользователей, а также отображение ресурсов.

Например, можно написать такую программу для выполнения базовой аутентификации. Она будет парсить заголовок авторизации для каждого запроса, проверять переданные имя пользователя и пароль, возвращая ответ 401 в случае ошибки при аутентификации. Помимо этого, можно связывать в цепочку несколько промежуточных функций так, чтобы они выполнялись поочередно.

При создании промежуточной программы логирования ранее в этой главе мы обернули только одну функцию. На практике же это не особо эффективно, так как вам наверняка понадобится использовать более одной функции. Для этого необходимо применить логику, которая сможет выполнять эти функции поочередно. Написание такого кода с чистого листа не представляет особой сложности, но в этот раз мы обойдемся без изобретения колеса и просто применим проработанный пакет negroni, который уже умеет это делать.

Этот пакет, расположенный в репозитории по адресу https://github.com/urfave/negroni/, хорош тем, что не привязывает вас к крупному фреймворку. При этом его можно легко подключать к другим библиотекам, что делает его особенно гибким.

Также в нем присутствуют предустановленные промежуточные программы, которые могут пригодиться во многих сценариях. Для начала опять же нужно выполнить команду
go get negroni:

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Несмотря на то что технически этот пакет можно использовать для всей логики приложения, это будет далеко не самым оптимальным решением, потому что он призван служить промежуточным ПО и не включает маршрутизатор. Лучше применять negroni в тандеме с другим пакетом, например gorilla/mux или net/http. Применим первый для создания программы, которая познакомит вас с negroni и наглядно покажет порядок операций по ходу их реализации в цепочке промежуточных программ.

Начнем с создания нового файла main.go в пространстве имен каталогов, например github.com/blackhat-go/bhg/ch-4/negroni_example/. (Если вы клонировали репозиторий BHG, это пространство имен уже будет создано.) Теперь нужно добавить в созданный файл в код который мы сейчас напишем.

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Пример использования Negroni

Сначала, как и ранее, с помощью вызова mux.NewRouter() создается маршрутизатор. Далее идет первое взаимодействие с пакетом negroni, а именно вызов negroni.Classic(). Таким образом создается новый указатель на экземпляр Negroni.

Это можно сделать разными способами: использовать negroni.Classic() или вызвать negroniNew(). Первый вариант, negroni.Classic(), устанавливает набор промежуточных программ по умолчанию, включая логер запросов, утилиту восстановления, которая будет осуществлять прерывание и восстановление в случае паники (аварийной остановки выполнения программы), а также программу, которая будет предоставлять файлы из публичного каталога, расположенного в той же папке. Что же касается функции negroni.New(), то она не создает предустановленного промежуточного ПО.

В пакете negroni доступна каждая из перечисленных промежуточных программ. Например, пакет восстановления можно добавить, выполнив

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Далее следует добавление в стек промежуточного ПО маршрутизатора с помощью вызова n.UseHandler(r). Планируя и собирая собственный промежуточный комплект программ, не забудьте учесть порядок их выполнения. Например, необходимо, чтобы программа проверки аутентификации срабатывала до функции-обработчика, которая эту аутентификацию требует. Любая такая программа, надстроенная над маршрутизатором, будет выполняться после обработчика. Порядок важен. В данном случае мы не определяли собственное ПО, но вскоре к этому прибегнем.

Сейчас же мы создадим сервер из Примера использования Negroni и запустим его. Затем отправим ему веб-запросы по адресу http://localhost:8000. В результате программа логирования negroni должна вывести информацию в stdout, как показано далее. В выводе отражены временная метка, код ответа, время обработки, хост и HTTP-метод:

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Конечно, предустановленное промежуточное ПО — это очень хорошо, но реальная мощь проявляется, когда вы создаете собственное. При работе с negroni добавлять промежуточные программы в стек можно с помощью нескольких методов. Взгляните на следующий код. Он создает простую программу, которая выводит сообщение и передает выполнение следующей программе в цепочке:

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Эта реализация немного отличается от предыдущих примеров. Ранее мы реализовывали интерфейс http.Handler, который ожидал метод ServeHTTP(), получающий два параметра: http.ResponseWriter и *http.Request. В этом же примере вместо интерфейса http.Handler реализуем интерфейс negroni.Handler.

Небольшое различие здесь в том, что интерфейс negroni.Handler ожидает реализации метода ServeHTTP(), который получает уже не два, а три параметра: http.ResponseWriter, *http.Request и http.HandlerFunc. Параметр http.HandlerFunc представляет следующую промежуточную функцию в цепочке, которую мы назовем next. Сначала обработка выполняется методом ServeHTTP(), после чего происходит вызов next(), которой передаются изначально полученные значения http.ResponseWriter и *http.Request. В результате выполнение передается дальше по цепочке.

Но нам по-прежнему нужно указать negroni использовать в цепочке промежуточного ПО и нашу реализацию. Для этого можно вызвать метод negroni под названием Use и передать ему экземпляр реализации negroni.Handler:

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Писать собственный набор промежуточных программ с помощью этого метода удобно, поскольку можно легко передавать их выполнение по цепочке. Но при этом есть один недостаток: все, что вы пишете, должно использовать negroni. Например, если создать пакет промежуточного ПО, который записывает в ответ заголовки безопасности, то он должен будет реализовывать http.Handler, чтобы его можно было применять и в других стеках приложения, так как большинство из них не будут ожидать negroni.Handler. Суть в том, что независимо от назначения создаваемых промежуточных программ проблемы совместимости могут возникнуть при попытке использовать промежуточное ПО negroni в другом стеке и наоборот.

Есть два других способа сообщить negroni, что следует задействовать ваше промежуточное ПО. Первый из них — это уже знакомый вам UseHandler (handler http.Handler). Второй — это вызов UseHandleFunc(handlerFunc func(w http.ResponseWriter, r *http.Request)). Последним вы вряд ли станете пользоваться часто, поскольку он не позволяет поочередно выполнять программы в цепочке. Например, если нужно написать промежуточную функцию для выполнения аутентификации, то в случае неверной информации сессии или учетных данных потребуется возвращать ответ 401 и останавливать выполнение. С помощью названного метода это сделать не получится.



Добавление аутентификации с помощью Negroni:




Прежде чем продолжать, давайте изменим пример из предыдущего раздела, чтобы продемонстрировать использование context, который может легко передавать переменные между функциями. В примере из кода ниже с помощью negroni добавляется промежуточная программа аутентификации.

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Использование context в обработчиках

Здесь мы добавили новую промежуточную программу, badAuth, которая будет симулировать аутентификацию исключительно в целях демонстрации. Этот новый тип содержит поля Username и Password и реализует negroni.Handler, поскольку в нем определяется версия метода ServeHTTP() с тремя параметрами. Внутри ServeHTTP() сначала из запроса извлекаются имя пользователя и пароль, после чего их значения сравниваются с имеющимися полями. Если данные не совпадают, выполнение останавливается и запрашивающей стороне отправляется ответ 401.

Обратите внимание на то, что мы делаем возврат до вызова next(). Это останавливает выполнение оставшейся цепочки промежуточных программ. Если учетные данные окажутся верными, выполняется довольно объемный код для добавления имени пользователя в контекст запроса. Сначала происходит вызов context.WithValue() для инициализации контекста из запроса с установкой в него переменной username. Затем мы убеждаемся, что запрос использует новый контекст, вызывая r.WithContext(ctx). Если вы планируете написать веб-приложение на Go, то вам нужно будет получше познакомиться с этим шаблоном, поскольку применять его придется часто.

В функции hello() мы получаем имя пользователя из контекста запроса, применяя функцию Context().Value(interface{}), которая возвращает interface{}. Так как вам известно, что это строка, здесь можно задействовать утверждение типа. Если же вы не можете гарантировать тип или то, что это значение будет существовать в этом контексте, используйте для преобразования инструкцию switch.

Выполните сборку и запустите код Использования context в обработчиках, а затем отправьте несколько запросов на сервер. Попробуйте использовать как верные, так и неверные учетные данные. Вывод должен получиться следующим:

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

Отправка запросов без учетных данных приводит к возврату ошибки 401 Unauthorized. Если тот же запрос отправить с верным набором данных, то в ответ придет суперсекретное сообщение, доступное только аутентифицированным пользователям.

Усвоить нужно очень большой объем рассмотренного здесь материала. Функции-обработчики используют для записи ответа в экземпляр http.ResponseWriter только fmt.FPrintf(). Закончу эту статью последним разделом про создание HTML- ответов с помощью шаблонов.



Создание HTML-ответов с помощью шаблонов:



Шаблоны позволяют динамически генерировать содержимое, включая HTML, с помощью переменных из программ Go. Во многих языках генерация шаблонов реализуется с помощью сторонних пакетов. В Go для этой цели есть два пакета, text/template и html/template. Мы же в этой главе используем пакет HTML, потому что он предоставляет необходимую нам контекстную кодировку.

Одна из особенностей учета контекста в пакете Go заключается в том, что он кодирует переменную по-разному, в зависимости от ее расположения в шаблоне. Например, строка в виде URL, переданная в атрибут href, будет закодирована в URL, но при отображении в HTML-элементе она будет закодирована уже в HTML.

Процесс генерации шаблона для его дальнейшего использования начинается с определения самого шаблона, который содержит поле ввода для обозначения динамических контекстных данных для отображения. Его синтаксис покажется знакомым тем, кто применял Jinja совместно с Python. При отрисовке шаблона мы передаем ему переменную, которая будет использоваться в качестве контекста. Она может быть сложной структурой с несколькими полями либо примитивом.

Давайте проработаем код ниже, который создает простой шаблон и заполняет поле ввода JS-кодом. Это искусственный пример, показывающий, как динамически заполнять содержимое, которое возвращается в браузер.

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

HTML-шаблонизация

Сначала создается переменная x, которая будет хранить HTML-шаблон. Здесьдля определения шаблона используется строка, вложенная в код, но в большинстве случаев вам потребуется хранить шаблоны в отдельных файлах. Обратите внимание на то, что этот шаблон представляет простую HTML-страницу. Внутри него с помощью специальной инструкции {{variable-name}} определяются поля ввода. Variable-name — это элемент внутри контекстных данных, который требуется отобразить. Напомним, что это может быть структура или другой примитив.В данном случае мы используем одну точку, сообщая таким образом пакету, что нужно отобразить весь контекст. Учитывая, что мы будем работать с одной строкой, это нормально, но в случае применения более крупных и сложных структур, таких как struct, получение нужных полей осуществляется вызовом после этой точки. Например, если в шаблон передать структуру с полем Username, то отобразить это поле можно будет, используя выражение {{.Username}}.

Далее в функции main() с помощью вызова template.New(string) создается новый шаблон ❸. Затем выполняется вызов Parse(string), обеспечивающий верное форматирование шаблона и его парсинг. Совместно эти две функции возвращают указатель на Template.

В этом примере задействуется всего один шаблон, но шаблоны можно вкладывать в другие шаблоны. При использовании нескольких шаблонов для удобства их дальнейшего вызова важно именовать их последовательно. В завершение происходит вызов Execute(io.Writer, interface{}), который обрабатывает шаблон, используя переменную, переданную в качестве второго аргумента, и записывает его в предоставленный io.Writer. Для демонстрации мы применяем os.Stdout. Вторая передаваемая в метод Execute() переменная — это контекст, который будет использоваться для отображения шаблона.

Выполнение этого кода сформирует HTML-код, и можно заметить, что теги скриптов и другие переданные в контексте вредоносные символы закодированы правильно:

Основы HTTP-серверов Интернет, Программирование, Длиннопост, Сервер, Http, Web-программирование

О шаблонах можно сказать еще много, например то, что вместе с ними допустимо применять логические операторы или что их можно задействовать с циклами и другими управляющими конструкциями. Помимо этого, они позволяют использовать встроенные функции и даже определять и раскрывать любые вспомогательные функции, что существенно расширяет возможности шаблонизации. Я советую вам познакомиться со всеми этими возможностями получше погуглив.

ССЫЛКА НА ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ АВТОРА

Web-технологии

459 постов5.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Не оскорблять других пользователей

2. Не пытаться продвигать свои услуги под видом тематических постов

3. Не заниматься рекламой

4. Никакой табличной верстки

5. Тег сообщества(не обязателен) pikaweb